Варшавский доехал до овощей. Как автодилер зарабатывает на огурцах и томатах

Срок окупаемости проекта — восемь лет
Срок окупаемости проекта — восемь лет
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Основной бизнес компании «Авилон» Александра Варшавского — продажа автомобилей. Три года назад группа решила освоить еще одно направление — овощеводство. Построено 40 га теплиц, в год продается 25 тыс. т огурцов и помидоров. В 2018 году площадь тепличного комплекса вырастет уже до 110 га, обещает инвестор

В 2014 году автомобильная группа «» основала собственный агрохолдинг «», основная специализация которого — производство овощей в закрытом грунте. Как пояснил представитель компании, инвесторы выбрали этот сектор «в надежде на быструю окупаемость». Как ранее сообщалось на инвестиционном портале Калужской области, где и были построены теплицы, бюджет проекта составляет 13 млрд руб., а планируемый срок окупаемости — восемь лет.

В тепличных условиях

Начав работу в 2014 году с 20 га теплиц (18 га под выращивание товарной продукции и 2 га под рассаду), «» за три года вырос до 43 га. Объем производства овощей уже составляет 25 тыс. т в год. В ассортименте более 15 сортов томатов и огурцов. Осенью этого года будет запущена третья очередь проекта еще на 12 тыс. т овощей. Объем реализованной продукции в 2016 году составил 12,1 тыс. т, по итогам 2017-го показатель будет удвоен. В 2018—2019 годах площадь тепличного комплекса планируется увеличить до 110 га.

По словам гендиректора «» Ирины Мешковой, ниша, еще не насыщенная продукцией, привлекла именно перспективами построения успешного проекта, возможностью быстро вернуть вложенные деньги. «Решение идти в агробизнес было принято не случайно, — говорит она. — Учитывая общую тенденцию роста отечественного агропроизводства и импортозамещения, мы провели анализ рынка, на основании которого было принято решение о строительстве тепличного комплекса и запуске производства свежих овощей, которых так не хватает российскому потребителю».

Тепличный сектор является капиталоемкой отраслью, а это означает все-таки небыструю окупаемость, комментирует директор департамента корпоративных финансов инвесткомпании «» Иван Николаев. «Но в то же время в России есть господдержка: нет налога на прибыль, НДС не 18%, а всего 10%, возмещается часть затрат, а главное, можно привлечь долговое финансирование на очень длительный срок с низкой ставкой, — отмечает он. — И получается рентабельность порядка 30% (на собственные средства)».

Большое значение имела именно доступность финансов, акцентирует гендиректор компании Тамара Решетникова. «» быстро построил первую очередь теплиц в Калужской области — целых 22 га всего за год. «Это очень хорошие темпы для российского тепличного бизнеса», — считает она. В этом, по мнению эксперта, и заключается главный плюс непрофильных инвесторов: у них есть альтернативные источники дохода, им не приходится надеяться на агропроект, который только планируется. Группа имеет определенную денежную массу, многолетнюю кредитную историю и поддержку банков, которые охотно и быстро выдали ей деньги, так как компания давно известна на рынке и занимает хорошие позиции.

Важна и команда, люди, которые запускали проект. Во-первых, были наняты высококвалифицированные менеджеры. Во-вторых, они четко ставили цели и добивались их различными путями. «Компания не жалела денег на качественное оборудование, комплектующие для строительства», — знает Решетникова.

Еще одним значимым фактором стала господдержка тепличного сектора. Компании, работающие в отрасли, получают льготное кредитование и компенсацию капитальных затрат. «Льготный кредит можно получить под 1-5% годовых, — обращает внимание исполнительный директор Михаил Глушков. — При такой поддержке окупаемость современных теплиц со стопроцентной подсветкой составляет около восьми лет». Урожайность огурцов в таких комплексах составляет 100 кг/м², а томатов — 60 кг/м².

Нельзя забывать и о том, что «» реализует проект на территории опережающего развития в Калужской области, поэтому вся инфраструктура предоставляется компании бесплатно, за счет федеральных и региональных бюджетных денег. «Конечно, в таком случае рентабельность должна быть довольно высокой, — считает Глушков. — Субсидии составили 1 млрд руб.». То, что агрокомплекс находится в свободной экономической зоне, помогает сокращать издержки (таможенные пошлины и ввозной НДС) и позволяет формировать доступную стоимость продукции для покупателей, подтверждает Мешкова.

