Молоко имени себя

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Игорь Бабаев развивает новый бизнес-проект

Совладелец группы «» и холдинга НАПКО Игорь Бабаев создал еще одну агрокомпанию — «Бабаевское молоко». Он хочет реализовать очередной амбициозный проект: производить 250 тыс. т цельного молока в сутки, продавать его через собственную торговую сеть и заниматься откормом скота на мясо. Вложения в бизнес на первом этапе составят порядка €30 млн и окупятся не больше чем за 10 лет, рассчитывает Бабаев. Еще он собирается строить микрофермы по 50 коров в каждой, а денег на их создание надеется занять у региональных властей.

Новая компания в равных долях принадлежит Бабаеву и членам его семьи — Сергею, Евгению и Лидии Михайловым. Она управляет молочными хозяйствами, в последние 10 лет ставшими собственностью Бабаева и его структур (см. таблицу «Активы Бабаева»), в Московской, Вологодской, Пензенской и Ульяновской областях. Большую их часть вывели из «» перед ее IPO в 2005 году. Фермы были непрофильными как для мясоперерабатывающей группы, так и для созданной в 2006 году «Национальной агропромышленной компании» (НАПКО), объединяющей непубличные агроактивы Бабаевых. НАПКО консолидирует несколько сотен тысяч гектаров земли и специализируется на свиноводстве. «Любой актив должен приносить прибыль, — говорит Бабаев. — А мы имели от молока пусть небольшие, но убытки». Однако фермы в рабочем состоянии, подчеркивает он: за все годы на их поддержание потрачено несколько десятков миллионов долларов.

Откуда убытки

Решив масштабировать этот бизнес, Бабаев проинспектировал все хозяйства и пришел к выводу, что нужно реконструировать фермы, где есть стадо, а также вновь ввести корпуса, заброшенные в 1990-е годы. Даже не строя новых и постепенно заполняя имеющиеся мощности своими животными, можно выйти на 10 тыс. дойного КРС, говорит он. Сейчас на всех фермах Бабаева 15 тыс. голов, из которых дойных — 5,5 тыс.

Но сначала, решил он, нужно «навести порядок в логистике и себестоимости молока». По замыслу Бабаева, компания должна стать замкнутым кластером с воспроизводством стада, своей селекцией и полностью обеспечивать себя комбикормами. Сырье для них производит НАПКО. Сто 40-тонных «Камазов», купленных Бабаевым для перевозки урожаев НАПКО, отвозят зерно на пензенский кормозавод, а потом доставляют во все четыре региона полученные там комбикорма. «Раньше они простаивали в межсезонье, а теперь мы задействуем их и в этот период», — говорит он. Именно закупаемые на стороне некачественные и дорогие корма — главная причина убыточности молочных активов, убедился Бабаев. Он запретил хозяйствам приобретать корм у других производителей, а чтобы обеспечить свои комплексы, запустил пензенский завод на полную мощность — 5 тыс. т/мес. Еще один фактор убытков — сдача фермами на мясо, по ценам ниже себестоимости, получаемых при отеле бычков, продолжает Бабаев: «Оказывается, они кормили до 70 кг, а потом пускали под нож 1-2,3 тыс. голов в год!». Теперь молкомплексы поставляют всех бычков на принадлежащий «Бабаевскому молоку» откормочник «Родники». Там их выращивают, забивают (средний вес — 350 кг), сдают мясо на комбинаты группы «», после чего рассчитываются с молочниками живыми деньгами. А нетелей, получаемых на вологодском селекционном комплексе, — примерно 250 гол./год — будут использовать только для воспроизводства стада ферм «Бабаевского молока». Ранее их, как и бычков, тоже продавали другим аграриям.

Третья причина убыточности и высокой себестоимости молока — неэффективное растениеводство, говорит Бабаев, в том числе старая и некачественная техника по заготовке сенажа, сена и силоса. В этом году для сельхозработ купят новые машины. «Комбикорм, таким образом, станем делать на своем заводе, а силосную массу — заготавливать на собственных полях», — подытоживает он. Угодья для ее выращивания «Бабаевское молоко» арендует у НАПКО.

Главное — продажи

Основную маржу Бабаев планирует получать, самостоятельно перерабатывая молоко и продавая его в розницу. Сейчас он сдает сырье евростандарта «Данону» и еще нескольким заводам. В октябре они платили компании 15-16 руб./л при себестоимости 9-11 руб./л. Но можно зарабатывать больше, построив в регионах, где расположены фермы, по мини-заводу пастеризации молока на 20-25 т/сут. каждый, организовав выездную торговлю и продавая населению натуральный продукт, говорит Бабаев. «От ритейлеров я тоже не хочу зависеть, — заявляет он. — С их системой бонусации мой бизнес просто погибнет, ведь торговая наценка доходит до 50%!».

