На своих местах

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Аграрии в рейтинге 200 крупнейших непубличных компаний Forbes

«» проанализировал рейтинг российского Forbes и обнаружил в нем 26 компаний, имеющих отношение к сельскому хозяйству. Рейтинг основан на финансовых показателях 2008 года, когда цены на агропродукцию и продовольствие достигали исторических максимумов. Поэтому результаты некоторых компаний впечатляют: более чем двукратный рост выручки и попадание в первую сотню. Итоги кризисного 2009 года явно не будут блестящими. Из следующего рейтинга могут выпасть такие игроки, как «Рубеж» и «», говорят эксперты.

Российский Forbes с 2004 года считает выручку 200 крупнейших непубличных компаний нашей страны, то есть тех игроков, акции которых не продаются на фондовом рынке (см. врез). Результаты суммируются в ежегодных рейтингах. Чем выше оборот, тем ближе компания к верхней части списка. Участники рейтинга — ЗАО, ООО, группы компаний, ведущие общий бизнес и подконтрольные общему владельцу, пишут авторы рейтинга Кирилл Горский и Игорь Попов (Forbes, октябрь 2009 года). Также учитываются ОАО, акции которых принадлежат одной или нескольким группам владельцев, но больше чем десяти. Банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и финансовые компании в рейтинг не входят. В рейтинге 2009 года его участники ранжировались по выручке, полученной в 2008-м.

В выборку «Агроинвестора» (см. таблицу) включены участники агропродовольственного рынка — компании, производящие и перерабатывающие сельхозпродукцию, специализирующиеся на ее экспорте и импорте, а также на материально-техническом обслуживании агропрома (производство удобрений, тракторов, комбайнов и оборудования). Из компаний АПК в рейтинге больше всего зерновых и мясных, комментирует аналитик инвесткомпании «» Максим Клягин. По его словам, игроки этих секторов в 2008 году «демонстрировали наиболее высокие темпы развития». К тому же в российском агросекторе вообще доминируют компании, специализирующиеся на мясе и зерне (а не, к примеру, на молоке), добавляет аналитик.

Вошли и вышли

Число компаний в выборке практически не изменилось — их 26. Почти столько же, 27, получается, если проанализировать рейтинг 2008 года. Состав участников выборки тоже стабилен. Новых компаний в нем всего две — питерский «Рубеж» и белгородское «». Оба холдинга относятся к так называемым компаниям второго эшелона, в последние 10 и более лет развивавшимся в пределах своих областей, а недавно начавшим экспансию в новые регионы. «» в 2008 году ввело первую очередь нового комплекса «Алтайский бройлер» стоимостью 4,7 млрд руб., мощность которого через 6-7 лет планирует увеличить до 250 тыс. т. Это крупнейшая за

Уралом птицефабрика, говорят эксперты . «Рубеж» - один из ведущих импортеров мяса, ввозящий примерно 200 тыс. т/год, — строит и реконструирует 5 бройлерных площадок в Новгородской и Псковской областях, на которых хочет производить 150 тыс. т птицы к 2015-2017 годам. В «Рубеже» уверяют, что компания вошла в рейтинг впервые только потому, что начала раскрывать финпоказатели в 2007 году. Тогда «Рубеж» размещал дебютный облигационный заем на 1 млрд руб. и опубликовал подробные данные своей отчетности. В версии Forbes выручка холдинга за 2007 год верна, а вот за 2008-й (26 млрд руб.) «не соответствует действительности», утверждает сотрудник «Рубежа». По его словам, в 2008 году компания заработала 28,7 млрд руб.

Агрокомпаний, не вошедших в рейтинг этого года, тоже две. Это «Югтранзитсервис» (ЮТС) и «Евросервис» Константина Мирилашвили. Последняя компания в том виде, какой ее анализировал Forbes для рейтинга 2008 года, перестала существовать. Еще в прошлом году она не справилась с долговой нагрузкой и оказалась на грани банкротства. Краснодарские сахарные заводы «Евросервиса», по словам участников этого рынка, достались за долги структурам Россельхозбанка. ЮТС в 2008 году был поглощен группой Valars Кирилла Подольского. Сумма сделки, по разным оценкам, составила $70-100 млн.

Заработали неплохо

Основная выручка имеющих сельхозактивы участников рынка приходится не на сельское хозяйство. Этот тренд, как и в прошлые годы, сохранился в 2008-м, по итогам которого составлялся нынешний рейтинг, несмотря на резкий рост цен на агропродукцию, названный «агфляцией» аналитиками Goldman Sachs. Входящие в рейтинг компании не столько производят сырье, сколько перерабатывают мясо, зерно, масличные, сахарную свеклу и т. д., импортируют мясо или экспортируют зерно. Однако в последние два года сельское хозяйство для этих компаний намного рентабельнее трейдинга и переработки. «» (8 место выборки) в 2008 году заработал на дистрибуции мяса 85% своей выручки. Однако на агронаправление, прежде всего на свиноводство, при 15%-ной доле в выручке приходится 72% EBITDA, рассказывал в мае «» президент холдинга Виктор Линник. «В импорте и дистрибуции у нас большие обороты, но минимальная рентабельность», — объяснял он. В 2009 году «» планирует увеличить процент сельского хозяйства в своей выручке до 25-40. 2008 год был последним перед финансовым кризисом годом динамичного роста национальной экономики. Выручка увеличилась у всех компаний за исключением «Агрохолдинга», одним из первых игроков сельхозрынка оказавшегося в дефолте. Участники выборки в прошлом году заработали в общей сложности 750 млрд руб. В 2007-м выручка этих же компаний была 509 млрд руб., то есть на 47% меньшей. Лидерами по росту выручки стали «Уралхим» (+165% к 2007 году), «Настюша» (почти 120%) и «» (110%). Хорошо заработали холдинг «Фосагро», почти удвоивший выручку, «» (75%), «» и белгородский масложировой холдинг «» (прибавили по 70%), а также «ОГО» (+65%). «Данные о наших финансовых показателях в российском Forbes верны», — подтверждает Александр Петров, гендиректор «ОГО». Согласен с цифрами Forbes за 2007 и 2008 годы (13 млрд руб. и 22,4 млрд руб.) и президент УК «» Валерий Сергачев: «Они достаточно точны». Однако суммарная выручка входящих в холдинг юрлиц, по его словам, в 2008 году была порядка 26 млрд руб., то есть на 16% выше. «В 2009-м, думаю, заработаем 28-29 млрд руб.», — делится планами Сергачев.

