На самообучении -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

На самообучении
Нина Важдаева
Агроинвестор
июль 2012
Зачем компаниям свои учебные центры

Только 15−20% выпускников сельскохозяйственных вузов работают по специальности: ветеринары вместо ферм трудоустраиваются в ветклиники, механики идут не в МТС, а в автосалоны. Квалификация сотрудников агрокомпаний часто недостаточна для работы на сложном современном оборудовании и применения новейших технологий. Чтобы преодолеть кадровый кризис, агрохолдинги, поставщики техники / услуг и пищевые корпорации, в том числе международные, открывают в России собственные учебные центры. Аграриям такие проекты нужны для обучения персонала и менеджмента, поставщики учат сотрудников хозяйств правильно пользоваться своей продукцией. Переработчики помогают сельхозпроизводителям наладить выпуск сырья нужного качества, устранить технологические, ветеринарные и другие проблемы.

Многие сельхозкомпании вынуждены сами обучать будущих сотрудников, а поставщики ресурсов для АПК — потребителей-аграриев: с развитием сектора проблема нехватки квалифицированных кадров не становится менее актуальной. «В Санкт-Петербурге по специальности работают менее 15% выпускников аграрных вузов, — рассказывает гендиректор компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. — Даже в самых развитых сельскохозяйственных регионах юга и Приволжья таких не больше 20−30%". По словам эксперта, многим нужен диплом о высшем образовании и они заранее готовятся работать в других отраслях: ветеринары — в ветклиниках, механики — в автосалонах и т. д. Уровень подготовки тех, кто не против попробовать себя в сельском хозяйстве, оставляет желать лучшего: агротехнологии развиваются быстрее отраслевого образования. Это проблема не только сельхозпроизводителей, но и поставщиков агрохимии, удобрений, техники, других ресурсов, а также переработчиков агросырья. Один из вариантов решения проблемы — собственные учебные центры. Аграрии создают их для обучения персонала и менеджмента. Поставщики ресурсов учат сотрудников хозяйств правильно пользоваться своей продукцией и соблюдать связанные с ее применением технологии. Переработчики (в первую очередь транснациональные компании) помогают сельхозпроизводителям наладить выпуск продукции в требуемых объемах, обладающей нужными им качеством и свойствами.

Не только для своих

Партнер кадрового агентства «Контакт» Галина Спасенова выделяет три группы сотрудников, на которых рассчитаны учебные программы центров при агрокомпаниях и предприятиях-поставщиках: профессионалы, менеджеры и молодые специалисты. «Опытным профессионалам-производственникам, которые хорошо знают оборудование и другую специфику отрасли, не всегда хватает управленческих знаний и менеджерских навыков, — поясняет она. — Менеджеров и маркетологов, специалистов по продажам и экономистов участники агрорынка часто привлекают из компаний, не имеющих отношения к АПК. Всем этим людям нужны профильные знания о специфике работы на агропредприятии». По наблюдениям Спасеновой, в агроотрасли также не хватает людей, которые могли бы совмещать профессиональные качества первой и второй групп. Она выделяет две цели создания компаниями учебных центров: обучение / переподготовка по каким-либо технологическим вопросам (например, работе с оборудованием) и развитие управленческих компетенций.

Создавать собственные учебные центры участники рынка вынуждены во многом из-за того, что у них нет другого выхода. «Один из наших клиентов — агрохолдинг «Пулковский» — вынужден был взять на работу выпускников агровуза и сразу же отправить их на зарубежную стажировку в фермерские хозяйства, — рассказывает Голохвастов. — Только потом их допустили к работе с животными на свинокомплексах компании». Теперь эти специалисты могут передавать знания другим сотрудникам холдинга. Аналогичная стажировка на российских предприятиях обошлась бы «Пулковскому» дешевле, да и полученный опыт был бы адаптирован к российским реалиям, но наши компании редко делятся опытом и знаниями, констатирует Голохвастов. Поэтому очень важно, чтобы в стране открывалось больше учебных центров при крупных агропредприятиях, причем таких, где могут обучаться не только собственные сотрудники, говорит он.

