Рынок покупателя

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Почему в мире снижается спрос на российское зерно

Повторения прошлогодних зерновых рекордов в этом сезоне (2009/2010 сельхозгод, начался 1 июля) никто не ждал — виды на урожай с самого начала его сбора были скромнее, чем в 2008/2009-м. Тем более в августе выяснилось, что из-за засухи в девяти зернопроизводящих регионах погибло более 4 млн га посевов. Впрочем, по расчетам аналитиков, валовый сбор зерна в этом году все равно будет большим — 94-97 млн т. На мировом рынке Россия сможет продать 16,5-18 млн т. Неплохо, особенно если вспомнить, что экспортером зерна страна стала всего семь лет назад. Вывозить больше в ближайшие годы не позволят инфраструктурные ограничения, говорят игроки рынка.

России постоянно приходится доказывать статус надежного мирового поставщика зерновых. Конец прошлого зернового сезона омрачили скандалы, вызванные арестом отечественной пшеницы египетскими властями, а затем их же предписанием вывезти из страны 52 тыс. т из поставленных 137 тыс. т. Причина — превышение норм содержания тяжелых металлов, насекомых и сорняков. Неприятности экспортеров на этом не закончились. Результаты шести тендеров, проведенных в Египте в июле и августе 2009 года, тоже стали для российских трейдеров неприятным сюрпризом: предпочтение было отдано французской, американской и канадской пшенице. Спрос снизили и другие традиционные покупатели отечественного зерна: Турция, Алжир, Иордания и страны Северной Африки.

Игра без козырей

Впрочем, в нынешнем сезоне трудности испытывают все мировые экспортеры. «Рынком заправляют покупатели, — объясняет аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка () Олег Суханов. — Нехватки зерна нет». По прогнозу Минсельхоза США (USDA), потребление пшеницы в мире в текущем торговом году не превысит 646 млн т. А вот ее производство, благодаря большому урожаю в Европе и США, будет больше 663 млн т. Хороших сборов ждут в странах, которые традиционно являются крупными импортерами пшеницы: в Турции, Алжире и Бразилии.

Дополнительное давление на рынок оказывают высокие мировые переходящие запасы. В августе USDA оценивал их в 186,6 млн т. В американском сельхозведомстве предполагают, что мировые продажи пшеницы в этом году составят в лучшем случае 121 млн т. Оценка Международного зернового совета (IGC) пессимистичнее — 113 млн т. Единственное, что могло бы изменить неблагоприятное для экспортеров соотношение производства и спроса, — неурожай в Австралии. Летом в этой стране была засуха. Однако в начале сентября погода улучшилась. Ранее Австралия рассчитывала собрать не меньше 21,5 млн т пшеницы (примерно столько же, сколько в 2008 году). Теперь валовый сбор составит 23 млн т, предполагают в USDA.

Благоприятные виды на урожай почти не оставили ценам шансов для роста. В Европе пшеница 3 класса с июня по сентябрь подешевела более чем на 20% до $170/т. Котировки американской SRW приблизились к минимальному за последние два года уровню в $160/т. Казалось бы, поставщики российской пшеницы должны в этой ситуации получить преимущество. При сопоставимом качестве их зерно всегда торговалось дешевле по отношению к основным конкурентам — американской и французской пшенице (дисконт — $5-7/т). «Что такое демпинг, наши зерновые трейдеры представляют прекрасно, — подтверждает гендиректор компании «» Владимир Петриченко. — Дорогу на мировой рынок российское зерно прокладывало исключительно за счет низких цен». Однако даже там, где у наших трейдеров сильные позиции, конкуренты в этом году оказывались удачливее.

Крупнейший импортер отечественной пшеницы, Египет, в 2008 году закупил у нас около 5 млн т. «Но начало этого сезона стало провалом, — разводит руками Суханов из ИКАРа. — На тендерах мы выступаем очень слабо». В июле, августе и начале сентября египетская госкомпания GASC закупила всего 270 тыс. т российской пшеницы. «Можно объяснять неудачи политическими интригами, связанными кредитами американских корпораций, но основная проблема в другом: мы не проходим по цене», — рассуждает управляющий директор подразделения зерна и маслосемян компании « СНГ» Дмитрий Филатов. К примеру, мягкая канадская и американская пшеница SRW на FOB обходились египетским трейдерам почти в $162/т, французская — в $169/т, российская — в $172/т.

