Женаты и с детьми

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

При переезде в другие регионы менеджерам предлагают релокационные пакеты

Управляющие компании многих агрохолдингов находятся в Москве или областном центре, а активы — в регионах. Расстояние между двумя этими точками может составлять сотни и даже тысячи километров. При этом местным менеджерам недостает управленческих компетенций, да и самих менеджеров остро не хватает. Для эффективного управления сельхозпроектами компании вынуждены переселять городских менеджеров, в том числе высших, в регионы — часто на несколько лет. Чтобы менеджер быстро освоился в местном социуме, как можно меньше отвлекался на бытовые вопросы, следил за своим здоровьем и не скучал по семье, ему предлагают релокационный пакет — корпоративную программу адаптации на новом месте работы.

Консультант консалтинг-центра «Шаг» Владимир Сметанников советует: в условиях дефицита управленческих кадров лучше исходить из самых экстремальных вариантов, когда человеку предлагают высокую позицию, отправляя работать в далекий город, а он при этом женат и с детьми. По его словам, в «приличных компаниях» релокационный пакет прежде всего решает для переезжающего менеджера основные бытовые вопросы: работодатель оплачивает переезд всех членов семьи, компенсирует аренду жилья, помогает в устройстве детей в детский сад/школу. Также некоторые участники рынка компенсируют — полностью или частично — занятия спортом и оплату интернета. Еще один вопрос — здоровье менеджера: в чужом городе не будет знакомого доктора, а в районную поликлинику вряд ли кто-то будет обращаться. Поэтому хорошо, если работодатель или оплатит медстраховку (желательно на всю семью), или компенсирует обращение в частные клиники, отмечает Сметанников. Не стоит также забывать, что человеку придется адаптироваться в новом городе. Если менеджер занимает высокую позицию, то ему необходимо будет налаживать связи с местной элитой. «Для этого потребуются неформальные контакты, посещение местных светских мероприятий и тусовок, — продолжает консультант. — В этом случае важно не жадничать и заложить в бюджет релокационного пакета еще и представительские расходы».

Из Москвы в регионы

Как показал опрос участников агрорынка, в сельском хозяйстве к таким расходам готовы немногие работодатели. «Единственный способ стимулировать людей к переезду — предлагать им интересную работу», — рассуждает Андрей Даниленко, владелец группы «Русские фермы». Одно дело, когда над тобой стоит руководитель, а другое, если ты сам за все отвечаешь, и это уже само по себе фактор мотивации, поясняет он, добавляя, что многие менеджеры с удовольствием откликаются на такие предложения. Зарплата, продолжает Даниленко, необязательно нужна больше той, которую менеджер получал в Москве: в перерасчете на расходы в регионе она все равно окажется выше. Вторая причина, по которой люди соглашаются на переезд, — это экологически чистая среда обитания. И потом, провинциальные города кажутся менее опасным местом проживания в отличие от Москвы, где происходят теракты, аргументирует Даниленко.

По его словам, больше десяти менеджеров компании уехали из столицы в Ставропольский край, Белгородскую и Пензенскую области. «Конечно, для бизнеса менее затратно назначать на управленческие должности в регионах местные кадры, — говорит Даниленко. — В этом случае вопрос с жильем заранее решен, с трудоустройством членов семьи — тоже». Но таких людей в регионах еще нужно вырастить. Поэтому компания командирует менеджеров из Москвы в провинцию временно. Они готовят себе замену и возвращаются домой. А на местах проектами управляют люди, хорошо знающие специфику своего региона. «Поскольку активы нашей компании находятся в 19 регионах страны, мобильность персонала для нас — актуальная проблема, — рассказывает Алексей Молчанов, директор по персоналу группы «». — Выбираем кандидатов на переезд из специального резерва». Попасть в резерв может любой сотрудник, переросший свою должность в управляющей компании или региональном предприятии. Для менеджеров переезд из Москвы в регион — реальный карьерный рост, уверяет Молчанов. В релокационный пакет компания включает все, на ее взгляд, возможное. Это повышение зарплаты: в 1,5 раза, если, к примеру, менеджер переезжает из Башкирии в Краснодар, и максимум на 30%, если уезжает из Москвы. Оплачиваются жилье, служебная машина (включая обслуживание и ремонт), безлимитная мобильная связь и медстраховка (последняя — 100% для менеджера и частично — для его ближайших родственников). Иногда менеджер не хочет уезжать далеко от семьи, и компания предлагает ему максимально близкий к Москве регион, чтобы он хотя бы раз в неделю навещал ее.