Корпоративными усилиями

Есть несколько вариантов создания учебных центров: одни открывают агрохолдинги или компании-поставщики оборудования и услуг, другие являются совместными проектами агрохолдингов и поставщиков / переработчиков. В группе «Талина» действует учебный центр по племенному свиноводству для повышения квалификации рабочих, специалистов, топ-менеджеров и т. д. Он расположен в Мордовии, где у компании основные активы. «Была необходимость обучать операторов по уходу за животными и ветеринаров новым технологиям индустриального свиноводства, в том числе искусственному осеменению, — объясняет замгендиректора «Талины» Евгения Толстых причины создания центра в 2004 году. — Молодые работники нуждались в практических навыках, а опытные — в повышении квалификации, освоении новых методов и приемов работы по европейским стандартам». Центр представляет собой племферму полного цикла — от осеменения до доращивания поросят — на 230 маток. Большая часть обучаемых — сотрудники, которых «Талина» задействует на новых мощностях. В прошлом году холдинг открыл под Ульяновском реконструированный комплекс «Симбирский бекон» (3,7 тыс. маток). Весь персонал прошел в центре курс «Современные технологии производства свинины». «Обучение рассчитано на три недели и построено по принципу «Учись, делая», — поясняет Толстых. — Чтобы каждому уделить внимание, формируются мини-группы по три человека». В первую неделю специалисты «Талины» и преподаватели Аграрного института Мордовского госуниверситета знакомят слушателей с теорией, еще две недели посвящены практике на участке репродукции.

Учебный центр позволяет формировать бригады на свинокомплексах компании по принципу взаимозаменяемости: каждый владеет навыками работы на всех производственных участках. Раз в два-три месяца в центре обучаются или повышают квалификацию специалисты других компаний, проводятся экскурсии для студентов агроинститута — будущих ветеринаров. Впоследствии они проходят практику на комплексах «Талины», а лучших выпускников вуза приглашают работать в ветслужбе холдинга, заключает Толстых.

Совместный образовательный проект — «Молочная Бизнес Академия» — есть у федерального Минсельхоза и Danone-Юнимилк. В нем будут участвовать французские и российские отраслевые эксперты, учебный план готовит Институт животноводства Франции, а преподавать будут специалисты наших вузов, которые пройдут там стажировку. Финансирование (50 млн руб.) обеспечит Danone-Юнимилк. Обучать аграриев предполагается, в том числе, современным экологическим программам снижения выбросов углекислого газа и сокращению потребления воды в молочном производстве. На первом этапе реализации проекта обучение смогут пройти 150 участников, а в ближайшие три года поток увеличится до 800 чел./год. Центр должен начать работу не позже первого квартала 2013 года. Стоимость обучения компания не раскрывает — менеджер по корпоративной социальной ответственности Danone-Юнимилк Юрий Головатчик говорит лишь о средней по рынку стоимости таких услуг. Будут скидки для фермеров, обещает он. Цель взимания платы — не извлечь прибыль, а дисциплинировать обучающихся, уверяет Головатчик: «Если человек платит за учебу, то ответственнее к ней относится».

У компании «Русмолко» есть совместный учебный проект с Пензенской госсельхозакадемией (ПГСХА). Он тоже на стадии стартапа и предусматривает создание учебных классов, где поставщики разместят образцы своего оборудования, а также обучат работе с ним. В апреле компания «Цеппелин агро» договорилась с академией, что поставит центру трактор New Holland и передаст его вузу на ответхранение, приводит пример гендиректор «Русмолко» Рашид Хайров. Он считает, что поставщикам должно быть интересно сотрудничество. Это нечто вроде программы лояльности, объясняет он: студенты, прошедшие обучение на оборудовании, придут на предприятия подготовленными к работе на нем, а руководители этих предприятий, принимая решение о техмодернизации, смогут сделать выбор в пользу компании, с которой взаимодействовали они либо их сотрудники. Продолжить приобретение практических навыков будущие аграрии смогут, стажируясь на фермах «Русмолко». В проекте будет комплекс из трех лабораторий — по анализу молочной продукции, кормов и почв.