Дальше конкурентная борьба только ужесточится, ждет Филатов. Египет настроен на очередное снижение закупочных цен: GASC предложила присоединиться к традиционным поставщикам компаниям из Австралии, Аргентины, Германии, Казахстана и Украины. «Котировки американской пшеницы будут ниже $160/т. А украинская пшеница в этом году, по всей видимости, более высокого качества, чем в прошлом, — рассуждает исполнительный директор «» Андрей Сизов. — Для нас это очень серьезные конкуренты».

Воспользоваться ситуацией и сформировать запасы на падающем рынке наверняка захочет не только Египет, но и другие страны-импортеры. «За контракты придется бороться, — признает коммерческий директор компании « трейд» (продает около 1 млн т зерна в год) Александр Филинов. — Разыграть свой главный козырь — низкую цену — российским трейдерам теперь трудно».

Работают за НДС «Худшее начало сезона за последние два-три года», — не скрывает сожаления заместитель гендиректора «Международной зерновой компании» (МЗК, российская дочка ) Николай Демьянов. Чтобы поставки не были убыточными, разница между внутренней и экспортной ценами должна составлять не менее $50/т, подсчитал он. «Отгрузка с элеватора — 350 руб./т, транспортировка зерна до порта — 700-800 руб./т плюс портовый сбор и прочие портовые услуги — 80 руб./т», — детализирует затраты трейдеров руководитель аналитического центра «Рус-агротранса» Игорь Павенский.

По данным ИКАРа, в июне тонна пшеницы 3 класса стоила 5,5 тыс. руб. К началу августа она подешевела до 4,7 тыс. руб. 4 класс за тот же период сдисконтировался с 4,5 тыс. руб./т до 4 тыс. руб./т. Аграрии держали зерно в ожидании государственных закупочных интервенций, объясняют участники рынка. «Проблема еще и в том, что на мировом рынке цены снижались быстрее, чем в России, — добавляет Демьянов из МЗК. — Когда американская пшеница упала до $156/т, на внутреннем рынке трудно было найти дешевле $170/т». В «Международной зерновой компании» подсчитали, что в августе потери трейдеров составляли $5-10 с каждой тонны пшеницы, отгруженной на экспорт. А вот в «» не драматизируют ситуацию. «Обычный сезон с умеренным экспортным потенциалом. В прошлом году волатильность была намного сильнее, — уверяет Филатов. — Отсутствие зазора [между внутренней и экспортной ценами] - временное явление. Невыгодно — не торгуй».

Основные убытки несут трейдеры, которые задекларировали большие объемы поставок через глубоководные порты, где предусмотрены экспортные квоты на перевалку. Штраф за отказ от квоты — $20/т. Правда, игроки внешних рынков могут рассчитывать на возмещение НДС. «Все сейчас работают не за прибыль, а за возврат этого налога», — не скрывает топ-менеджер компании, входящей в топ-3 ведущих российских экспортеров зерна.

Трейдерам, ориентированным на внутренней рынок, труднее. В компании «Кронос», закупающей и поставляющей зерно для экспортеров, рассказывают, что в июле ситуация еще позволяла получать на трейдинге до 7% чистой прибыли. «В августе мы считали заказы для «» на поставку пшеницы 3 класса в Турцию, — вспоминает коммерческий директор «Кроноса» Вадим Штангей. — Получилось, что мы вынуждены или предлагать партнеру невыгодные для него цены, или фиксировать убыток».

Неизвестный агент

Поскольку надеяться на рост мировых цен не приходится, экспортерам остается ждать укрепления цен на внутреннем рынке. Последнее возможно благодаря государству. В 2008/2009 сельхозгоду оно потратило на выкуп с рынка 9,6 млн т зерна 46 млрд руб., а в нынешнем сезоне обещало профинансировать интервенции на 20 млрд руб. (5 млн т). О том, что медлить с интервенциями нельзя, в правительстве говорили еще в августе. Тем более что прогноз Минсельхоза (85 млн т), как всегда, слишком консервативен. В середине сентября стало ясно, что последствия засухи минимальны: с 31,5 млн га (69% посевов) намолотили 77,4 млн т зерна. По подсчетам независимых аналитиков, сборы составят не менее 94 млн т зерна, в том числе 59 млн т пшеницы.