Качественный продукт

Основным каналом сбыта продукции «» сейчас являются торговые сети: по итогам этого года через них будет реализовано около 80% произведенных овощей. В этом помог и запущенный в прошлом году собственный бренд «Мое лето». Хотя еще два года назад 84% продукции уходило на рынок оптом.

Продукция «», по словам специалистов компании, максимально экологичная, вкусная, презентабельная и 100% натуральная. «Для полива мы используем дождевую воду, а для борьбы с вредителями применяем биологический метод защиты — уничтожаем их с помощью естественных врагов (энтомофагов), — рассказывает Ирина Мешкова. — На защите урожая стоят специалисты биологи-энтомологи, по биозащите и семенам сотрудничаем только с мировыми лидерами этих рынков». Любое искусственное вмешательство в генотип будущего урожая (ГМО) исключено, обращает внимание она. Эффективность выбранного сорта овощей определяется его урожайностью и качеством плодов. «Наша ниша — производство качественных свежих овощей с философией „прямо с грядки в корзину потребителю“, — говорит топ-менеджер. — При весомой государственной поддержке мы внедряем самые передовые и эффективные агротехнологии, постоянно обучаемся у зарубежных партнеров, чтобы производить продукт, который без опасения за здоровье можно будет покупать для себя, своих родных, предложить каждому россиянину».

Желание «Авилона» диверсифицировать бизнес естественно, считает аналитик «Финама» Алексей Коренев. «Если авторынок близок к насыщению, то овощей не хватает: значительная доля томатов и огурцов все еще завозятся из-за рубежа, — комментирует он. — Вполне логично, что их хочется заместить своей, да и еще и более качественной и экологичной продукцией».

По данным Глушкова, сейчас в России производится около 500 тыс. т огурцов и 300 тыс. т томатов в закрытом грунте. «Огурцами мы себя почти обеспечили: импортозамещение уже составляет около 80%, а оптовые цены с 2016 года начали планомерно снижаться на 2-4% в год, — говорит он. — А вот томаты являются перспективным направлением, доля отечественной продукции в общем потреблении пока составляет всего 40%».

Производство овощей в закрытом грунте в этом году продолжит увеличиваться именно благодаря запуску новых крупных проектов, обращает внимание Коренев. И это хорошая тенденция, ведь спрос на тепличные овощи в течение года не падает. Потребителям, конечно, хочется иметь доступ к широкому ассортименту продукции в любое время года, говорит Решетникова. «В некоторых городах мы уже близки к европейской и американской структуре потребления, то есть когда разнообразие овощей доступно в повседневном питании, а не только по праздникам, — отмечает она. — Но это возможно только при большом количестве действующих комплексов четвертого и пятого поколений со светокультурой». Пока же в России значительно больше теплиц третьего поколения и небольших фермерских теплиц. А сектор с новейшими технологиями развивается как раз за счет непрофильных инвесторов, акцентирует эксперт. Стоимость комплекса современного типа, по оценке эксперта, составляет примерно €3 млн на один гектар. «Чем больше площадь, тем меньше стоимость», — добавляет Решетникова.

Реализация овощей

У большей части компаний, которые давно занимаются тепличным бизнесом, устаревшие низкоэффективные мощности, подтверждает Николаев. Они остаются на плаву только за счет господдержки. В то время как новые участники рынка, такие как «» или , быстро вошедшие в рынок, имеют конкретные перспективы, считает он. По словам аналитика, секрет успеха группы прост: знающие люди выбрали направление с высокой доходностью, инвестировали в него и следили за тем, чтобы эти вложения до копейки уходили туда, куда положено.

По мнению Глушкова, сейчас самое время переходить на эксклюзивные продукты, например томаты черри. Их выгодно выращивать, а стоимость не зависит от общей цены на томаты, утверждает он. Плюс черри обычно продаются в фасовке по 250 г, что обеспечивает максимальную маржу производителям. В товарной линейке «» есть премиальные сорта томатов, в том числе черри, также он ввел линию по фасовке продукции. «Компания развивает свой бренд — это грамотный шаг, так как потребитель всегда больше доверяет известному производителю, а продающиеся „навалом“ томаты часто бывают более низкого качества и большей частью импортные», — комментирует эксперт.

Теперь и грибы

Инвесторам в тепличный сектор стоит и в целом смотреть на расширение ассортимента. Так, в России почти не охвачены сегменты редиса, перца, баклажанов, а также ягод, рассказывает Тамара Решетникова. Будущую специализацию теплиц стоит выбирать с учетом регионального фактора. Например, по данным «Технологий Роста», рынок ЦФО и ПФО близок к насыщению по огурцу, а вот отечественных томатов в этих регионах не хватает. Здесь можно развиваться в сторону расширения ассортимента, культивирования эксклюзивных сортов и гибридов. В целом по стране, по оценке эксперта, дополнительный потенциал производства томатов в защищенном грунте составляет не менее 500 тыс. т в год (по огурцам значительно меньше — 100 тыс. т).

