Экспорт мяса не спасет падающую маржу

В ближайшие годы в отрасли свиноводства ожидается серьезная конкурентная борьба и болезненные банкротства отдельных игроков

В прошлом году сектор птицеводства вырос на 7%, свиноводства — на 5%, за первый квартал 2018-го производство мяса птицы увеличилось на 7%, свинины — на 10%. Рост, безусловно, продолжится, причем в условиях самообеспеченности на уровне 95% и дальнейшего падения цен, в первую очередь, оптовых. Уже в четвертом квартале прошлого года и в первом этого свинина в оптовом сегменте стоила на 15% ниже, чем за последние пять лет. Исходя из этого, с одной стороны, мы наблюдаем повышение потребления, но с другой — возникает огромное давление на маржинальность. Птицеводы с этим уже столкнулись.

Я часто слышу просьбы, что государство должно гарантировать маржинальность. Но мы уже давно живем в рыночной экономике, и никто не будет ее гарантировать, этим должен заниматься менеджмент компаний. Системные проблемы бизнеса также должны решать собственники и менеджмент. При этом экспорт, на развитие которого многие надеются, не будет никаким спасением при снижении маржинальности. Сегодня мы продаем за рубеж 250 тыс. т мясной продукции, пять лет назад вывозили 25 тыс. т, через пять лет, возможно, будем отгружать 500-600 тыс. т. Ну и что? При тех объемах производства, которые у нас есть, это ничего не изменит. Это дополнительный фактор развития экономики, зарабатывания прибыли, создания рабочих мест, но это не фактор повышения маржинальности.

Что же тогда делать? Заниматься конкурентоспособностью. Мы сделали прогноз: все свиноводческие компании, у которых конверсия корма выше 2,8, в ближайшие три-четыре года — экономические покойники и банкроты. Тех, кто сегодня получает меньше 3-3,5 т мяса со свиноматки в год, ждет то же самое. Раньше выживать в отрасли могли все, сейчас этого уже не будет: такие предприятия неконкурентоспособны. Причем другие игроки в это время растут кратными темпами, и здесь нужно обратить внимание на менеджмент. Недавно предлагалось обсудить финансовые проблемы одного предприятия на федеральном уровне, но как можно обсуждать какие-то отдельные банкротства проектов, когда идет такой рост? Это проблема собственников и менеджмента. Давайте честно отдавать себе отчет — у нас не все менеджеры одинаковые, и не все собственники разобрались между собой.

Безусловно, в ближайшие год-три нас ждет очень ожесточенная борьба и болезненные процессы банкротств отдельных предприятий. В первую очередь будут уходить старые не модернизированные комплексы, которые могли выживать при высоких ценах, но их время заканчивается. Во-вторых — предприятия с неправильным менеджментом, особенно финансовым, которые сильно закредитованы — высокая долговая нагрузка их просто убьет. В-третьих, проблемы будут у тех, кто не станет заниматься повышением конкурентоспособности — вопросами продуктивности и всем, что с этим связано.

Автор — гендиректор . 

Загрузка...