Есть, впрочем, и компании, выручка которых в 2008 году увеличилась на 9-11%, то есть росла медленнее, чем рынки, на которых они работают. Это «Останкинский» (), «», «» и «». Гендиректор Михаил Попов с цифрами рейтинга согласен только отчасти. «Данные по нашей выручке от переработки мяса приблизительно верны, хотя в 2008 году она была несколько выше, чем указано в рейтинге», — говорит он. Кроме мясокомбината, у компании свое свиноводство — 300 тыс. голов годового убоя, уточняет Попов. «К тому же цифры у Forbes даны без НДС. То есть с НДС наши показатели были бы на 18% больше», — добавляет он.

В новых строках

На более низкие позиции в рейтинге 2009 года переместились 6 компаний выборки. «Агрохолдинг» стал лидером падения, опустившись на 33 строчки — с 135 места в прошлом году на 168-е сейчас. Заметно сдали позиции «» (74-е место против 59-го), «Останкинский» (173-е, был 160-м) и «» (136 и 124). 17 участников выборки, наоборот, заняли более высокие строчки, причем 6 из них впервые вошли в первую сотню рейтинга либо вернулись в нее. Наиболее заметно вырвался вперед «». В 2008 году он был в самом конце рейтинга, на 197 месте, а сейчас находится на 98-м, то есть в топ-100 крупнейших непубличных компаний. В рейтингах 2005 и 2006 годов «» уже был в первой сотне, но в 2007-м и 2008-м выпадал из нее.

Аналогичный результат у «Настюши»: в 2008 году она не входила в первую сотню, где присутствовала в 2007 и 2006  годах. Теперь компания прибавила сразу 75 позиций, поднявшись с 146 места в прошлом году на 71-е сейчас. Хороший результат продемонстрировало «» - 106-е место против 159-го (+53 строки). «», Valars и «ОГО» улучшили свои результаты на 48-50 позиций. Valars впервые вошла в состав первой сотни, а «ОГО» заняла прочное 152-е место во второй половине рейтинга (в 2008 году была на 200-й строчке).

Что будет

И все же рост выручки российских компаний замедляется. «Входной билет» в рейтинг 2009 года подорожал всего на 4%: минимальная выручка его участников сейчас составляет 10,7 млрд руб., а в 2008-м занявшая последнее место «ОГО» заработала 10,3 млрд руб. В предыдущие годы выручка компаний увеличивалась быстрее. Так, в 2008 году цена «входного билета» - 10,3 млрд руб. — была на 35% выше, чем в 2007-м. В рейтинге 2009 года минимальная выручка участника может не вырасти или даже уменьшиться: в кризис игрокам рынка — прежде всего машиностроительным и продовольственным компаниям выборки — приходится вести бизнес в условиях роста издержек, падения выручки и сокращения спроса.

Топ-менеджеры компаний рейтинга, впрочем, демонстрируют оптимизм. «В 2009 году мы рассчитываем увеличить обороты, — строит планы Попов из . — Ждем, что наша выручка составит порядка 20 млрд руб. И это только по мясопереработке, без учета сельского хозяйства». Сергачев из «» заглядывает в 2010 год: «В натуральном выражении результат нашей компании будет более чем на 20% лучшим, чем в 2009-м. Соответственно, вырастет и выручка. Точные цифры пока рассчитать сложно: многое зависит от показателей инфляции». Владимир Бовин, гендиректор «» (в 2008 году заработала 14,5 млрд руб.) надеется за два-три года «удвоить или утроить» оборот своей компании. Увеличить его он хочет прежде всего за счет роста свиноводческого субхолдинга группы до 350 тыс. гол./год (40 тыс. т/год мяса) и наращивания производства мясных продуктов из собственного сырья.

Не исключено, что в следующем году некоторые агрокомпании покинут рейтинг. В него может не войти «Рубеж», думает Клягин из «Финама», «если эта компания не справится с финансовыми проблемами, которые испытывает сейчас», — уточняет он. В сентябре и октябре две «дочки» холдинга, специализирующиеся на импорте свинины и птицы, инициировали собственное банкротство. «Мы не опасаемся за финансовое положение группы в целом», — парирует источник в компании, отказываясь от дальнейших комментариев. В пресс-службе «Рубежа» банкротство в октябре не комментировали. Не войти в рейтинг, продолжает Клягин, рискует еще один мясной холдинг — «», «на котором висит серьезная долговая нагрузка».

Как подсчитывают

Основной источник информации для рейтинга — данные, предоставленные изданию компаниями. Кроме них, российский Forbes использовал информацию с сервера раскрытия Федеральной службы по финансовым рынкам, данные Росстата и ФНС, опубликованные в СПАРК — «Системе профессионального анализа рынков и компаний» «Интерфакса». Суммированы данные о группах компаний, которые не предоставили консолидированной финотчетности. Информация о выручке сверялась с данными о ВЭД и оценками аналитиков. При отсутствии официальных сведений о выручке компании публиковались расчетные оценки их выручки.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»