«» еще в 2016 году решил расширить ассортимент своей агропродукции за счет грибов. Для этого создана компания «АгроГриб» (входит в структуру «»), которая будет выращивать шампиньоны в Тульской области. По словам гендиректора «АгроГриба» Андрея Чигина, планируемая годовая мощность предприятия — 25 тыс. т. Стоимость проекта составит 6,2 млрд руб., производство планируется запустить уже в октябре, сообщал гендиректор Корпорации развития Тульской области Олег Липатов на Петербургском международном экономическом форуме.

Потенциал комплексов по производству шампиньонов и вешенки составляет как минимум 60 тыс. т в год, утверждает Решетникова. Именно этот объем сейчас импортируется. После эмбарго основной поток грибов, который шел из Польши, иссяк, и до восстановления выпавших объемов еще очень далеко. «Это при том, что в России пока в принципе потребляют мало культивируемых грибов», — обращает внимание она. По оценке НПО «Биогрин», потребление грибов в стране существенно меньше 1 кг на человека в год. «У грибоводства в России есть большие перспективы, а вхождение любых новых инвесторов в агросектор приветствуется, — комментирует гендиректор объединения Владимир Филиппов. — В ближайшее время в стране большое значение будет иметь только дешевое продовольствие, поэтому новые технологии, позволяющие сделать качественные продукты доступными, обречены на успех».

Значимую роль для новичков в агробизнесе играет именно то, насколько проект продуман, обращает внимание топ-менеджер. Например, подготовительные работы перед реализацией проекта «Биогрин» по выращиванию вешенки велись целых восемь лет. За это время были отлажены технологии, был перенят лучший зарубежный опыт, подготовлены кадры. «Сейчас у нас есть собственные мицелий, посевные материалы, нет зависимости от доллара или эмбарго, — рассказывает он. — Так что вряд ли компании, которые только пробуют себя в новом качестве, смогут опередить нас на рынке». Окупаемость современных грибных проектов Филиппов оценивает в три-пять лет.

Сложности реализации

При вложениях в новые направления сложности у инвесторов могут возникнуть, если они слабо представляют особенности агробизнеса и управления им, отмечает Решетникова. Например, тепличный сектор требует наличия большого числа профессионалов своего дела. «Важны все — от главного технолога до овощеводов, работающих непосредственно в теплицах, — обращает внимание эксперт. — И научиться этому за пару месяцев, просто наблюдая, как работают другие комплексы, нельзя». Любой инвестор, пришедший из других направлений в сельское хозяйство, сталкивается с проблемой кадров, утверждает Глушков. «Можно вложить миллиарды рублей в современное оборудование и не окупить их, если нет квалифицированных специалистов, — говорит он. — Их надо начинать искать еще на стадии разработки проектной документации, отправлять на обучение в Европу».

Овощные урожаи

По словам Ирины Мешковой, тепличный комплекс «» обеспечивает значительным числом рабочих мест близлежащие города и поселения. Разнорабочие проходят обязательное обучение под руководством опытных сотрудников, а должности, требующие специальной профессиональной подготовки, как правило, занимают выпускники ведущих российских вузов и специально приглашенные европейские специалисты. Например, главный агроном проекта родом из Голландии с многолетним опытом в овощеводстве.

Другой проблемой тепличного бизнеса неизменно становится энергоемкость: новые технологии требуют постоянной активной подсветки. Для эффективного выращивания растений необходимо около 2 МВт электричества на гектар, зависимость от электроэнергии получается большая, говорит Глушков. Теплицы «» могут быть полностью автономными за счет собственных мощностей, указывает Мешкова. Есть и возможность комбинировать их с федеральными сетями. Собственные энергоносители заметно снижают стоимость расходуемого электричества, отмечает гендиректор «Теплиц Белогорья» (Белгородская область) Анатолий Тарасов. После того как его компания обзавелась собственными мощностями, цена 1 кВт снизилась до 2 руб. против 3-4 руб./кВт, которые ранее приходилось платить федеральным сетям. «Но тут есть и риск: любое оборудование имеет свойство ломаться, его непросто обслуживать», — обращает внимание топ-менеджер.

