Молочные реки

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

"Рождество"

«Англичанин в русской деревне», «иностранец на Владимирщине», «Абрамович вкладывает в Челси, а Джон — в русских коров» - типичные обороты из статей о молочной компании бывшего угольщика Джона Кописки, которая на самом деле интересна не только этим. Его бизнес начинался в 1999 году с восстановления разрушенного хозяйства с 400 КРС. Сейчас Джону принадлежит дойное стадо в 1800 коров. Он привлек стратегического инвестора — бывшего совладельца «Южкузбассугля» Юрия Кушнерова — и планирует строить фермы во Владимирской и Липецкой областях, увеличивать поголовье до 12-15 тыс., а себестоимость молока — снижать до 10 руб./л.

Первая молочная ферма не была бизнес-проектом, уверяет Кописки. Он говорит, что и не думал об агробизнесе, когда в 1992 году после краткой командировки переехал в Москву. Джон женился, основал и возглавил компанию «Мичуринскуголь». «Вблизи нашей дачи под Петушками (Владимирская область) — действующий монастырь, — рассказывает он. — Настоятельница жаловалась, как тяжело живется сестрам». Кописки решил наладить производство молока и мяса, чтобы помочь монахиням.

Ферма-эксперимент

Найти площадку для строительства было несложно — разорившихся хозяйств в районе хватало. Кописки выбрал ближайший к своему дому совхоз «Клязьминский», где от коровников остался только фундамент.

В восстановление фермы на 400 коров он вложил средства, накопленные за годы работы в угольном бизнесе. Назвать точный объем инвестиций Кописки затрудняется: «Давал столько, сколько было нужно, — говорит он. — Получилось несколько миллионов рублей».

Хозяйство назвали «Богдарня» (Божий дар) и начали производить сельхозпродукты по традиционным российским технологиям. Тяжелее всего было бороться с менталитетом сотрудников, говорит Кописки. «Они подумали, что вместе с фермой возродились старые порядки. Считали, что будут получать деньги, как бы ни выполняли свою работу», — вспоминает он. Изменить такой подход к работе было тяжело. Кописки приводит в пример спор с главным инженером. Владелец фермы считал, что для обработки 800 га хватит шести механизаторов вместо прежних двадцати, инженер же доказывал обратное. «Он согласился только когда мы опробовали новую схему на практике», — говорит Джон.

Молоко с «Богдарни» поставляли в монастырь и продавали крупному переработчику, но рентабельность была отрицательной. В 2002 году Кописки задумался об изменении традиционной привязной технологии и вместе с гендиректором своей компании отправился в Чехию, чтобы посмотреть, как организован молочный бизнес. По возвращении он решил перевести коров на холодное содержание. Изменилась и система питания: вместо трехразовой схемы перешли к шестиразовой, корма начали делить на меньшие порции. Затраты стали рассчитывать не по объему кормовых единиц, а по энергетической ценности.

Новый метод подтвердил свою эффективность. Коровы меньше болели, надои выросли. Раньше из-за болезней на ферме теряли до 30 телят в год, а после перехода на новую технологию падеж прекратился. Сократились расходы на отопление, составлявшие 12 т угля в год и 12 тыс. руб./мес. на зарплату двух кочегаров.

Но 4,5-6,5 т молока в сутки, которые начали получать в «Богдарне», все равно не позволяли окупить затраты на его производство. Кописки понял, что секрет заключается в размере стада. «При 200 коровах ферма нерентабельна, при 400 можно выйти в ноль, прибыль можно получать от стада, превышающего 1000 голов», — подсчитывает он. Следует или закрывать бизнес, или укрупнять проект, сделал вывод Кописки. Предприниматель решил рискнуть — построить комплекс на 1040 дойных коров.

Вторая попытка

Разработка этого проекта началась в 2004 году. Региональные власти предложили Кописки арендовать для новой фермы 3 тыс. га рядом с деревней Рождество, в 45 км от «Богдарни». Еще 1,5 тыс. га он арендовал у пайщиков. Сейчас эти земли принадлежат компании. «Рождество» заготавливает на них корма — кукурузу, многолетние и однолетние травы.

