Рашид Хайров

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«За два года мы должны проинвестировать $400 млн»

«» («»), 75% акций которой в январе этого года купила глобальная корпорация , начала инвестировать в развитие средства, обещанные новым основным владельцем ($800 млн за шесть лет). Стартовый транш — $100 млн — предусматривает создание четырех товарных молкомплексов общей мощностью 18 тыс. дойных коров. Первый из них - на 46 тыс. т молока в год, который обойдется в 2,4 млрд руб., — с августа строится в Пензенской области на 45 га. Как компания осваивает инвестиции, «» рассказал гендиректор «» Рашид Хайров.

— Мы начинали в 2007 году с приобретения старых животноводческих ферм: реконструировали их, насколько позволяло состояние бывших советских хозяйств, параллельно строили два новых комплекса по западным стандартам, — рассказывает Хайров. — Сейчас у «» больше 8 тыс. голов скота (в том числе свыше 4,5 тыс. голов дойного), ежедневно мы производим около 100 т молока. Общая средняя продуктивность стада двух новых комплексов компании приближается к 28 л/сут. Это молоко высшего сорта, поэтому основные покупатели такой продукции — подмосковный и сыроваренный завод «Сармич» [новое предприятие, построено в Мордовии в 2011 году — «АИ»]. На старых фермах доим порядка 20 л/сут. на корову. Сырье, производимое в этих хозяйствах, приобретает пензенский молочный комбинат «Молком». Всего в 2012 году мы рассчитываем выручить от продаж молока-сырья 0,5 млрд руб. Растениеводство «» напрямую связано с молочным животноводством. Корма для своих ферм мы производим на собственных землях, плюс у нас есть не связанный с животноводством коммерческий севооборот. В обработке больше 60 тыс. га [общий земельный банк компании — 133 тыс. га под контролем — «АИ»], площадь обрабатываемых земель растет. Наша цель — к 2015 году обрабатывать порядка 110 тыс. га.

Подписав соглашение с компанией , мы изначально договорились, что партнер вкладывает до $800 млн в российское молочное животноводство и растениеводство. Процесс инвестирования разделен на два этапа — до 2015-го и до 2018 года, в течение каждого из которых в развитие вложат по $400 млн. Объявленное в августе начало строительства в Нижнеломовском районе Пензенской области молочного комплекса стоимостью 2,4 млрд руб. — это старт реализации долгосрочной программы и освоения инвестиций, о которых мы говорим.

— Первый транш инвестиций вы оценили в $100 млн. Эти деньги — собственные средства или не только?

— Хочу упомянуть, что единовременное вложение $100 млн — пример самых крупных за последние годы инвестиций в российское молочное животноводство. Это объективный факт, и его легко проверить. Теперь относительно вашего вопроса — чьи будут деньги? Сейчас [на момент интервью — 20 августа — «АИ»] строительство ведется на собственные средства компании, на которые по бизнес-плану придется 25% стоимости проекта. Мы вложились в агротехнику, оборотный капитал, начали закупать скот. Остальную часть, 75%, профинансирует . Также в августе «» одобрил нам кредитный лимит в 3,5 млрд руб. Эта сумма — четверть от заявленных нами на первом этапе инвестиций, составляющих $400 млн до 2015 года.

— Компания объявила, что на 1,1 млрд руб. из 3,5 млрд руб. средств приобретет сельхозтехнику, 0,7 млрд руб. составят оборотные средства, еще 0,2 млрд руб. пойдут на закупку племенного скота. Получается, на одну только технику вы единовременно тратите $35 млн. С какой целью?

— Техника нам нужна для введения в оборот, обработки новых и уже обрабатываемых земель. Планируем также ввести орошение кормовых агрокультур. В 2013 году увеличим пашню до 80 тыс. га, а в 2015-м, как я уже говорил, до 110 тыс. га. То есть «» будет полностью обеспечивать своими кормами растущее поголовье и станет крупнейшей компанией Пензенской области по объему обрабатываемых земель и производству молока.

— Какие мощности и в какие сроки «» построит на первые $100 млн, которые вы сейчас осваиваете?

— В августе мы официально открыли в Нижнеломовском районе Пензенской области строительство первого из четырех предусмотренных проектом молочных комплексов плановой мощностью 120 т/сут. молока. Во втором квартале 2013 года завезем поголовье, а во втором полугодии начнем получать первое молоко. В 2012-м мы также приступим к строительству репродукционного центра и запустим его до конца следующего лета. В чем идея такого центра? На всех своих комплексах мы хотим иметь исключительно дойное стадо. Каждая корова, которая находится на постановочном месте, должна только давать молоко. Все непроизводственные направления (нетели, сухостой и т. п.) мы сосредоточим в репродукционном центре. В 2013-14 годах компания начнет строить еще три молочно-товарных комплекса, по мощностям аналогичных первому.

— Вы упомянули о репродукционном центре. Расскажите подробнее.