Обучение в центре войдет в программы повышения квалификации и переподготовки работников сельского хозяйства, которые напишет ПГСХА с учетом требований агрокомпаний, говорит Хайров. По его словам, услугами центра смогут пользоваться студенты академии и все сельхозпроизводители области. Сроки учебы и ее стоимость еще не определены, добавляет он, уточняя, что студентам дневных отделений гарантируют бесплатное обучение, а продолжительность таких программ — от трех месяцев до года.

В среднем курс стажировок в корпоративных учебных центрах занимает от 70 до 100 часов, комментирует Спасенова. «При этом на весь учебный период сотрудник обычно обеспечивается фиксированной зарплатой, а если его направляют в другую местность, то компенсируют затраты на перелет/переезд и проживание», — говорит она.

Разная мотивация

Когда аграрии приобретают оборудование, технику и другие ресурсы, навыкам работы их обучают поставщики. Сотрудников «Талины» регулярно приглашают поучаствовать в таких программах, подтверждает Евгения Толстых.

Два года назад крупный международный производитель семян КВС создал при своей опытной станции в Липецкой области Центр аграрных компетенций. Его сотрудники проводят обучающие семинары и курсы в самом центре и в регионах (выездные), есть учебные экскурсии по опытной станции, общие многолетние опыты по обработке почв, химической защите растений, внесению минудобрений и т. д. В этом году, приводит пример гендиректор «КВС Рус» Денис Стрига, были обучающие семинары по технологиям возделывания сахарной свеклы и картофеля, планируются такие же по выращиванию кукурузы на силос и озимой ржи. По его словам, в центре учатся и повышают квалификацию специалисты из «Русагро», «Трио», «Доминанта», «Черноземья», «АСБ», других холдингов и сельхозкомпаний. В этом году КВС надеется привлечь к обучению специалистов «Разгуляя», «Продимекса» и «АгроТерры». Участие в семинарах центра для клиентов КВС бесплатное, обращает внимание Стрига.

Центры при компаниях-поставщиках — это, по сути, система дополнительного образования, комментирует Голохвастов из «Агриконсалта»: они создаются для повышения квалификации уже работающих сотрудников агрофирм. Мотивация поставщиков в данном случае — получить лояльного клиента. «Аграрии получают возможность повысить квалификацию, а поставщики — новый метод продвижения своей продукции», — заключает он.

Один раз в год занятия Центра аграрных компетенций проходят на площадке агрогруппы «Черноземье». «Основное, чему мы учимся у иностранцев, это применение современной обрабатывающей техники», — считает гендиректор Игорь Икармин. Семинары поставщиков ресурсов, в том числе выездные, сотрудники группы посещают два-три раза в год. Гендиректор «Трио» Евгения Уваркина рассказывает, что ее сотрудники регулярно проходят обучение в центре КВС. «Такие программы позволяют нам быть в курсе развития современных технологий и перенимать западный опыт, — поясняет она. — Например, недавно наши агрономы и растениеводы участвовали в семинаре по обработке сахарной свеклы, который проводил немецкий специалист». Знания и опыт агрохолдинг не только перенимает, но и делится ими с другими участниками рынка. Раз в месяц «Трио» проводит для них собственные недельные обучающие курсы по молочному животноводству. Проект называется «Школа действия». Участники стажируются на предприятиях «Трио», а по окончании курсов пишут своего рода дипломные работы, где описывают, что могли бы взять из опыта компании для своего предприятия и как собираются использовать полученные знания. «Основная цель такого недельного курса — показать, как должна взаимодействовать внутри фермы команда производственников, — говорит Уваркина. — То есть слушатели учатся эффективному управлению предприятием и получают специальные знания». Так, в «Трио» приезжал голландский специалист и проводил в «Школе действия» занятия по ветеринарии — рассказывал о профилактике заболеваний, технологиях обработки копыт и др.