Сейчас «Бабаевское молоко» производит 85-90 т/сут. Весь объем можно реализовать самому, не сомневается бизнесмен: одну часть в виде молока, а другую — переработав сырье в творог, сметану и, возможно, кисломолочные продукты. Бабаев уверен в успехе выездных продаж, ссылаясь на свой опыт торговли в Москве мясными продуктами Черкизовского комбината. В 1990-е годы он продавал свои колбасы со 100 машин, купленных и оборудованных в Голландии. К тому же торговля так называемым фермерским молоком популярна во многих странах, значит, эта модель может сработать и у нас, добавляет Бабаев. Продажи начнутся летом 2009 года, говорит он. В каком виде будет реализовываться молоко, бизнесмен еще не решил. Есть два подхода, рассказывает он: разливать «живое» молоко прямо в местах торговли или делать это на заводах, а продавать пастеризованный продукт в пэт-бутылках.

Бабаев не опасается конкуренции ни с федеральными брендами, представленными в торговых сетях, ни с дешевым пастеризованным молоком местных заводов. «У меня не будет 50%-ной наценки, которую накручивают на молоко переработчики и ритейл, — поясняет он. — Средняя цена литрового пакета сейчас — 35 руб., а мы вытолкнем свой продукт на рынок по 25 руб./л». По его словам, это выгоднее, чем сдавать молзаводам сырье максимум по 15 руб.

В развитие компании предполагается вкладывать средства семьи Бабаевых, заработанные на проекте НАПКО, а также банковские кредиты. На start-up — вложения в пастеризацию, выездную торговлю и инвестиции в растениеводство — нужно примерно €27 млн, считает Бабаев. Себестоимость молока он хочет снизить с нынешних 9-11 до 8 руб./л. Когда у компании будет прибыльный баланс, можно сформировать кредитный портфель, говорит он: «У меня 5,5 тыс. дойного КРС, корова сейчас стоит €2,5 тыс. Значит, [под залог этого стада] есть шанс получить минимум €15 млн».

Несовременная торговля «Привычка покупать молоко в розлив у людей, безусловно, сохранилась, но по большей части они привыкли к удобной упаковке», — комментирует Евгений Сухарников, директор по коммуникациям сети гипермаркетов «Мосмарт». В целом проект Бабаева, по его мнению, «интересный и будет успешен». Предприниматель, впрочем, не первый выступает с такой идеей: во многих регионах, знает Сухарников, на разлив продается квас. «Конкурентным преимуществом должна быть не только цена, но и правильная локация торговой точки, — рассуждает он. — Для выездной торговли молоком удобны не большие улицы, где уже располагаются супермаркеты, а перекрестки, автовокзалы, парки и т. д.». «Мы несколько раз пробовали запускать такие же проекты, как Бабаев. Последний год назад стартовал в Московской и Белгородской областях, — вспоминает Андрей Даниленко, президент холдинга «Русские фермы». — Но мы убедились, что цельное молоко — это достаточно ограниченные продажи: реализовать удавалось лишь 10% объема, а остальное отвозили на переработку в ВБД». По его мнению, у Бабаева будет достаточно узкая целевая аудитория — в основном пенсионеры. К тому же, добавляет Даниленко, сейчас мало кто специально пойдет покупать молоко: потребитель привык к магазинам с универсальным продовольственным ассортиментом. «Это в чистом виде вертикальные продажи, когда предприниматель обеспечивает покупателю прямой доступ к товару, — рассуждает Павел Исаев, директор по коммуникациям «Юнимилка». — С учетом того, что Бабаев начинает не с нуля — у него уже есть бизнес по производству молока, — он может существенно повысить маржинальность своего продукта. Однако с точки зрения востребованности рынком выбранный им формат торговли малоактуален». Кроме того, потребитель тяготеет к здоровому питанию — интересуется молоком с добавлением злаков, витаминов и т. д., продолжает Исаев. «А брать молоко, чтобы варить на нем кашу, мало кто захочет», — подытоживает он. «В провинции есть массовый лояльный потребитель, в свое время привыкший к молочным цистернам, который и теперь будет ждать прихода моих машин, — парирует Бабаев. — Но даже если часть молока не реализуется, с этим проблем не будет — оно пойдет на выпойку телят». «Я не вижу проблем с позиционированием такого продукта, — поддерживает его Евгения Пармухина, директор компании Research Techart (маркетинговые исследования). — Большая часть населения России покупала разливное молоко еще в советские времена. Даже в крупных городах люди, особенно пожилые, до сих пор приобретают молоко у частников на рынке или с цистерн». Но выбирают такой продукт, по ее наблюдениям, благодаря низкой цене, а не из-за натуральности, на которую делает ставку Бабаев. На последней в России вообще сложно заработать. Это в Европе популярно «экологичное» продовольствие: потребители знают, что чем натуральнее молоко, то есть прошло минимальную обработку, тем оно дороже. Наш покупатель пока не готов переплачивать, констатирует Пармухина.

