Лидеры растут быстрее -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Лидеры растут быстрее
Агроинвестор
Январь 2011
В 2009 году крупнейшие агрохолдинги заработали 425 млрд руб.

Это следует из рейтинга 400 крупнейших российских компаний («Эксперт-400»), выборку из которого представляет «Агроинвестор». Общая реализация у всех этих игроков в 2009 году выросла на 7%, хотя ранее увеличивалась более чем на 20%/год. Однако рост сохранился, хоть его темпы и снизились втрое: многие компании на десятки процентов увеличили чистую прибыль. Самые успешные результаты — у мясных холдингов, минусовую динамику демонстрируют переработчики зерна.

Журнал «Эксперт» составляет ежегодный рейтинг 400 крупнейших российских компаний. Чем больше у компании показатель реализации, тем она ближе к началу списка. Также в рейтинге приведены данные о прибыли его участников, в том числе чистой. В выборке «Агроинвестора» представлены агрохолдинги, производители продовольствия, экспортеры зерна и импортеры мяса, имеющие сельскохозяйственные активы. Как правило, это лидеры в своих секторах, их показатели часто растут быстрее рынка, на котором они работают: преимущества таких компаний — сильный финансовый и лоббистский ресурсы.

Разные результаты

Большинство компаний выборки занимаются двумя-тремя видами агропродовольственного бизнеса. К примеру, «Черкизово» перерабатывает мясо (в том числе импортируемое), а также производит сырье — свинину и птицу. МЗК и «Валары» экспортруют зерно и развивают растениеводческие дивизионы. А владельцам «Синергии» подконтролен холдинг «Пента агрогрупп» с 125 тыс. га земли и тремя птицефабриками в Саратовской области. Всего растениеводством, по данным «Агроинвестора», заняты 8 компаний выборки. 5 производят мясо птицы, 4 представлены в секторе индустриального свиноводства. Из перерабатывающих бизнесов у агрохолдингов чаще всего встречаются производство продукции из зерна, масличных и мяса (по 4 компании), реже — сахарной свеклы и молока (по 2).

В кризисном 2009 году, по итогам которого составлен рейтинг, участники выборки заработали примерно 425 млрд руб. против 396 млрд руб. в 2008-м, то есть на 7% больше. Почти все они представляют производственные агроотрасли, ориентированные на внутренний спрос на продукцию первой необходимости, тогда как в кризис снижали свои показатели прежде всего сектора услуг, девелоперы и компании, сильно зависящие от внешнего спроса. Многие агрохолдинги получили большие объемы господдержки, в том числе возможность воспользоваться федеральными госгарантиями. Почти у всех компаний есть мощности, в которые они начали инвестировать несколько лет назад, и теперь эти мощности растут, генерируя дополнительную выручку.

Реализация в 2009 году выросла у 13 компаний из 18, включенных в выборку «АИ», причем почти у всех — больше, чем на 10%. В пределах инфляции или ниже нее был рост реализации только у «Юга Руси» и «Синергии» (2,2% и 8% в денежном выражении). Больше всех выросла реализация у краснодарского трейдера «Росинтерагросервис» (РИАС), «Продимекса» и «Приосколья». В 2009 году, когда Россия входила в топ-3 мировых экспортеров зерна, РИАС экспортировал 11% отечественной пшеницы, заняв второе место после МЗК. «Приосколье» продолжает увеличивать производство на белгородских площадках, а в конце 2008 года ввело первую очередь нового комплекса «Алтайский бройлер», стоимость которой — 4 млрд руб. В 2011 году предприятие должно выйти на проектную мощность 63 тыс. т мяса.

Заметное падение реализации — на 18−19% — продемонстрировали федеральные агрохолдинги «Разгуляй», «Стойленская Нива» и «ОГО», а также удмуртский «Комос» (21%). В «Комосе» объясняют падение постепенным выходом из бизнеса по производству нефтепродуктов, показатели которого учитываются в отчетности группы. Остальные три компании работают в зерноперерабатывающих сегментах, производя муку, комбикорма, крупы, хлебобулочные изделия.