Однако в августе стало известно, что интервенции стартуют не ранее октября. Источник, близкий к «Объединенной зерновой компании» (, была госагентом интервенций с 2002 года), объясняет это трудностями с хранением и сбытом уже закупленного зерна. По его словам, государство задолжало элеваторам до 4 млрд руб. Правительству в сентябре пришлось выделить на интервенции и погашение долгов дополнительные 6,3 млрд руб., а также заменить агента: не рассчитавшись с долгом, не может получить от Россельхозбанка финансирование на очередные госзакупки. В результате Минсельхозу пришлось отдать этот контракт «Резервной продовольственной компании» (РПК), учрежденной Росагропромсоюзом, который возглавляет владелец холдинга «» Иван Оболенцев. Компания не имеет опыта закупок и продаж зерна — хотя бы потому, что учреждена несколько месяцев назад. Поэтому скорее всего РПК придется привлечь как субподрядчика, предполагают участники рынка.

Субсидий не будет

На момент сдачи этого номера решение о начале закупочных интервенций принято не было. Цены на внутреннем рынке продолжили падать. 3,5 тыс. руб. — столько стоила на юге в сентябре пшеница 4 класса. Пока это выше себестоимости, которая составляет 3-3,2 тыс. руб./т на элеваторе, говорит Павенский. Вполне вероятно, по его словам, сокращение еще на 50-200 руб./т до октября. «Новый урожай никто на части не разрывает, — соглашается с ним Филатов из «». — Так что снижение цен неизбежно. Но надеяться на прибыль за счет отечественных сельхозпроизводителей — тупиковый путь. В этом случае будет череда банкротств хозяйств либо сокращение посевов». Но, по данным Минсельхоза, оснований для беспокойства пока нет. В середине сентября озимыми засеяли 10,8 млн га — на 3,4 млн га больше относительно 2008 года. Всего озимыми под урожай 2010 года засеют 17,8 млн га — на 0,6 млн га (3,5%) больше, чем годом ранее, прогнозируют в аграрном ведомстве.

Оптимальным стимулом для экспорта, по мнению трейдеров, были бы субсидии. В июле-августе 2009 года поставки зерна из России, по оценке аналитического центра «», составили 3-3,1 млн т. Неплохо даже по сравнению с рекордным прошлым сезоном (3,3 млн т в тот же период). В сентябре на мировой рынок должны продать еще 1,6-1,8 млн т. Государство поможет вывезти в этом сезоне 20 млн т, мечтают в Российском зерновом союзе (). Для этого нужно $700 млн — столько союз просит правительство выделить на субсидии экспортерам.

Прошлой осенью уже предлагал ввести прямое субсидирование трейдеров, ускорить возврат им НДС, снизить железнодорожные тарифы, стоимость перевалки зерна в портах и выдавать связанные кредиты странам-импортерам российского зерна. В общей сложности на это пришлось бы потратить почти $800 млн. В ноябре 2008 года правительство не поддержало предложения , сделав выбор в пользу дополнительных интервенционных закупок. В этом году, когда правительство сокращает бюджетные расходы, у лоббистов экспорта еще меньше шансов. «Скорее всего, выкручиваться придется самим», — признает Владимир Петриченко из «». Впрочем, трейдеры не сомневаются, что даже в худшем случае экспорт в 2009/2010 сельхозгоду превысит 16 млн т. Тот же Египет дает им дополнительный шанс: на тендере 15 сентября GASC приобрела 240 тыс. т российской пшеницы по $166/т FOB с поставкой во второй половине октября.

