Нерыночная дерегуляция

Из-за роста цен на мясо небольшие переработчики рискуют остановить работу

Стремительный рост цен на мясо птицы и свинину в 2018 году ставит российских мясопереработчиков на грань выживания. При этом объективных предпосылок для такого ценового рывка нет.

За последние 10 лет Россия, прежде имевшая статус крупнейшего нетто-импортера свинины и мяса птицы, достигла порога почти полного самообеспечения. Страна импортировала около 1,3 млн т свинины (с учетом шпига и субпродуктов) и 1,2 млн т мяса птицы, но за последние годы фактически полностью восстановила производство этих видов мяса, и в 2018-м обеспечивает почти 100% внутренних потребностей. Конечно, существенным фактором, повлиявшим на ситуацию, стало эмбарго на ввоз продуктов питания из стран ЕС и США. Хотя в 2015 году контрсанкции и привели к определенному дефициту мясного сырья и повышению цен на внутреннем рынке, но с увеличением производства рост был нивелирован, сформировались нормальные рыночные цены на свинину и птицу.

Однако в начале 2018 года на российском рынке наметилась тенденция, вызывающая серьезное беспокойство всех участников рынка мясопереработки. Начиная со второго квартала, цены на мясо птицы и свинину в сегменте b2b выросли столь существенно, что это, на мой взгляд, уже невозможно объяснить рыночными механизмами. Оптовые цены на свиные полутуши увеличились со 125 руб./кг в начале года до 185 руб./кг в августе. То же самое касается и мяса птицы: цены на тушку изменились с 70 руб./кг в первом квартале до 120 руб./кг по состоянию на конец августа. 50%-ный рост нельзя объяснить летним «шашлычным» спросом, Чемпионатом мира по футболу и падением производственных показателей из-за жары, а ведь именно эти причины называют производители.

Катализатором роста цен послужил запрет на ввоз мяса из стран Южной Америки из-за рактопамина в конце 2017 года, так как после введения контрсанкций это был единственный источник поставок импортного мяса в страну. Сам по себе запрет не мог поменять баланс спроса и предложения на российском рынке. Просто факт отсутствия конкуренции внутри страны, когда исчезла даже теоретическая возможность поставок мяса из-за границы, стал отправной точкой для повышения цен поставщиками мяса. Вслед за ценами на свинину во втором и третьем кварталах 2018 года пошли вверх и цены на мясо птицы, так как эти виды сырья являются товарами-субститутами.

Анализируя баланс спроса и предложения на внутреннем рынке, а также объем потребления на душу населения, можно утверждать, что никаких серьезных предпосылок для роста цен в течение этого года не было. Из чего можно сделать вывод, что ключевой фактор изменений — именно отсутствие конкуренции. Поэтому я считаю, что необходимо вмешательство регулирующих органов, чтобы сохранить баланс производства сырья и объемов глубокой переработки мяса внутри страны. Ведь весь ценовой удар приняли на себя предприятия, которые занимаются глубокой переработкой мяса птицы и свинины — производители колбас, пельменей, снеков и другой продукции. Тем более что конкуренция на рынке мясопереработки уже много лет очень высокая, рынок стагнирует, а в 2018 году в некоторых регионах наблюдалось снижение потребления колбасных изделий.

Хорошим индикатором являются цены на полках магазинов. И здесь как раз увеличения цен на продукцию мясопереработки не наблюдается. Причина — высокая конкуренция. Из-за этого розничные сети не готовы повышать цены, да и сами производители не могут себе этого позволить. Кроме того, ценовая политика розничных сетей находится в зоне внимания контролирующих органов, а рост цен в канале b2b, видимо, почему-то выпал из-под контроля. Уже обычным явлением за последние два-три месяца стало то, что свинина и птица на прилавках магазинов стоят дешевле, чем мясо, которое производители продают переработчикам.

Сейчас в России запущено много инвестпроектов по увеличению объемов производства как свинины, так и мяса птицы. На федеральном уровне поставлены задачи наращивания экспорта мяса. И это необходимо, ведь когда будут запущены все заявленные комплексы, объем внутреннего производства превысит уровень потребления. Однако последние тенденции рынка явно препятствуют развитию внешних продаж. Конечно, для того, чтобы наладить экспортные поставки важно несколько факторов. Необходимо упростить таможенные и ветеринарные процедуры, улучшить эпизоотическую обстановку внутри страны, так как сейчас из-за распространения опасных заболеваний ни одна из потенциальных стран-покупателей мяса не допустит поставок из России. Также важным фактором является стабильный курс валюты, чтобы была возможность планировать выручку и доходность по внешнеэкономическим сделкам. И, разумеется, имеет значение стабилизация цен на внутреннем рынке. С теми ценами на мясо, которые сложились в России во второй половине года, об экспорте не может быть и речи, скорее, становится более привлекательным импорт мяса в страну.

Для любой экономики развитие переработки внутри страны — одна из приоритетных задач. И, рассуждая о развитии экспорта, важно помнить это правило. Но до поставок такой продукции глубокой переработки мяса из нашей страны дело может просто не дойти. Ведь нынешнее неконтролируемое повышение цен в сегменте b2b ставит сектор мясопереработки под угрозу. Если ситуация с ценами не изменится в самое ближайшее время, то предположу, что ряд небольших и средних предприятий окажутся на грани остановки хозяйственной деятельности.

Мы понимаем, что в среднесрочной перспективе цены на мясо внутри страны будут снижаться. Это будет вызвано как продолжающимся ростом объемов производства, так и снятием эмбарго на импорт продовольствия, которое рано или поздно произойдет. Однако поддержка мясопереработчикам потребуется гораздо раньше. Резкие взлеты и падения не идут на пользу никому, даже если рынок находится на подъеме. А многолетняя стагнация уже и так поставила многих производителей в крайне сложные условия. И наблюдаемый сейчас ценовой тренд на мясо птицы и свинину, идущий вразрез с логикой формирования рыночных цен, может оказаться гораздо более сложным испытанием для отечественных компаний-переработчиков, чем многочисленные экономические факторы последних лет, санкции и др.

Автор — директор по управлению цепями поставок группы «»


Загрузка...