Но цены на зерно в 2009 году были низкими, а производство и потребление упомянутых продуктов, кроме кормов, если и росло, то очень вяло и за счет бюджетных (низкомаржинальных) товаров. Сказывается и высокая долговая нагрузка игроков. У «Разгуляя», к примеру, выручка падает уже не первый год, в то время как долг только растет и сейчас приближается к $1 млрд. «ОГО» тоже не в лучшей форме: в 2009 году он потерпел несколько дефолтов по кредитам и облигациям, получал иски о банкротстве. Владелец Илья Карпов, по данным Forbes, в 2010 году был вынужден продать 49% группы портфельному инвестору — главе совета директоров банка «Кремлевский» Лилии Сааковой. Обе компании в этом году, скорее всего, начнут терять активы, как это случилось ранее с «Настюшей». В ноябре стало известно, что ВЭБ передаст в капитал ОЗК доли в 35 компаниях «Разгуляя», которые у него в залоге, а РСХБ - в 12-ти элеваторах «ОГО».

Основными бенефициарами роста выручки и спроса остаются мясные интегрированные компании: в 2009 году, по итогам которого составлен рейтинг, они имели хорошую маржу благодаря низким ценам на зерно и высоким — на мясо, а рост производства мяса-сырья был приоритетом господдержки АПК. Участники рынков свинины и птицы показывают динамичный рост: «Приосколье» — на 39%, «Останкино» - на 24%, «Оптифуд» — на 22%. «Мираторг» и «Черкизово» прибавили 15,2% и 11,8%.

Чистые итоги

Анализ динамики чистой прибыли, в отличие от реализации, не получается репрезентативным: в рейтинге нет данных по 7 компаниям из 18-ти (либо они частично отсутствуют) — лишнее свидетельство непрозрачности игроков агросектора. В пять раз, до 277 млн руб., сократилась в 2009 году в сравнении с 2008-м чистая прибыль «Юга Руси» — по этому показателю он лидер падения. После него — «ОГО» и «Комос», снизившие чистую прибыль на 17% и 4%. Другими словами, эффективность бизнеса таких компаний сокращается: они если и генерируют стабильную выручку, то все равно не могут сдержать падения рентабельности. У МЗК положительный показатель чистой прибыли за 2008 год (425 млн руб.) сменился отрицательным — минус 36 млн руб. в 2009-м. В 2009/10 сельхозгоду (начался 1 июля 2009 года) было трудно зарабатывать на международном зерновом трейдинге, сетовал в июне в интервью «Агроинвестору» гендиректор МЗК Юрий Огнев, называя сезон «сложным и тяжелым». Мировые цены на зерно снижались быстрее российских, рассказывал он, а экспортеры покупали его у аграриев «по сложившимся ценам и исполняли контракт в убыток либо с нулевой рентабельностью, если учесть все издержки и медленный возврат НДС».

Шесть компаний увеличили чистую прибыль: о самом большом росте — в 2,2 раза по сравнению с 2008 годом — отчиталась «Стойленская Нива». Она получила 507 млн руб. чистой прибыли по данным управленческой отчетности, хотя снизила реализацию и работала не на самых маржинальных рынках. На уровне 90% был прирост чистой прибыли у «Валаров», «Останкино» и «Приосколья». ВБД показал 46%-ный рост этого показателя, при том что его реализация в прошлом году падала на 1,4%.

Как составляли
Главный критерий — показатель, характеризующий объем реализации продукции работ, услуг компаний в 2009 году, пишут авторы рейтинга («Эксперт», № 39 (723), 4 октября 2010 года). Для компаний, вошедших в выборку «Агроинвестора» (в отраслевом классификаторе рейтинга специализация — «агропромышленный комплекс», «пищевая промышленность», «оптовая торговля») этим показателем является выручка от продаж в 2009 году за вычетом НДС и других обязательных платежей. Чем больше объем реализации, тем ближе компания к верхней части списка. В список не включались «дочки» холдингов, чтобы избежать двойного счета. При пересчете выручки за 2009 год в другую валюту использовались средневзвешенные курсы 31,72 руб./$ и 44,13 руб./€, за 2008-й — 24,86 руб./$ и 36,43 руб./€. Приоритет отдавался данным МСФО, US GAAP и анкетным данным компаний. «Если анкетные данные не подтверждались копией аудированной отчетности по соответствующему стандарту и таковая не обнаруживалась в открытом доступе в других источниках, отчетность считалась управленческой по соответствующему стандарту (для РСБУ — просто «управленческая»)", — пишут авторы рейтинга. Использовалась информация ФНС в системе «СПАРК» «Интерфакса», а также Росстата.
Место компании в предыдущем рейтинге не указывалось и/или данные о темпе роста выручки (в процентах) за 2009 год не публиковались, если: ее структура существенно изменилась, а эти изменения кардинально повлияли на объем выручки за год, предшествующий году составления рейтинга; компания изменила стандарт отчетности.
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще