Дмитрий Колокатов

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Разнопрофильные активы — не наша стратегия»

Гендиректор «Агрики» Дмитрий Колокатов — принципиальный противник вертикальной интеграции: эта модель ведения бизнеса грозит компаниям неконтролируемыми рисками. Под его руководством группа реализует другую стратегию, интегрируясь горизонтально — от генетики до переработки мясного сырья. В интервью «» он рассказывает, когда «Агрика» начнет строить свинокомплексы и купит ли «Ставропольский бройлер», а также делится планами по завоеванию рынков инкубационного яйца, суточных цыплят и ветпрепаратов.

— «Агрика» строит птицекомплекс в Башкортостане, чтобы стать крупным игроком рынка суточных цыплят. На какую долю вы рассчитываете?

— К концу 2010 года получим минимум 30% российского рынка, продавая [в год] не менее 3,2 млн цыплят родительского стада (по женской линии). В 2007 году этот рынок, если брать все кроссы, оценивался в 12-15 млн.

— На какой стадии комплекс сейчас?

— Снимаем плодородный слой, завершили межевание. С апреля, когда сошел снег, заканчиваем нулевой цикл. Первое оборудование придет не позднее октября. Полный ввод первого этапа проекта запланирован на июль 2009 года, все корпуса смонтируем с октября по ноябрь нынешнего. К маю 2009 года завезем первую партию прародителей и замороженную сперму.

— Что за кроссы будут на птицефабрике?

— 31 марта «Агрика» при участии Tyson Foods Inc. подписала исключительное эксклюзивное соглашение с американо-голладской компанией Hendrix Genetics/Hybro B.V. Мы до 2014 года получили эксклюзивные права по дистрибуции в России исходных генетических материалов для разведения прародительского стада мясной птицы (GPS), родительского стада (PS), производства племенного и инкубационного яйца финального гибрида мясных пород, а также бройлеров финального гибрида кросса Hybro PG+. Возможно, расширим контракт в пользу кроссов Cоввв-500 и/или Cоввв-700 при участии Tyson Foods Inc.

— Какую рентабельность планируете по племенному яйцу?

— Обычно маржинальная рентабельность — от 40% до 55%. На аналогичную рассчитываем и мы.

— По инкубационному яйцу тоже хотите занять одно из первых мест?

— На первом этапе планируем выпускать 150 млн яиц в год. Это будет примерно 15% российского рынка.

— Инкубационное яйцо дорожает так же, как и вся агропродукция?

— Да, его цена выросла с 17,5 евроцентов в 2006 году на DDU (поставка без уплаты пошлины) до 30-32 евроцентов в 2007-м на EXW. Сейчас она может достигать 35-36 евроцентов. Вообще средняя цена на яйцо меняется с промежутком в пять лет между максимальным и минимальным экстремумами. Самая низкая была в 2005 году. Мы считаем, в 2008—2009 годах цены продолжат расти. А в 2010—2011 яйцо может подорожать до 42-45 евроцентов.

— С чем связан рост цен?

— Основная причина — дефицит. Также влияет удорожание кормов, особенно в этом году.

— Какова доля зерна в себестоимости вашей птицы?

— Комбикормов — 60-65% (в том числе порядка 25% — пшеница пятого класса). Еще 20-25% — племенное яйцо, не менее 10% — вакцины. Но у нас будет большая экономия: минимизируем издержки за счет инкубационного, племенного яйца и вакцин.

— С этим связана покупка «Агрикой» компании «Биофарм»?

— Не только. Она также связана с созданием горизонтально интегрированного холдинга. У нас четыре бизнес-блока: племенное яйцо, биопрепараты для животных, переработка красного мяса и птицы. Причем мы практически не работаем с тушкой: добавочную стоимость создают разделка и вакуумная упаковка.

— Ветпрепараты занимают 10% себестоимости у вас или на любом предприятии?

— У «Агрики». Цена на ветпрепараты договорная и зависит от объема, длительности поставки, страны-производителя… В итоге разброс — 8-15%. У нас же теперь [с покупкой «Биофарма» - «АИ»] процент ветпрепаратов в себестоимости конечного продукта будет ближе к 8.

— Вы почти не реализуете тушку и мясо мехобвалки. Какова их доля в продажах?

— Менее 20%, причем постоянно снижается. Наш план — в 2010 году продавать не более 5% мяса в виде мороженой тушки. Оно будет поставляться упакованным и только по индивидуальным заказам потребителей [в том числе торговых сетей]. Оборудование, которое мы сейчас закупаем, рассчитано на выращивание бройлеров для разделки и порционной упаковки. Мяса птицы мехобвалки делаем менее 7%. Это главным образом тушка, непригодная для продажи: порвана кожа, сломана кость и т. д. Перерабатываем такое сырье в фарш и поставляем на свои башкирские заводы. Но это не тот продукт, на котором можно зарабатывать.