К строительству коровников в «Рождестве» приступили в мае 2005 года. Через семь месяцев ввели ферму, оснащенную современным оборудованием для доения, содержания и контроля над стадом, телятником, доильным залом, лагунами и кормовым цехом. В 2006 году из Дании привезли 600 голштино-фризов, еще 350 швицких коричневых и костромских коров забрали из «Богдарни», которая стала телятником. Инвестиции в проект составили до 300 млн руб. собственных средств Кописки.

Первая зима оказалась холодной — температура воздуха опускалась до -45°С. Гидравлическая скреперная система замерзла, пол покрылся льдом, и несколько десятков коров пришлось выбраковать из-за переломов конечностей. Кописки решил, что кроме технологий и оборудования нужен главный технолог, знакомый с холодным беспривязным содержанием. Найти его в России было сложно. Джон обратился в американскую службу подготовки управляющих молочными фермами. Там ему рекомендовали пятерых претендентов из США, Канады и Венгрии. Кописки пригласил их в «Рождество» и предложил выполнить несколько тестов. На работу взял американца Лорина Грамса. Он продал свою ферму в США и переехал с женой в «Рождество». Осмотрев хозяйство, предложил уменьшить ширину боксов, чтобы увеличить дойное стадо. Сейчас оно составляет 1800 коров вместо предусмотренных в проекте 1040. С животными работают 30 человек, а всего на предприятии 110 сотрудников.

В 2006 году «Рождество» стало участником аграрного нацпроекта. За два года компания получила в Сбербанке и 417,5 млн руб. краткосрочных и инвестиционных (на 5-10 лет) кредитов под 11-14%. Эти средства израсходовали на строительство второго доильного зала, убойно-санитарного пункта, крематора и телятника. Увеличение доильных мощностей позволило обеспечить трехразовую дойку, благодаря которой коровы дают больше молока. Сейчас их средняя продуктивность превышает 7,3 тыс. л/год.

Цель Кописки — создать ферму с замкнутым циклом производства. В 2008 году компания ввела весовую, еще один телятник, улучшила систему удаления навоза и обзавелась сушильной печью. Она превращает навоз в сухую рассыпчатую массу, пригодную для подстилки. В развитие Кописки вкладывает прибыль (4,9 млн в 2007 году) и кредиты. Еще один способ финансирования — привлечение стратегического инвестора. В этом году он продал 50% акций «Рождества» партнеру по угольному бизнесу Юрий Кушнерову, который сейчас является председателем совета директоров и совладельцем «Нефтехимсервиса». До июня 2007 года он владел «Южкузбассуглем», но после аварии на его шахте продал свой пакет акций «Евразу». В начале 2007 года журнал «Финанс» оценил состояние Кушнерова в $350 млн.

Что дальше

Строительство в «Рождестве» завершится в 2009 году, обещает Кописки. Он хочет снизить себестоимость литра молока, составляющую сейчас до 15 руб./л. «Если бы не кредиты, — рассуждает Джон, — то проект стал бы приносить прибыль раньше. Но мы расплатимся со всеми долгами только через восемь лет». Правда доходность бизнеса вырастет уже после 2009 года, за который компания рассчитается с основными кредитами. Справиться с ростом себестоимости мешает использование в технологической цепочке старой фермы. На ее содержание уходит 800 тыс. руб./мес.

Все 43-53 т/сут. молока евростандарта, которое получает предприятие, покупает ВБД. Раньше «Рождество» продавало свою продукцию другому крупному переработчику, но он при себестоимости сырья 10,13 руб./л (данные за июль 2007 года) платил максимум 9,82 руб./л. ВБД предложил более выгодную цену — до 12 руб./л. Теперь «Рождество» получает от поставщика деньги за молоко, а перед посевной еще и беспроцентные кредиты на 3-4 мес.