А вот как можно организовать реализацию молока в розлив после вступления в силу техрегламента, она не понимает. Теперь вся продукция перед продажей должна быть расфасована в специальную тару, промаркирована (состав, дата производства, срок хранения), ужесточились санитарно-гигиенические требования к оборудованию точек продаж, а торговля «с колес» запрещена, перечисляет она. Поэтому, скорее всего, Бабаеву придется выбрать стратегию реализации пастеризованного, а не «живого» молока.

Конкурировать придется не с известными брендами (их сегмент — стерилизованное молоко, хранящееся до полугода), а с местными производителями, предлагающими фасованное цельное молоко по низким ценам, продолжает Пармухина. «Можно предполагать, — говорит эксперт, — что при условии невысокой стоимости нового продукта и удачно оформленной витрине передвижной точки у Бабаева наберется достаточный пул лояльных покупателей». Она советует давать недорогую рекламу в местной прессе, особенно в бесплатных газетах, а в районах продаж организовать безадресную рассылку. Причем на продвижение можно потратиться всего один раз, а дальше заработает «сарафанное радио», предполагает Пармухина. Возможно, добавляет она, информация о продукте после его вывода на рынок появится в социальных сетях, на интернет-форумах и в блогах.

Сам Бабаев, впрочем, не собирается вкладываться в маркетинговые программы и прочие акции. «Реклама будет только одна — фирменная машина, стоящая в жилом квартале, — говорит предприниматель. — Вся моя реклама — это качество и цена». Продукт будет называться так же, как компания, — «Бабаевское молоко», уточняет он. Андрей Шпаковский, директор по маркетингу , сомневается, что бизнесмену нужна торговая марка, тем более если он не хочет ее раскручивать. «Бренд необходим, когда есть потребность продать продукт хоть какой-то переработки, — уточняет он. — Ведь, например, нефть никто не брендирует. Так же и молоком можно торговать просто как товаром с определенными свойствами, и оно будет востребовано». Возможно, впрочем, Бабаев считает, что его персона сама по себе является брендом, поэтому и не планирует инвестировать в рекламу, улыбается один из участников рынка.

Полностью проект окупится «через 5-10 лет», прикидывает Бабаев. «Моя цель — стать первым по молоку, — делится он своими планами. — В течение минимум пяти лет мы доведем его производство до 250 т/сут. вместо нынешних 90 т». Достигнув этого объема, Бабаев обещает подумать над строительством крупного молочного завода индустриального типа в дополнение к мини-цехам.

Микрофермы для семей

Бабаев хочет не только реконструировать коровники, но и создавать так называемые семейные фермы на 50 дойных коров каждая. Компания будет сдавать их в аренду аграриям вместе с 50 га кормовых угодий, обеспечивать фермеров жильем и комбикормами. «Сделаем ставку на молодежь, прежде всего специалистов, окончивших аграрные учебные заведения», — уточняет Бабаев. Они будут сдавать ему молоко — часть в счет аренды маттехресурсов, а часть по рыночной цене.
Такие микропроекты, обслуживаемые семьей из 3-5 человек, перспективны, считает Бабаев: в отличие от мегаферм, они позволяют соблюсти все условия ветеринарной безопасности. «Что такое, когда под одной крышей объединены шлейф, доение и т. д. — всего
1,2 тыс. животных? — говорит он. — Как только возникает вирус, болеют все! А наша стратегия — заниматься в большей степени селекцией, не закупая импортное поголовье». Бабаев хочет продлить срок использования племенных коров до 5-6 лактаций, получив за это время не менее 35-40 т молока от каждой.
В любом бизнес-проекте должна быть некая красивая идея. Есть она и у Бабаева. «Каждому животному и коровнику нужен хозяин, — рассуждает он. — Наша модель позволяет воспитать такого хозяина. А мегафермы — не тот случай, когда нужно копировать запад». Бизнесмен хочет строить микрофермы вблизи своих молочных комплексов. Объехав их и большие комплексы, молоковоз компании должен будет собрать минимум 20 т/сут. молока для перерабатывающего мини-завода.
Семейные фермы — это не просто бизнес, такие проекты способствуют возрождению сельского хозяйства, заявляет Бабаев. Считая, что они выполняют социальную функцию, возвращая людей на село, предприниматель рассчитывает на финансовую поддержку властей. «Дело государства — просубсидировать меня, — рассказывает Бабаев. — Буду говорить с губернаторами [о выделении бюджетных средств с отсрочкой возврата на 3-4 года — АИ]". Цена вопроса по каждой семейной ферме, подсчитал он, — $300 тыс. с учетом строительства, оборудования, скота, инфраструктуры производства и жилья. «Мегаферму потянет не каждый областной бюджет, а профинансировать такую по силам любому из них», — утверждает Бабаев.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»