— Переработчики наращивают производство мяса-сырья. У вас нет таких планов?

— Мы присматриваемся к крупному бизнесу по производству свинины, в том числе дюрка. Проект уже запущен и действует. Если в течение года он достигнет доходности, декларированной его владельцами в 2006 году, то мы используем подписанный с ними опцион и приобретем контрольный пакет.

— Это комплекс-«стотысячник»?

— Первая очередь — «стотысячник». Вторая, как предполагается, будет больше.

— Где расположен комплекс?

— Один из объектов находится в пос. Максимовка (Уфа), второй — в башкортостанском пос. Осиновка.

— Во сколько вам обойдется сделка?

— Мультипликатор — 8,5 к EBITDA. В 2009 году проведем аудит комплекса с помощью компании из «большой четверки». Если она подтвердит показатели [на которые рассчитывает «Агрика»], то мы вычислим стоимость первого пакета — 25%, а через полгода после получения прав на него доведем его до контрольного. В противном случае, скорее всего, начнем искать другой объект. Вместе с тем производство колбас не является для нас настолько приоритетным, чтобы делать большие проекты по обеспечению его сырьем. Вот если будем в 2008 году приобретать крупный мясной бизнес, то придется декларировать и строительство свинокомплексов. Но это произойдет не ранее 2010-2011 года.

— Собирается ли группа выращивать зерно и сою на корм птице?

— Нет. В условиях современной России и с учетом менталитета менеджмента [сельхозпредприятий] говорить о бизнес-проектах с окупаемостью более пяти лет минимум неприлично. В их числе и вложения в выращивание зерна.

— А как же постоянное удорожание зерна и ненадежность поставщиков, заставляющие идти в растениеводство других?

— Во-первых, свои риски надо хеджировать, и мы стараемся это делать максимально эффективно. То есть работаем в секторах, в которых являемся специалистами, и там, где можем управлять финансовыми ресурсами при условии, что их хватает. В случае с зерном нет гарантии, что получится набрать адекватный персонал и менеджмент для контроля над проектом и нормального управления им. Во-вторых, на пять стульев разом не сядешь. Я уже говорил, что у «Агрики» четыре бизнес-направления. Они подконтрольны нам и взаимосвязаны. А если уходить в сферу неконтролируемых рисков, то можно далеко зайти. Вот, например, рыбой заняться, ведь рыбная мука нужна для комбикорма! Но разнопрофильные активы — не наша стратегия. Поэтому мы хеджируем риски через долгосрочные контракты. В случае с зерном у нас сложившиеся отношения с «», «Разгуляем», по мясу-сырью — с «МитГрупп» и «».

— У вас есть акции «Агрики»?

— Есть пятилетний опцион. До его исполнения три года.

— Компания может быть продана?

— Пока мы сами поглощаем активы. Конечно, предложения о покупке «Агрики» есть, но в 2008 году не планируется продавать ее стратегическому инвестору.

— Какие еще сделки планируете на этот год?

— Минимум две крупных. Первая — состоявшаяся покупка «Биофарма», вторым будет мясоперерабатывающий актив. В 2009 году, а может быть и в этом, купим еще одну ветеринарную компанию. Присмотримся к мощностям по выращиванию птицы.

— «Агрика» участвует в тендере по «Ставропольскому бройлеру»?

— Да, как и «». Мы с 2005 года в этой истории. Но там сложная ситуация с условиями сделки и отчетностью. В прошлом году все торговались от до млн, в этом задекларировано порядка 0 млн.

— У вас 48% рынка ветпрепаратов. Когда планируете остановиться?

— Нарастив эту долю до 70%.

Дмитрий Колокатов, Генеральный директор группы компаний «Агрика»

Родился в 1973 г. В 1996 г. окончил МАИ. До 1998 г. работал на разных должностях в компаниях I. P. Swiss, BDDP France Alliance, Merloni Elettrodomestici s. p.a., Dewe Rogerson Ltd. С 1998 по 2004 г. — исполнительный директор «ТК «Вимм-Билль-Данн», в 2000—2004 гг. также был директором бизнес-единицы «Соковый проект» и членом правления «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания». С 2004 г. — гендиректор «Мясной индустриальной компании». С 2005 г. — исполнительный директор УК «Агрика». С 2006 г. назначен генеральным директором ОАО «Агрика Продукты Питания». Хобби — игра в сквош.

Группа компаний «Агрика»

Создана в 2002 г. Основные бизнес-направления — производство племенного яйца, биопрепаратов, комбикормов, переработка красного мяса и птицы. Владеет активами в Башкортостане, Чувашии и Тверской обл. В их числе — «Чебоксарский бройлер», Чебоксарский КХП, «Биофарм» и мясокомбинаты. Выручка по МСФО в первом полугодии 2007 г. — $213,6 млн, EBITDA — $25 млн.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»