Успех компании не зависит от того, профильный инвестор реализует агропроект или непрофильный, считает председатель совета директоров «Великолукского молочного комбината» (Псковская область) Дмитрий Матвеев. «Для любого бизнеса процесс вхождения в рынок сложен, и чтобы бизнес был успешным, в нем нужно хорошо разбираться, — комментирует он. — Необходимо понимать тонкости тепличных технологий, уметь подбирать кадры, поставщиков оборудования и иметь опыт работы с торговыми сетями». «» тоже можно назвать непрофильным инвестором в тепличном бизнесе. У компании, основное направление которой — производство и переработка молока, тоже есть 6 га теплиц. «Лет пять назад мы провели полную реконструкцию мощностей, построенных еще в 1980-х, построили новую котельную, сделали капельный полив и все полностью автоматизировали, — рассказывает Матвеев. — В производстве тоже используем биометод, выращиваем по два сорта огурцов и томатов, которые были созданы специально для нас одной семеноводческой компанией».

«» — крупный инвестор, проекту «» проще выстоять на рынке, чем более мелким производителям, считает Тарасов. «Количество тепличных проектов растет, конкуренция становится жестче», — говорит он. Хотя для его компании тепличный бизнес не в новинку, постоянно приходится адаптироваться к условиям рынка. Чтобы повысить эффективность своего бизнеса, 20 га «Теплиц Белогорья» сейчас переводятся на светокультуру. Недавно компания начала работать под заказ, 30% от объема производимых овощей теперь уходит конкретному заказчику.

Кто инвестор

Автомобильная группа «Авилон» — это один из ведущих автомобильных холдингов России. В портфеле компании почти два десятка автомобильных брендов. В составе группы, кроме агроактивов, — Европейская риэлторская компания, портфель недвижимости которой (бизнес-центров класса А и индивидуального жилья класса De-Luxe), по данным «Авилона», превышает $1 млрд. Также в холдинг входят компании «СОЛТ» (предлагает комплексное и инновационное решение по лизингу желтых автомобилей, предназначенных для работы в такси, оборудованных по всем требованиям закона) и «Автологистика» (занимается транспортировкой автомобилей).

В прошлом году группа делала попытку заняться и молоком. Тогда летом кипрской Maxbond Ltd, которую на рынке связывают с «Авилоном» и лично с ее владельцем Александром Варшавским, была учреждена компания «Агроферма». В планах был запуск двух молочных комплексов на 5 тыс. голов КРС и строительство молокозавода в Калужской области. Но весной этого года бизнес был продан, единоличным владельцем «Агрофермы» стало «Донское поле», которое, как писал «Коммерсантъ», действует в интересах холдинга «Эконива» Штефана Дюрра.

По данным «Авилона», в 2016 году группа реализовала более 23,3 тыс. машин, выручка превысила 50 млрд руб. В прошлом году холдинг также попал в список 200 крупнейших частных компаний России (141-е место) по версии Forbes.

Самые прибыльные — цветы

Бизнес по производству овощей в закрытом грунте в среднем имеет рентабельность от 15% до 25%, в зависимости от используемых технологий и региона, говорит Алексей Коренев из «Финама». Наибольшую прибыль дает выращивание цветов, но тут существуют и самые жесткие требования к климату и уходу. На втором месте по денежной отдаче стоит зелень — салаты, петрушка, укроп и прочие. Огурцы и томаты — на третьей позиции.

«Авилон» не первый

Непрофильные инвесторы не так редки в тепличном бизнесе. И все они уже либо имеют крупные производства, либо работают над масштабными проектами. Среди них, например, АФК «Система», купившая в 2015 году у ВТБ 144 га теплиц агрокомбината «Южный» в Карачаево-Черкесии. Инвестиции в расширение оцениваются в 6,4 млрд руб. Компания «Технологии тепличного роста» (два комбината в Московской и Тюменской областях), в планах которой построить 90 га теплиц за 12 млрд руб., тоже была основана непрофильным инвестором: 80% владел сооснователь телекоммуникационной компании «Скартел» (бренд Yota) Сергей Адоньев, в конце 2016 года он продал свой пакет партнеру. «Весьма любопытен проект по выращиванию собственных овощей торговой сети „Магнит“ (83 га теплиц)», — говорит Алексей Коренев из «Финама». Компания также планирует заняться производством грибов. УК «Горкунов» (основатель — бывший вице-губернатор Сахалинской области, курирующий вопросы АПК и рыбного комплекса, Борис Горкунов) создала два современных тепличных комплекса в Новосибирской и Ярославской областях на более чем на 50 га.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»