Реализовывать проект «Школы действия» выгодно, не отрицает Уваркина: во-первых, компании платят за обучение — примерно $1,5 тыс./чел. (в группе обычно 7−10 человек), а во-вторых, преподавательская деятельность помогает повышать квалификацию собственным сотрудникам. «Ведь преподавание — один из способов ее повышения, — говорит она. — Читая лекции, рассказывая о производстве и отвечая на вопросы слушателей, они начинают больше думать, активнее развиваются». Сотрудники «Черноземья» тоже привлечены к преподаванию в «Школе действия» — читают там лекции по санитарной обработке, технологиям доения, кормления и другим вопросам. За лекцию компания доплачивает каждому по 500−1000 руб. «Но главный мотиватор — не деньги, — уверяет Икармин. — Преподавание повышает статус сотрудника, а мы таким образом популяризируем наших специалистов».

Опыт компании
Дмитрий Мирончиков
Директор по закупкам сырого молока «Вимм-Билль-Данна»
«Вимм-Билль-Данн» проводит выездные обучающие семинары для поставщиков сырого молока с 2006 года. Мы решили сами обучать аграриев, так как чувствовали нехватку качественного сырья. К тому же тогда началась разработка Технического регламента на молоко и молочную продукцию, который ужесточал требования к безопасности и качеству. Кроме того, ВБД в то время активно развивал новые технологии производства (в частности, детского питания), требующие все более качественного молока, а его в России было недостаточно. Существовала и проблема избыточного остаточного содержания ветеринарных препаратов в сыром молоке, негативно сказывавшаяся на производственном процессе.
Компания приняла решение организовать целевые обучающие семинары для стратегических поставщиков сырого молока. Их проводят специалисты Управления закупок сырого молока ВБД вместе с компаниями-партнерами: Alltech, Cargill, «Хелвет», DeLaval, Pfizer, The Friesian, GEA, Semex, CRV, BLGG AgroXpertus и другими. Темы обучающих программ для выездных семинаров составляются на основе информации, которую компания получает по результатам производственных аудитов поставщиков молока. Мы выявляем «критические точки» в технологическом процессе, прямо или косвенно влияющие на качество молока, составляем планы по устранению проблем, а затем по просьбе поставщика разрабатываем план развития его производства в целом.
Например, у одного из стратегических поставщиков в Подмосковье наметился рост в молоке соматических клеток. Аудит показал, что ветслужба поставщика допустила сбой, и в результате увеличилась заболеваемость коров скрытым маститом. Их продуктивность снижалась, качество молока тоже падало, был риск появления резистентного к лекарствам возбудителя мастита. Мы с партнерами из Pfizer помогли решить проблему. А так как это был не единичный случай, провели в этом хозяйстве семинар для других наших партнеров о современных методах профилактики, своевременной диагностики и лечения КРС.
Число и периодичность обучающих семинаров зависят от потребностей поставщиков и развития новых проектов ВБД. В 2011 году мы провели 11 мероприятий, а в 2012 году пока состоялось три семинара в Москве, Нижнем Новгороде и Рязани. Участие в них для наших поставщиков бесплатное. Мы практикуем как однодневные сессии, так и двух-, трехдневные программы, включая совместные комплексные аудиты производств. Темы семинаров охватывают всю совокупность технологий производства сырого молока: здоровье КРС, воспроизводство, селекцию, содержание, профилактику и лечение, производство кормов, кормление, доение.



Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще