Догнать ВВП

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Когда ускорится сельское хозяйство?

Не раньше, чем завершится нынешний кризис, считают эксперты и игроки рынка. В 2008 году, ждут они, рост агросектора, наоборот, замедлится. А вот в среднесрочной перспективе шансы для ускорения есть: спрос на сельхозпродукты и продовольствие растет, а государство обещает увеличить поддержку агробизнеса. В числе точек роста — свино- и птицеводство, выращивание зерновых, овощей и картофеля.

Став председателем правительства, Владимир Путин относится к агросектору с подчеркнутым вниманием и выражает поддержку планам роста его финансирования. «Это не просто отрасль экономики, это условия жизни для почти 40 млн человек […], почти трети нашей страны», — объявил премьер в сентябре на встрече с думской фракцией ЛДПР. Расходы на развитие инфраструктуры, поддержку сельского хозяйства и реализацию проектов «в высокотехнологичных отраслях» в 2009 году превысят 1 трлн руб., пообещал Путин. «Никогда правительство не выделяло столько средств, сколько выделило в этом году на ближайшие три года», — радуется его первый зам Виктор Зубков, курирующий аграрный сектор (цитата по «Прайм-ТАСС»). Тенденция роста госфинансирования АПК, по его словам, «сохранится и в долгосрочной перспективе до 2020 года».

В октябре министр сельского хозяйства Алексей Гордеев подписал приказ о выделении производителям свинины и птицы 10 млрд руб. субсидий из расчета 10 и 5 руб./кг мяса, произведенного в первом полугодии. А Путин месяц назад заявил, что с 2009 года ставка по кредитам для аграриев будет возмещаться на 100% ставки рефинансирования ЦБ (11%), а не на 2/3, как сейчас.

Ограничивая ввоз мяса (см. статью на стр. 40) и разрабатывая доктрину продбезопасности (стр. 6), власти дают понять, что готовы усилить защиту внутреннего рынка и господдержку его участников, чтобы они смогли активнее наращивать производство. Президент Дмитрий Медведев обещает не оставить аграриев без финансирования, несмотря на финансовый кризис: из 950 млрд руб. долгосрочного субординированного кредита, который он распорядился выделить банкам в октябре из фонда нацблагосостояния, 25 млрд руб. получит .

Когда будет преодолен финансовый кризис, агрокомплексу действительно следует ускориться. В последние годы сельское хозяйство развивается медленнее экономики. Если с 1999 по 2001 год, в период действия «эффекта девальвации» рубля, средний темп роста в АПК был 6,8%, то в 2002—2006 годах сектор замедлился до 2,3%, а в 2007-м прибавил 3 с лишним процента. Для сравнения, ВВП страны в прошлом году, по информации , увеличился на 8,1%. В 2008 и 2009 годах, ожидают в правительстве, ВВП прибавит 7,8% и 6,7%, а сельское хозяйство по пятилетней госпрограмме будет прирастать в эти годы по 4 с небольшим процента. Отстает оно и от темпов роста пищепрома, не говоря уже об увеличении спроса на агросырье и продовольствие. Нехватку своей продукции приходится замещать импортом: по данным Минсельхоза, объем ввоза продовольственных товаров и сельхозсырья в 2006 году по сравнению с 2000-м увеличился почти в 3 раза.

Акцент на свинину

Участники рынка говорят, что готовы развиваться быстрее, рассчитывая на обещанное дополнительное финансирование их инвестпроектов и новые меры господдержки. Белгородская компания «Агроресурс», занимающаяся переработкой беконной свинины, планирует построить бойню мощностью 30 т/сут. мяса в убойном весе, рассказывает гендиректор Дмитрий Константинов. Выпуск продукции в этом случае вырастет на треть — сейчас предприятие перерабатывает до 20 т/сут. При успешной реализации проекта Константинов надеется хорошо заработать: «Производство беконной свинины в среднем на 30% рентабельнее обычной».

Однако любой инвестор сейчас должен «аккуратно относиться к своим планам», предостерегает председатель исполкома () Сергей Юшин. Прогнозы развития сектора, говорит он, были благоприятными, пока не начался кризис. «А сегодня, — сравнивает Юшин, — речь идет не столько о перспективах расширения и новых проектах производства мяса, сколько о том, чтобы у компаний была возможность завершить начатые». В некоторых регионах, знает он, процентные ставки по кредитам достигли 19%. С учетом того, что сельхозпроизводителям субсидируют 2/3 ставки ЦБ (примерно 7,3%), им придется платить за кредит до 12% годовых. Топ-менеджер мясного холдинга «» сетует, что банки подняли ставки до 20%, называя комфортной для реализации своих свиноводческих проектов 4% годовых. «Смогут ли фермеры при новых условиях закупать стройматериалы, платить за электроэнергию, ГСМ, ветпрепараты и качественные корма? — задается вопросом Юшин. — Или уже скоро пускать под нож начнут даже племенных коров?». Эксперт опасается, что поставщикам мяса не хватает оборотных средств, так как им не продлевают кредитные линии, и скоро они не смогут закупать у животноводов сырье в прежних объемах.

И все же, несмотря на негативные тенденции, у свиноводства неплохие перспективы, успокаивает Юшин. Из-за падения цен на корма, надеется он, себестоимость свинины с августа 2008-го по январь 2009 года должна снизиться на 20-25%. При этом товарные животные не подешевеют, рассчитывает руководитель . «В России и мире в ближайшие годы спрос на свинину будет расти быстрее, чем на другое мясо», — объясняет эксперт. При этом к 2017 году наша страна, по прогнозу FAO, снизит долю импортной свинины с 23% до 18%.

Прибавят курятины

Производители птицы и эксперты дают самые оптимистичные на агрорынке прогнозы развития своего сегмента. Галина Бобылева, гендиректор , не сомневается, что в ближайшие годы птицеводство станет одним из лидирующих секторов АПК. «Мы уже показали свои возможности, — рассказывает она. — Если в 1997 году спад по отношению к 1990-му был 70%, то за последние десять лет производство мяса птицы утроилось». По словам Бобылевой, в 2007 году прирост составил 290 тыс. т, а в 2008-м будет 300 тыс. т. В союзе прогнозируют, что за этот год российские фабрики произведут 2,2 млн т мяса птицы в убойной массе, а в 2012-м — 3,2 млн т.

У птицеводов, впрочем, те же трудности, что и у игроков рынка свинины. В октябре они жаловались, что рублевые ставки не только по новым, но и по уже выданным кредитам увеличились с 10-12% до 16-18%. Но самым актуальным для сектора вопросом Бобылева называет импортозамещение. Рыночную долю ввозной птицы она оценивает в 38%. Уже в 2009 году этот процент «значительно уменьшится», верит председатель научно-экспертного совета при комитете по аграрным вопросам Госдумы Александр Фомин. Сократят квоты и, возможно, поднимут внеквотные пошлины. Техрегламент на мясо, который к концу года должна принять Госдума, ужесточит требования к качеству птицы. «Это хороший шанс для развития своего производства», — говорит Фомин. А в конце июня, когда запретил использование хлорсодержащих растворов при обработке птицы и ограничил долю жидкости до 4%, под этот запрет автоматически попало 70% импорта.

Последствия финансового кризиса не исчерпываются ростом ставок, сетуют птицеводы: банки снижают суммы кредитов и увеличивают требования к залогам. «Скоро даже получить компенсацию процентов будет сложно», — опасается консультант по стратегическому маркетингу подмосковного «Элинар-Бройлера» Альберт Давлеев. Одно из требований к заемщикам, которые, по его мнению, ужесточились, — соответствие действительности расчетов и сроков, заявленных в бизнес-планах. «Если вы берете кредит под строительство птичника, который планируете запустить к определенному сроку, будьте любезны соблюсти его, — приводит он пример. — Однако делать это становится все сложнее, так как многое (поставка оборудования, согласование разрешительной документации и т. д.) зависит не от птицеводов, а от подрядчиков и тех же чиновников».

Объем производства у «Элинар-Бройлера» сравнительно небольшой: в 2008 году он должен составить 30 тыс. т мяса в убойном весе. Но предприятие хочет развивать глубокую переработку и поэтому увеличит производство птицы до 55-60 тыс. т/год. Менеджмент компании рассчитывает, что нарастить мощности поможет тот же финансовый кризис. «Не все хозяйства справятся с его последствиями, — говорит Давлеев. — Это даст нам возможность приобрести предприятия конкурентов».

В других птицеводческих компаниях, руководителей которых опросил «», тоже собираются увеличивать производство на десятки процентов. «» через два года намерен выпускать 100 тыс. т мяса — на 40% больше, чем сейчас. На птицефабрике «Чайковская» готовы нарастить производство в 1,5 раза уже в 2009 году, если государство резко ограничит импорт. «Агрос», на мощностях которого в ЮФО выращивается в среднем 40 тыс. т/год курятины, обещает удвоить этот объем за два ближайших года.

