Попадают в соцсети

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Помогают ли в бизнесе Facebook, Twitter, ЖЖ и LinkedIn

Все больше руководителей агрокомпаний регистрируются в соцсетях не для личного, а для делового общения. Это новый инструмент, поэтому у топ-менеджеров обычно нет стратегии наполнения и продвижения страниц. Эксперты считают, что результаты могут дать только аккаунты компаний, контентом которых будут заниматься профессионалы, что позволит увеличить посещаемость сайтов на 5—10%.

Социальные сети становятся модным и перспективным форматом делового общения. Как показывает консенсус-опрос «Агроинвестора», наибольшей популярностью пользуются Facebook, LinkedIn, Twitter и портал livejournal.com («Живой журнал», ЖЖ). При этом топ-менеджеры часто создают как личный аккаунт, так и от имени компании. «Ведение корпоративной страницы — часть имиджа бизнеса, — поясняет старший консультант направления FMCG (потребительские рынки) кадрового агентства Cornerstone Алексей Матушкин.  — На рынке b2с сети позволяют напрямую общаться с потребителем, учитывать его мнение, быстро реагировать на пожелания, отвечать на вопросы. Все это помогает укреплять позиции на рынке».

Разделяй и общайся

Главный тренд последнего времени — разделение личного и делового общения. Для того и другого топ-менеджеры регистрируют разные страницы. В начале апреля президент агентства Кorypaev Сonsultancy Валентин Корыпаев создал страницу в Facebook, уже имея там личный аккаунт. Также он зарегистрирован на LinkedIn. Все аккаунты ведет сам. Впрочем, Корыпаев пока не наполняет страницу агентства деловыми новостями, хотя обещает партнерам и коллегам делиться информацией о птицеводстве и мясной переработке. Поэтому нет и отклика. Страницы в соцсетях Корыпаев расценивает как альтернативу сайту, которого у него нет. «Для открытия сайта необходимы финансовые вложения или специальные знания, — поясняет он. — Чтобы наполнять страницу в соцсетях, особых навыков или денег не нужно. А главное, это не отнимает у меня много времени, всего 10—15 минут в день».

По словам Корыпаева, у каждой его страницы в соцсетях своя цель. «Facebook очень популярен, к тому же там есть страницы компаний, которые мне интересны, я читаю их новости, — рассказывает он. — Раньше делал это с личной страницы, а сейчас стараюсь разграничить личное и профессиональное общение, поэтому завел второй аккаунт».

Компания «» начала тестировать соцсети как площадку для развития бизнеса в 2006 году, когда появились «Одноклассники». Быстро стало понятно, что для деловых связей эта сеть не подходит. «Года два спустя мы обосновались в ЖЖ сразу с двумя блогами, — рассказывает президент «Талины» Виктор Бирюков. — Помимо традиционной цели таких ресурсов (знакомство пользователей с брендами и продукцией), оба блога используются для записи на реальные и виртуальные экскурсии». Все желающие могут увидеть свинокомплексы холдинга, процесс производства колбас, мясных полуфабрикатов и деликатесов. Этот проект помогает привлечь интернет-пользователей и создать активность вокруг аккаунта и блога «Талины». У Бирюкова есть и личный блог, где он делится мыслями на волнующие его темы.

Кадровый резерв

Большой популярностью у менеджеров пользуется LinkedIn — во многом за счет того, что позволяет найти не только потенциальных клиентов, но и новую работу или деловых партнеров. У Корыпаева аккаунт в LinkedIn больше двух лет. «LinkedIn часто используют компании, которые ищут сотрудников, — говорит он. — Мне через эту сеть не раз предлагали работу, в том числе иностранные фирмы». На некоторые запросы он откликался, в частности, был на собеседовании в Ward Howell, искавшей человека на позицию коммерческого директора предприятия по переработке мяса. Но, поскольку ему интересно независимое бизнес-консультирование, предложение Корыпаев не принял. LinkedIn — своего рода окно в мир, говорит он. «Например, меня [через эту сеть] пригласила поучаствовать в серьезном проекте международная компания со штаб-квартирой в Лондоне, — делится эксперт. — Они поставляют продукты мясопереработки в страны Восточной Европы, в частности, уже вышли на Украину, планировали работать в России». Корыпаев рассчитал компании бюджет для выхода на наш рынок. «Мне предлагали сотрудничество в качестве агента или комиссионера, — добавляет он. — Подобные интересные предложения поступают через LinkedIn минимум раз в квартал. Правда, часто предлагают штат, а мне не подходит такой формат работы».

Соцсети становятся одним из основных источников рекрутинга. «Контакты опытных, эффективных и, особенно, редких специалистов не так просто найти, ведь они востребованы на рынке, поэтому не размещают всю информацию о себе в открытых источниках, — рассказывает партнер и директор кадрового агентства «Контакт» Галина Спасенова. — Зато многие есть в соцсетях. Поэтому для нас социальные сети — хорошая дополнительная возможность дойти до нужного нам соискателя или выстроить цепочку «шести рукопожатий» через серию знакомств и рекомендаций».

Одной из лучших соцсетей Спасенова считает LinkedIn, ведь там в своем профиле люди публикуют мини-резюме, которое позволяет находить нужных специалистов по их профессиональным компетенциям, и, как правило, пользователи открыты для диалога. «Еще одна популярная в бизнес-среде сеть — Facebook, — продолжает Спасенова. — Конечно, там нет резюме, но есть другие плюсы: например, можно найти нужного человека через список контактов ваших «друзей» или группу какого-то профессионального сообщества». Соцсети позволяют составить более полное впечатление о человеке, чем написанное им резюме, поэтому сотрудники агентства обращают внимание на альбомы кандидатов на личных страницах, комментарии к фото, изучают особенности публичного общения с друзьями, говорит она.

В этом плане соцсети не всегда на пользу карьере. «Однажды мы искали человека на позицию бизнес-помощника президента компании, — вспоминает Спасенова. — Изучили профиль кандидата в соцсетях и были вынуждены отказать: нашли много откровенных фотографий». Это могло помешать клиенту, ведь если человек демонстрирует такое на публичных ресурсах, то высока вероятность, что и в работе он не слишком деликатен, объясняет она.

По словам Матушкина из Cornerstone, прямой поиск используется повсеместно при подборе топ-кандидатов. «Такие сети, как LinkedIn и XING (профессиональная сеть, где люди рассказывают о своем опыте, ищут работу, новые заказы и деловые контакты), эффективны, потому что с их помощью можно найти разных специалистов: от менеджера по продажам и технического руководителя до гендиректора управляющей компании, — говорит он. — Контакты пользователей во многих соцсетях открыты, поэтому можно быстро связаться с теми людьми, на которых прежде можно было выйти только через специализированные базы данных».

Президент компании Альберт Давлеев более двух лет активно пользуется LinkedIn. По его мнению, это сейчас единственная в России профессиональная сеть, нацеленная именно на деловое общение. «Моя цель — расширить круг деловых партнеров и найти профессионалов для своих новых проектов,  — поясняет он. — Я доверяю этой сети и информации, которая там размещена. Пользователи могут оставлять комментарии к резюме каждого человека, причем он не может их удалить, даже если ему что-то не нравится». Более того, в LinkedIn есть части профиля, которые очень трудно редактировать. «Например, я сделал опечатку и написал, что работал в «Русском стандарте» в 2008 году, а не в 1998-м, и чувствую, что это может сказаться на репутации, — переживает он. — Сотрудники, работавшие там в 2008 году, меня не помнят, и может сложиться впечатление, что я пишу неправду».

Давлеев предполагает, что администрация сети сделала эту часть нередактируемой специально, чтобы люди ответственно относились к данным, которые размещают о себе.

У Давлеева есть результаты пользования профессиональной соцсетью. «Недавно я вел крупный проект с американской отраслевой ассоциацией, мне нужны были специалисты по диджитал-маркетингу на Украине, — вспоминает он. — В LinkedIn нашел агентство, которое пригласил на аутсорс. Мы ни разу не встречались лично, общались только по скайпу. Сотрудничество оказалось очень продуктивным, хотя тендер на работу с американской компанией мы, увы, не выиграли». Но Давлеев продолжит работать с агентством по другим украинским проектам. В общей сложности он нашел шесть человек для работы на аутсорсе, а сам дважды получал заказы на исследования через LinkedIn.

Председатель Экспертного совета по агропродовольственным рынкам Александр Фомин использует Facebook и Twitter: несколько раз в месяц размещает информацию о событиях и мероприятиях, делится интересными ссылками с других порталов. «Соцсети для меня — в первую очередь информационная площадка,  — говорит Фомин. — Здесь я публикую новости своей организации, получаю информацию от других компаний, в том числе о мероприятиях, которые мне было бы интересно посетить».

Быть в тренде

У делового общения есть скрытые ресурсы для развития компаний, в частности, привлечения аудитории на свои сайты, а следовательно, увеличения числа клиентов. «Интерес к большинству аграрных сайтов на фоне роста Рунета за последние годы сократился, — констатирует ведущий эксперт ИКАРа Евгений Иванов. — Редко какому профильному сайту удалось не только нарастить, но и сохранить аудиторию. Люди тратят время в Интернете в первую очередь на соцсети и узкоспециализированные ресурсы по интересам». На своей странице в Facebook Иванов почти каждый день публикует новости на самые разные темы, однако сообщения от ИКАРа — не чаще нескольких раз в месяц, а иногда и одного раза в несколько месяцев. Наполнение происходит стихийно и без какой-либо выраженной концепции. Кроме Facebook, перспективной сетью для делового общения он считает LinkedIn. Но, по признанию Иванова, последнее, о чем он думал, регистрируясь, это рост клиентской базы: «Просто стало модно и интересно, хотелось быть в тренде». Благодаря соцсетям он смог расширить круг общения и возобновить старые контакты. Игнорировать соцсети как инструмент делового общения, по мнению Иванова, нельзя: у них большое будущее. «Учитывая стремительный рост аудитории соцсетей и узкопрофильных сайтов, именно с их помощью сейчас могут подняться новые компании», — не исключает он.

У председателя совета директоров холдинга «Русская земля» Дмитрия Потапенко есть аккаунт в Facebook, но только для личного общения. «Два года назад в этой же сети мы открыли страничку компании», — вспоминает Потапенко. Но идея не прижилась — чтобы продвигать компанию, нужно профессиональное и регулярное наполнение, понял руководитель. «Если развитие сетей будет продолжаться так же динамично, то, думаю, мы вернемся к этой теме и возьмем людей для развития аккаунта», — добавляет Потапенко.

При личной встрече

По наблюдениям Матушкина из Cornerstone, в профессиональной среде растет спрос на малоизвестные узкоспециализированные соцсети, где регистрируются только люди, представляющие какую-то одну сферу деятельности. В АПК тенденция только зарождается. «Я зарегистрировался в сельхозсети Meаtingplace, которая посвящена агро — преимущественно мясопереработке, — рассказывает Корыпаев. — Сеть англоязычная, поэтому не очень популярна у наших аграриев. Многие руководители хотели бы там зарегистрироваться, но мало кто хорошо знает английский».

Как только в России появятся хорошие профильные соцсети с качественным агроконтентом, они станут очень популярны, уверен Корыпаев. Сейчас руководители сельхозкомпаний ищут альтернативу таким сетям в блогах и сообществах. «За последние несколько лет появился еще один формат социальной сети — профессиональные сообщества на электронных площадках, созданных крупнейшими провайдерами отраслевых конференций, — рассказывает Галина Спасенова из агентства «Контакт». — Это позволяет делегатам мероприятия общаться и знакомиться друг с другом в онлайн-формате».

Есть и другая, традиционная, точка зрения: для деловых связей в первую очередь важно личное общение, заменить которое не сможет ни одна соцсеть. «В регионах Интернет пока не так популярен, как печатные СМИ и телевидение, поэтому что говорить о соцсетях? — объясняет гендиректор «Юнигрейна» Алексей Дюмулен. — У меня, например, нет своей страницы, и я даже не задумывался об этом». Он уверен, что сайт и личное общение на отраслевых конференциях эффективнее аккаунта в соцсетях. И потом, нужно учитывать возраст потенциальных партнеров, замечает Дюмулен. Люди старшего поколения лучше реагируют на рекламу в печатных СМИ, для них сайт — только источник дополнительной информации. Вообще людей из агросреды к общению побуждает статья или информационный повод, освещенный в печати или по ТВ, замечает Дюмулен. «Развитие соцсетей, конечно, перспективно, но, думаю, не для АПК», — делает он вывод.

Некоторый скепсис в отношении соцсетей испытывают даже активные пользователи. «После 2010 года пользователей стало слишком много, а массовое занятие не назовешь интеллектуальным, — поясняет Бирюков из «Талины». — Поэтому пока работа в сетях занимает весьма скромное место в общей маркетинговой стратегии нашего агрохолдинга. Но и совсем махнуть на них рукой нельзя, напротив, нужно всегда держать руку на пульсе: 10 лет назад никто не мог предсказать такого расцвета соцсетей. Как они будут эволюционировать в ближайшие годы — не известно».

Павел Скурихин

Президент Национального союза зернопроизводителей
У меня нет каких-то стратегических целей и планов в отношении социальных сетей. Просто с их помощью я могу более оперативно общаться с коллегами, друзьями, родственниками. У меня аккаунты в Facebook и Twitter. Соцсеть больше подходит для неформального общения, а сервис микроблогов — для работы: как оперативный источник новостей и комментариев. В Facebook я зарегистрировался года два назад, но почти не занимался им, в прошлом году открыл для себя Twitter, и синхронизировал аккаунты. Теперь проверяю страницы каждый день, стараясь оставлять больше постов и отвечать на вопросы. К сожалению, пишу нерегулярно и почти всегда о работе: времени не хватает, да и практики пока не очень много.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»