Будет холдинг

Владимирские власти, когда нужно продемонстрировать успехи нацпроекта, показывают гостям ферму Кописки. В прошлом году в числе посетителей были руководители Липецкой области. Они предложили Джону построить в своем регионе две фермы по 4 тыс. КРС, пообещав помочь с выделением земли, обеспечением кредита и частичным финансированием инфраструктуры. Кописки согласился. Проекты комплексов готовы, рассказывает он, а стройка завершится в течение года после начала финансирования. В Липецкой области Джон планирует развивать производство не только молока, но и зерна, предусмотрев в проекте элеваторы и мощности по сушке зерновых. «Мы планируем приобрести не меньше 12 тыс. га», — рассказывает он. Половину используют для производства фуража, остальное — для выращивания продовольственной пшеницы. Заняться растениеводством он хочет, чтобы покупать удобрения, не привлекая кредитов, и снизить финансовые риски молочного бизнеса.

В «Рождестве» тоже расширят производство. На полях, расположенных рядом с фермой, построят еще два коровника по 600 коров в каждом. «Строительство в этом месте будет на 40% дешевле, чем освоение новой территории, потому что рядом уже есть телятники, инфраструктура по кормлению, дороги», — перечисляет Кописки. Увеличение объемов, планирует он, поможет и первой очереди «Рождества»: за счет роста поголовья себестоимость продукта снизится с 15 до 10 руб./л. Время реализации этого проекта, по словам Кописки, зависит от того, насколько быстро удастся найти новые земли для выращивания кормов. «По европейским нормам нам нужно по гектару на корову, в нашем же регионе из-за невысокой урожайности эта цифра в 1,5 раза больше», — объясняет Джон.

Перемены планируются и в «Богдарне». Вместо телят там будут выращивать баранов. Спрос на баранину высок, а ее производство позволит задействовать 800 га, принадлежащие ферме, объясняет свое решение Кописки. Себестоимость мяса, предполагает он, не называя, однако, цифр, будет низкой, так как нет необходимости в новом строительстве. Нужен лишь небольшой кредит для закупки скота. В «Богдарне» разместят до 2 тыс. баранов. Чтобы приступить к реализации проекта не хватает управляющего, знакомого с технологиями производства баранины. Как только такой человек найдется, уверяет Джон, будет разработан подробный бизнес-план, и компания приступит к реализации проекта. «В молочном бизнесе у нас уже есть главное — технология и обученные люди, — продолжает Кописки. — Это [в перспективе] позволит держать 12-15 тыс. коров». Планы развития требуют новых кредитов. Джон уверен, что сможет получить их даже в условиях кризиса, потому что компания обладает залоговой базой: современными коровниками, оборудованием, землями, положительным балансом, у нее имидж эффективного сельхозпроизводителя и положительная кредитная история. «Рождество» производит 6% молока в регионе, подсчитывает Вячеслав Гусев, замгубернатора Владимирской области, директор департамента сельского хозяйства и продовольствия. Впрочем, есть и более крупные компании, добавляет он: например, в СПК «Стародворский» дойное стадо превышает 3 тыс. коров. Но «Рождество» - первый крупный проект в регионе, построенный с использованием современных технологий, признает Гусев. Именно сюда в начале реализации нацпроекта привезли глав муниципальных образований, чтобы показать, к чему нужно стремиться, вспоминает он. Здесь обучали работе в доильном зале доярок с других предприятий. Сейчас в области семь современных комплексов, еще 12 строится, подытоживает

Гусев.

На чем еще заработать

«Рождество» получает прибыль не только от молока. Увеличить доход позволяет консалтинг. Современное оснащение и удачное расположение — 170 км от Москвы — привлекают специалистов из других регионов, которые участвуют в организуемых компанией тренингах. В холдинг также входит компания «Рождество Фермтех», продающая системы хранения, удаления и сепарации навоза, сделанные на основе оборудования австрийской фирмы Bauer. Кроме того, холдинг торгует сепараторами Fan, сельхозтехникой Tatoma и ветоборудованием.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»