Дмитрогорский проект Агропромкомплектация

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Начав с покупки совхоза «Дмитрова гора», где было 400 коров с недотягивающими до 2 тыс. л надоями, «Агропромкомплектация» за последние 17 лет стала лидером тверского АПК. Сейчас у компании пять молочных и свиноферм, сельхозугодья, комбикормовый, мясной и молочный заводы, а также 96 супермаркетов и торговых точек. Владелец компании Сергей Новиков, хоть и сравнивает агропром с затягивающим болотом, не жалеет, что пошел в этот бизнес.

«» основал в Казахстане в конце 1980-х годов предприниматель Сергей Новиков. Кооператив специализировался на материально-техническом снабжении республиканских сельхозкомпаний, владел камнерезным и кабельным заводами. Работа была напряженной, вспоминает он: в условиях «битвы за урожай» требовалось точно и в срок выполнять все заявки «сверху». Компания, по словам Новикова, вела вполне успешный бизнес, пока не распался Советский Союз и снабженцы не оказались «в суверенном мусульманском государстве». К тому же нарушились хозяйственные связи. Работать с новыми властями, да еще без материальной базы и регулярных поставок техники и материалов было почти невозможно. Новиков решил, что с него хватит: распродал казахстанские активы и перебрался в Россию.

Другая жизнь

За директором потянулась, как он говорит, вся команда. Местом ведения нового бизнеса стал Конаковский район Тверской. Его выбрали почти случайно: за несколько лет до ухода из Казахстана сотрудники кооператива ездили туда на конференцию. Сохранились связи с районной администрацией. 30 мая 1990 года Новиков зарегистрировал первое предприятие и занялся тем же, что делал в соседней республике — поставками товаров. В Казахстан компания продавала стекло, а оттуда ввозила в Россию пшеницу. В Москве и подмосковном Зеленограде бизнесмен построил несколько продовольственных супермаркетов. Прибыль от торговли нужно было реинвестировать. Поэтому, когда в 1999 году друзья Новикова, немецкие поставщики оборудования для мясозаводов, предложили ему заняться переработкой, он согласился и приобрел у них производственную линию с трехлетней рассрочкой. Под Конаковым «» построила колбасный цех на 4 т/сут. — первый объект комбината, сейчас выпускающего 30 т мясных продуктов в сутки.

Дальше — сельское хозяйство

Главной проблемой нового проекта были не инвестиции, а кадры. «В радиусе ста километров» найти специалистов по переработке мяса было невозможно, рассказывает директор. Пришлось задействовать старые контакты — переманивать в Россию казахстанских технологов с трех местных мясокомбинатов. Когда цех заработал и новость об этом разошлась по району, к Новикову начали проситься безработные сотрудники банкротных сельхозпредприятий. «Ситуацию в областном АПК тех лет можно сравнить с той, что сейчас в Таджикистане, — говорит он. — В совхозах не было техники, воды, электричества…». Трудоустройство местного населения и тех, кто приехал вместе с ним из Казахстана, вылилось у Новикова в самостоятельный агропроект — на первых порах исключительно социальный. В 1997 году «» купила совхоз «» с долгом в млн (примерно 2 млн руб. по действовавшему курсу) и 400 коровами. Средний надой от каждой не превышал 1,7 тыс. л/год. Все остальное, представлявшее хоть какую-то материальную ценность, было разворовано.

Долги пришлось полностью выплачивать, а поголовье — сокращать: полностью вырезать его не разрешили бы власти. Да и сокращение рабочих, которое последовало бы за забоем непродуктивного стада, не прибавило бы компании лояльности администрации и местного населения. В итоге 200 коров пришлось оставить, а стадо — постепенно обновлять. Впрочем, хороший уход и питание сделали свое дело, вспоминает Новиков: через год после покупки совхоза надои выросли до 5,8 тыс. л/год, а КРС начал приносить прибыль.

С 2003 года «Агропромкомлектация» сделала молочное направление одним из приоритетов. За четыре последних года в закупку скота, реконструкцию и строительство двух молферм Новиков инвестировал более 800 млн руб. — в основном кредитных средств . Сейчас на его фермах 1,2 тыс. дойного КРС. Российских коров осталось почти столько же, сколько было в начале — 180. Остальных — черно-пестрых голштинов — тремя партиями завезли из Голландии. Надои тверских коров сейчас не ниже 6,5 тыс. л/год, импортных — около 8 тыс. л/год, радуется директор.

От первой же партии голштинов «Дмитрова гора» получила молоко высокого качества — с 3%-ным содержанием белка и 4,6%-ной жирностью. Однако ближайший молокозавод, Конаковский, отказывался закупать молоко больше чем по 4 рубля за литр. С такой закупочной ценой о рентабельном бизнесе можно было даже не думать. Не желая продавать за копейки сырье, соответствовавшее евростандарту, в 2004 году Новиков за €2,5 млн построил свой молокозавод на 100 т/сут., способный выдавать до 50-60 т готовых продуктов. Сейчас в его ассортименте 40 наименований. В сутки перерабатывается до 70 т молока: 25 т дает своя ферма, остальное закупается у тверских и подмосковных хозяйств по 14-16 руб./л. Себестоимость своего молока — около 10 руб./л.

Рентабельность у молокозавода низкая, 1,5-2%. Однако отказываться от этого бизнеса Новиков не собирается — надеется, что он станет более прибыльным, и замечает, что бренд «Дмитрогорский продукт» слишком раскрученный, чтобы с ним расставаться. К тому же под этой маркой продается не только молочная, но и мясная продукция холдинга.

В планах Новикова — увеличить дойное стадо до 2,5-2,7 тыс. «Правда, большой вопрос, найдем ли мы столько скота, — размышляет он. — В ЕС всех коров скупили Россия с ее нацпроектом, фермеры из арабских стран, недавно озаботившиеся «молочкой», либо сами европейцы. В прошлом году мы еле нашли 600 голштинов, а в этом вряд ли сможем купить больше 200». Альтернатива — приобретение канадского или австралийского КРС. Но компании это обойдется очень дорого: такой скот не предлагают дешевле, 5 тыс./гол. Для сравнения, европейская нетель в 2007 году стоила Новикову, 8 тыс. Учитывая, что в Австралии или Канаде требуется купить не меньше 1,5 тыс. КРС, Новикову придется потратить на новое стадо минимум, 75 млн. Он, впрочем, готов к этим вложениям, рассчитывая окупить их благодаря установившейся с прошлого года хорошей цене на молоко-сырье и его высокому качеству.

Прокормить стадо

Однако вместе с молоком дорожает не только племенной скот, но и растут затраты на производство. Зерно за последний год прибавило в цене почти 100%, пробив планку в 6 тыс. руб./т. Это сильно ударило по бюджету компании, признает Новиков. Пришлось позаботиться о собственной кормовой базе. «» приобрела 6 тыс. га курских черноземов и в 2007 году собрала первый урожай. Опыт выращивания зерновых у холдинга уже был, но продуктивность имевшихся 1 тыс. га тверских глиноземов не идет с новыми угодьями ни в какое сравнение. Но даже с них Новикову удавалось собирать по 30 ц/га.

В Курской области будет 60 ц/га, верит он. «Всего нам нужно 50 тыс. т зерна в год, — подсчитывает директор. — И если удастся выкупить на юге еще 9 тыс. га, то мы будем полностью обеспечены кормом». Траву на силос и сенаж он планирует выращивать на землях холдинга под Тверью. По его расчетам, себестоимость зерна не должна превысить 4 руб./кг даже с учетом роста цен на удобрения.

Нужен бекон

Зерно требуется не только для КРС, но и для свиней, которых у компании 4,5 тыс. (маточное поголовье). Чтобы обеспечить кормами всех животных, за €1,5 млн построен автоматизированный комбикормовый завод с хранилищем на 12 тыс. т зерна, оборудованный австрийской фирмой «Грюбер».

Свиноводством Новиков занялся так же, как и молочным КРС: требовалось сырье для перерабатывающего производства — колбасного цеха. Свинина закупалась сначала в Ростовской области. Но когда в холдинге убедились, что в бразильском и германском мясе деликатесная часть составляет до 25% против 12-13% у российского, то перешли на импорт. Когда мощности по выпуску мясных продуктов увеличились до 40-50 т/сут., Новиков задумался о своем сырье. Это надежнее, чем импорт, решил он: высоки риски сокращения квот, ценовых колебаний и сбоев в поставках.

У компании холдинг за 48 млн руб. приобрел беконных животных, выбрав английский трехпородный гибрид: инвестировать в «сало» - так Новиков называет отечественные породы — не хотелось. Оборудование для свинокомплекса на 48 тыс. голов и 22 т/сут. мяса поставил . Первую очередь — репродуктивную ферму на 4,5 тыс. маток — уже запустили, первый приплод ожидается в марте. Вложения в комплекс превысили 1,5 млрд руб. нацпроектных кредитов.

Часть маток у компании будет закупать для поставок в регионы центральной России. Чтобы повысить доходность свиноводства, Новиков также отказался от реализации полутуш. Продаваться будут только охлажденные и упакованные под газом отруба. Сейчас он закупает живых свиней, забивает и разделывает туши и поставляет до 15 т мяса в сетевые супермаркеты — «Патэрсон», «Спар» и «Седьмой континент». Ведутся переговоры с «Перекрестком», «МЕТРО» и «Ашаном». Своя розница — 96 торговых точек в Москве, Московской и Тверской областях, которые «» открывала с начала 1990-х годов, — для продвижения своего продовольствия уже не нужна, говори Новиков. Все свои супермаркеты он сдал в аренду, но с условием, что в их ассортименте будет постоянная выкладка «Дмитрогорского продукта».

Затратный КРС

Если собственной свининой мясокомбинат обеспечен на 100%, то говядину приходится покупать: 40% по импорту и 35% у российских хозяйств, которые продают сырье по 55 руб./кг живого веса. Свои бычки дают только 35% нужного для переработки объема. Без закупок в ближайшие годы не обойтись, разводит руками Новиков: мясное животноводство — самая рискованная сфера сельхозбизнеса. Чтобы откармливать мясной КРС, нужна «идеально обученная» команда специалистов, подготовленные под кормовые угодья поля, отлаженная инженерная инфраструктура, перечисляет он. Помощь в мясном проекте — обеспечение электричеством, водой, постройку дорог — обещают власти Курской области, где компания выращивает фуражное зерно. Однако Новиков не спешит соглашаться на производство мяса в этом регионе. Положительное решение если и будет принято, то не раньше чем через три года. «Нам понадобится фермы на 2 тыс. голов маточного стада, со шлейфом это 10 тыс., — считает он. — На строительство уйдет не меньше 2 млрд руб. Значит, нужен кредит. Но брать его будет разумно только если государство продолжит выдавать под подобные проекты [льготные] десятилетние займы».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»