Из регионов в столицу

Есть обратная тенденция. Люди, которые должны будут работать на местах, не всегда знакомы, например, с технологиями. Чтобы устранить нехватку таких знаний в центральном офисе, сотрудников из регионов приглашают работать в Москву. Но релокационный пакет у них более скромный, говорит Галина Спасенова, партнер кадровой компании «Агентство Контакт». Переезд в Москву для многих — уже мотивация, отмечает она: в этом случае достаточно предложить компенсацию аренды жилья и рост зарплаты на 50%.

По словам Оксаны Каспари, директора по персоналу «-Кубани», трем сотрудницам, переехавшим в прошлом году из Краснодара в Москву, компания увеличила зарплату на 54%. Одна заняла позицию руководителя отдела планирования продаж, другая — ассистента коммерческого директора, третья — бизнес-аналитика. Все три — незамужние девушки, поэтому никаких проблем с переездом не было, довольна Каспари. Компания, отмечает она, оплачивает этим сотрудницам жилье и медстраховку. «Проблема даже не в подборе льгот и компенсаций, а в психологической адаптации людей, — делится наблюдениями Каспари. — В Москве у приезжих, как правило, нет близких знакомых, а ведь для россиян социальные связи — важный фактор. И потом, жить в столице трудно — большие расстояния, пробки, холодный климат. Многие из приехавших в Москву жалуются на плохое самочувствие и сонливость». Хоть как-то компенсировать такое состояние остается разве что походами в солярий, разводит руками Каспари.

Василий Козлов, ректор Нижегородского регионального института управления и экономики АПК, дает соискателям из регионов другие характеристики. «Те, кто приходит к нам учиться, имеют высшее образование, крестьянские корни и воспринимают мегаполис как большой муравейник, нивелирующий индивидуальность», — делится он. В то же время у людей 23-30 лет, по наблюдениям Козлова, в отличие от более старших уже есть ориентация на мобильность: они не сильно связывают себя с городом, в котором учились, равно как и там, в котором родились.

Компенсируйте комфорт

Кандидаты на переезд ожидают от работодателя не только помощи в решении материальных вопросов, но и социальной ответственности. «У меня был опыт работы в американской агрокомпании «»: отправили на одно из производств в Тульской области, — рассказывает частный предприниматель из Курска Борис Пихун. — Предложили хорошую зарплату, полностью компенсировали расходы на жилье и проезд домой. Но не это главное. Когда я заболел и был вынужден на месяц вернуться в Курск, компания оплатила лечение и сохранила за мной рабочее место». Потом Пихун работал в свиноводческой компании, входящей в первую топ-3 на российском рынке, о чем вспоминает с неудовольствием. «Переезжать не пришлось, но при первом же больничном сказали: извините, вы больше не нужны», — вспоминает он. Пихун сделал вывод: если он и будет рассматривать предложение о работе наемным менеджером, то только в иностранной компании.

По мнению директора консультативной фирмы «Пятерка» Давида Шустермана, компенсация расходов, связанных с переездом топ-менеджера, деньгами — не самая эффективная мера. Если у компании стандартный набор льгот — проезд, медстраховка, автомобиль и расходы на бензин, — то для работника это сигнал, что она, скорее всего, настроена каждые два-три года ротировать менеджеров на этой позиции, предупреждает эксперт. А вот когда акционеры заинтересованы в том, чтобы человек остался в регионе надолго, а не вернулся через несколько месяцев в Москву, его нужно «осаживать»: постройте ему дом, предоставьте беспроцентную ссуду и возможность летать в Москву, когда только захочется, советует агрохолдингам Шустерман.

В подготовке статьи участвовала Юлия Седова

Не хотят платить

Компания HeadHunter по просьбе «Агроинвестора» проанализировала 1300 резюме менеджеров в сельском хозяйстве, которые были размещены или обновлены в течение последних трех месяцев декабря 2010-го — февраля 2011 года. Оказалось, что, с одной стороны, 45,2% кандидатов из АПК готовы переехать в другой регион (для сравнения, общерыночное значение — 12,3%). С другой — только в 34% вакансий из просмотренных 212 предложений компаний, указавших переезд как условие трудоустройства, работодатель предлагает помощь в размещении, оформлении и адаптации на новом месте. Наиболее желаемы для соискателей столичные регионы (см. таблицу).

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»