— Он представляет собой отдельное самостоятельное предприятие, в родильное отделение которого со всех наших комплексов за 60 дней до отела будут направляться сухостойные животные. Там же новотельные коровы будут оставаться еще на 15 дней до раздоя. В общей сложности через 75 дней будем возвращать их на товарные комплексы. В репродукционном центре также будет проходить процесс выращивания и осеменения телок. А фермы, таким образом, станут индустриальными фабриками по производству молока. Репродукционный центр даст нам заметную экономию инвестиционных затрат. Приведу один пример: на товарных фермах у нас будет всего два рациона (вместо пяти сейчас) — для низко- и высокоудойных коров. Репродукционный центр будет модульным: по мере ввода новых молочных комплексов его можно будет расширять.

- А срок окупаемости такого центра? Например, возврат инвестиций в товарные фермы совет директоров «» оценивает ориентировочно в восемь лет.

— Знаете, сложно оперировать точными цифрами, когда рынок молока настолько волатилен. Все цифры в известной степени условны и могут меняться, в том числе и названная вами. Определенно могу сказать, что при правильной организации производственного процесса инвестиции в репродукционный центр могут возвращаться несколько быстрее.

— Три новые товарные площадки, как и все ваши активы, будут в Пензенской области?

— Акционеры рассматривают разные варианты, но, конечно пензенский регион — наш приоритет. Месторасположение производств — вопрос для нас прикладной. А стратегически мы должны в ближайшие два года проинвестировать около $400 млн и к 2015-му получить наш первый результат — более 400 т/сут. сырого молока. По нашей оценке, компания в этом случае станет ведущим отечественным производителем молока-сырья. [У нынешнего лидера — «Красного Востока Агро», по данным владельца компании Айрата Хайруллина, уже сейчас мощности на сравнимом уровне — 335 тыс. т/год (30 тыс. дойных коров). Менеджмент «» эти цифры не комментирует — «АИ»]. А наша цель с точки зрения рыночной доли — 2-3% российского промышленного производства к 2015 году.

— Какую господдержку оказывает компании пензенская обладминистрация? На этапе стартапа, в 2009 году, правительство региона даже было вашим акционером — имело 48%-ную долю в уставном капитале «дочки» «», РАО «Наровчатское», куда вложило 480 млн руб.

— Да, это было, и мы благодарны обладминистрации за такую поддержку. Ведь тогда был кризисный период, кредитовать молочное животноводство (да еще на начальном этапе, когда мы строили Наровчатский комплекс) банки старались осторожно и делали это не на всегда приемлемых для бизнеса условиях. Кстати, сейчас правительство региона уже не акционер РАО «Наровчатское» - в этом году оно вышло из проекта, причем с прибылью. [Выход администрации из капитала компании был одним из условий при покупке «» - «АИ»]. Вложив 480 млн руб., область получила 565 млн руб.

Сейчас нам оказывают неплохую поддержку. Несколько примеров. Субсидируется 30% стоимости приобретаемого технологического оборудования, до 30% стоимости кормоуборочной техники, 40 руб./кг живого веса перечисляется при покупке племенного скота. Есть субсидии на приобретение кормов для высокопродуктивных коров, орошение земель и т. д.

— Какая у вас себестоимость молока?

— На новых комплексах — около 11 руб./л.

— У пять из семи мест в совете директоров «». Ее представители участвуют в оперативном управлении?

— С момента заключения акционерного соглашения менеджмент, как вы знаете, не поменялся. Новый партнер доверяет нам, и — если ваш вопрос об этом — грубого вмешательства в процесс управления мы не ощущаем. А потом, представлена более чем в 60 странах мира, это глобальная корпорация с годовым оборотом $12,5 млрд. При таком масштабе бизнеса невозможно лично управлять всеми активами. Другое дело, что у свои внутренние корпоративные стандарты и регламенты, которые мы по понятным причинам сейчас принимаем. Одним словом, менеджмент «» сейчас принимает самостоятельные решения по реализации принятой стратегии развития и интегрирует компанию в глобальную структуру .

Пензенская область

«Русская молочная компания» («Русмолко»)

Агрохолдинг (ООО). Создан в 2007 г. предпринимателем Наумом Бабаевым. Производственные активы — хозяйства, новые и реконструированные молфермы, элеваторы и т. д. — сосредоточены в семи районах Пензенской обл. Земли в управлении — 133 тыс. га, поголовье КРС на 1 июня 2012 г. — 7,8 тыс. (из них коров — 4,4 тыс.). Новых ферм у компании две — комплекс на 3,6 тыс. КРС в Наровчатском и на 1,2 тыс. КРС в Кузнецком районах. Выручка в 2010 г. — 1,48 млрд руб., чистый убыток — 1,65 млн руб. Персонал — более 1 тыс. человек.

Рашид Хайров. Генеральный директор «Русмолко»

Родился 19 мая 1961 г. в пос. Колышлей Пензенской обл. В 1983 г. закончил Московский технологический институт мясной и молочной промышленности (квалификация — «инженер-технолог мяса и мясопродуктов»). В 1983—1984 гг. служил в армии.
С 1985 г. работал на мясоптицекомбинате «Пензенский» мастером шкуропосолочного отделения, руководителем мясо-жирового цеха, с 1990 г. — заместителем гендиректора. В 1997—2010 гг. — гендиректор мясоптицекомбината «Пензенский» (с 1998 г. входит в группу «Черкизово»). С 2011 г. — гендиректор «Русмолко».
Женат, двое сыновей. В числе увлечений — отдых на природе, зимняя охота, водный туризм и рыбалка.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»