Выбор редактора

По данным «Русагротранса», в сезоне-2013/14 общероссийские мощности по перевалке зерна достигли почти 35 млн т, а доля российских портов в экспорте, возросла до 94% (несмотря на крайне высокий вывоз — 26 млн т).

Еще в сезоне-2001/02 мощности российских портов по экспорту составляли не более 8 млн т, напоминает заместитель директора Департамента стратегического маркетинга по аграрным рынкам и тарифной политике «Русагротранса» Игорь Павенский. При этом значительная доля в вывозе в это время занимали порты Прибалтики и Украины, через российские порты экспортировалось не более 80% в виду крайней ограниченности мощностей по перевалке на тот момент.

«Такому существенному приросту предшествовал ряд ключевых событий в развитии зерновой экспортной инфраструктуры России, происходивших на протяжении нескольких последних сезонов, — отмечает эксперт. — Мощности расширялись в основном за счет строительства новых терминалов». В частности резкому расширению мощностей порта Новороссийск способствовал ввод в эксплуатацию в 2007 году Новороссийского зернового терминала, а также проведения там новой ж/д-ветки, шло бурное строительство мелководных терминалов на Азовском море и на Волго-Доне, а в начале сезона 2011/12 заработал зерновой терминал в порту Тамань, перечисляет Павенский.