Препятствуют издержки

Если увеличить пахотные земли и урожайность, то через 10-15 лет валовые сборы зерна в России могут вырасти до 135 млн т/год, а экспорт — до 40-50 млн т/год. Такой прогноз министр сельского хозяйства Елена Скрынник озвучила в июне. Чтобы вывезти эти объемы, совершенствует инфраструктуру. Ее развитием займется , которой передадут принадлежащие государству пакеты акций 31 КХП и элеваторов, в том числе портовых Ейского и Калининградского. В 17-ти у компании будет контрольный пакет, в остальных — блокирующие. Развить логистику поможет новый оператор железнодорожных перевозок «» («внучка» РЖД). В компании намерены заменить традиционную схему повагонной отправки грузов транспортировкой зерна полносоставными маршрутными поездами. На покупку новых вагонов-зерновозов «» выделит 3,4 млрд руб. «Вытолкнуть из страны дополнительные 20 млн т зерна все объявленные меры вряд ли помогут», — скептичен Филатов из «». Российскую инфраструктуру давно пора обновить, соглашаются другие трейдеры. Например, в Новороссийске работает глубоководный терминал, но экспорт ограничен пропускной способностью железнодорожной ветки. У порта в Туапсе (Краснодарский край) нет развитой инфраструктуры для подъезда автотранспорта.

В «СовЭконе», впрочем, замечают, что в этом сезоне география поставок стала шире. За счет снижения ставок фрахта к середине сентября экспорт российской пшеницы в Индонезию перекрыл закупки за весь прошлый сезон. Отечественные трейдеры впервые подписали контракты с Нигерией, Танзанией и Перу. Хотя объемы небольшие: в Нигерию в августе реализовали 5 тыс. т пшеницы. Перу, по предварительным данным, осенью должна была купить 140 тыс. т пшеницы.

Рассчитывать на полномасштабную экспансию в новые страны российским трейдерам не приходится. Все их достижения — эпизодические тестовые поставки. Два года назад «» реализовала в Японию 59 тыс. т фуражного ячменя. Аналитики тогда предполагали, что российские трейдеры теперь попробуют пробиться на закрытый японский рынок с продовольственной пшеницей. Однако этого не произошло. В конце прошлого года в Минсельхозе говорили о перспективности поставок в Бразилию, которая сейчас на 90% закрывает потребности в пшенице за счет Аргентины. В мае «» закупила для Бразилии 25 тыс. т российской пшеницы. «Ничего серьезного за этим не последует, — считает Сизов из «». — Мы неконкурентоспособны из-за высоких логистических издержек и импортных пошлин».

Владимир Петриченко из «» считает, что «теоретически» новые рынки сбыта российской пшеницы — страны Юго-Восточной Азии: Индонезия, Филиппины и Малайзия. Но и здесь главное препятствие — логистика. «Если бы было выгодно везти зерно в ЮВА, мы давно были бы там, — уверяет Демьянов. — Эти рынки изучены, новых нет».

В Минсельхозе третий год обсуждают идею зерновой ОПЕК: если Россия, Украина и Казахстан займутся экспортом сообща, то продавать зерно на мировом рынке будет проще. Однако пока Казахстан и Украина не поверили в эту идею, экспорт российского зерна поручено развивать «Объединенной зерновой компании». Как будет строиться работа на внешних рынках, в не комментируют: правительство утвердит стратегию ее развития только в ноябре. Это значит, что работать начнет только в следующем сельскохозяйственном сезоне.

Павенский из «» предполагает, что на первом этапе ограничится поставками зерна, в том числе из интервенционного фонда, по межправительственным соглашениям и международным программам гуманитарной помощи. Опрошенные «Агроинвестором» трейдеры считают потенциальным конкурентом. «Не исключено, что компания будет вести переговоры [о продаже зерновых] с одиозными режимами в Венесуэле, Иране, Корее, — рассуждает Филатов из «». — Но более вероятен другой сценарий: госкомпания начнет работу на уже освоенных [независимыми трейдерами] рынках».

Россия — третья

По оценке USDA, в прошлом сезоне Россия заняла третье место в десятке крупнейших мировых экспортеров пшеницы. Торговля сейчас ведется почти с 60 странами. Самые крупные потребители — Египет, Турция, Саудовская Аравия и Иордания.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»