Больше овощей

Еще одной точкой роста участники рынка считают овощной сектор. Но у этой отрасли больше перспектив в будущем, чем сейчас: она оказалась декапитализированной, поскольку начиная с 1990-х годов на овощи не было стабильного спроса переработчиков. Это подтверждает председатель совета директоров консервного холдинга «Помидорпром» Максим Протасов. За последние 15 лет площадь земель, занятых под овощеводство, сократилась «в десятки раз», говорит он. Спрос на овощи всегда был, но инвесторы не спешили вкладывать в них и переработку из-за длинного, более года, цикла оборота денежных средств в этом бизнесе. Только с 2005 года, когда, по наблюдениям Протасова, владельцы консервных заводов начали предъявлять платежеспособный спрос на овощи, сельхозпроизводители убедились, что возделывать их выгодно. Но крестьянам трудно быстро увеличить объем производства овощей: автоматизировать их выращивание почти невозможно, а квалифицированных кадров совхозам остро не хватает, поясняет Протасов. Решить эту проблему, по его мнению, можно, только привлекая больше мигрантов, в том числе из стран СНГ.

Но уже сейчас в овощеводстве есть быстроразвивающиеся сегменты. В 2008 году, говорят в крупной перерабатывающей компании, Россия впервые почти не импортирует зеленый горох, обеспечивая им себя на 98%. В перспективах сектора не сомневается и гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько. Этот бизнес, прежде всего консервация и заморозка овощей, один из самых быстрорастущих в агросекторе, говорит он.

Нестабильное растениеводство

На зерновом рынке, по мнению Фомина, не все благополучно, несмотря на рекордный урожай. Избыток зерна привел к снижению цен на пшеницу, и теперь есть опасность сокращения посевов. Укрепить цены можно, вывезя до 20 млн т зерновых, но экспортировать такой объем не получится — не хватает портовых мощностей и зерновозов, говорит Фомин. По данным ИКАРа, посевы озимых будут близкими к прошлому сезону — примерно 16 млн га. А замедлиться растениеводство, считают аналитики института, может не поэтому, а из-за снижения в 2008 году закупок удобрений и СЗР по причине их резкого удорожания. После нескольких лет активного введения новых технологий опять происходит «сдвиг к экстенсивной модели хозяйствования», беспокоится аналитик ИКАРа Игорь Павенский: «То есть под влиянием снижающихся цен на зерно засевают те же площади, но инвестируют в них меньше».

Аграрии, впрочем, готовы увеличивать сборы при условии роста госфинансирования. «Если государство поддержит, как и обещает, сельское хозяйство и при этом не будет отдавать предпочтения лишь отдельным секторам, то производство зерна продолжит расти», — не теряет надежды Олег Григор из самарской компании «Синко».

Урожай подсолнечника в 2008 году тоже может быть больше, чем в 2007-м: более 7 млн т против 5,7 млн т. Цены на него не будут такими высокими, как год назад, когда они поднимались до 23 тыс. руб./т, уверены отраслевые аналитики. Но до минимума 2006 года (5-7 тыс. руб./т) они не опустятся, и масличный бизнес останется прибыльным. А вот совладелец холдинга «» Валерий Сергачев настроен скептически: «До конца года сельхозпроизводители должны будут вернуть все свои кредиты. Поскольку пролонгировать договора с банками сейчас трудно, им придется продавать урожай по невыгодной цене». В середине октября, по наблюдениям Сергачева, подсолнечник подешевел до 8-8,5 руб./т. Вырастет ли в следующем году валовый сбор, участники рынка сейчас прогнозировать отказываются.

Агропром замедлится

Несмотря на наличие в сельском хозяйстве нескольких точек роста — таких как производство мяса или зерна, — темпы роста сектора в целом могут не вырасти, а замедлиться вместе с остальной экономикой, считают эксперты. Насколько — никто прогнозировать не берется: еще не выявились все последствия мирового финансового кризиса. Но уже сейчас понятно, добавляет Фомин, что будут проблемы с доступностью долгосрочного финансирования, особенно крупных животноводческих проектов. Несмотря на дефицит продовольствия в мире, возможно снижение цен на сельхозпродукцию, продолжает он. А значит, упадет и рентабельность наших сельхозпредприятий, вследствие чего они могут сократить производство. Аналогичной, по его словам, будет ситуация «в смежных отраслях» - агромашиностроении и производстве удобрений.

Сергачев из «» советует не надеяться на кардинальный рост господдержки. «Есть ключевые отрасли промышленности, на которых держится вся экономика [и АПК к ним не относится]. Поэтому я не думаю, что в условиях кризиса государство будет активно вкладываться в аграрный сектор», — говорит он.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»