Неоднозначный мясной режим

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

В чьих интересах новый порядок расчета квот

С этого года изменился принцип распределения квот на импорт мяса. Теперь при расчете их объема учитывается, сколько компании ввозили в 2005—2007 годах. Порядок меняется не в первый раз, напоминают участники рынка. Одни считают новые правила справедливыми. Другие уверены, что они выгодны только крупным импортерам, а сам принцип квотирования снижает конкуренцию и ограничивает инвестиции в производство мяса-сырья.

Утверждать квоты на три года, основываясь при этом на объемах ввоза не за один, а за два года, предлагал Минсельхозу, Минэкономразвития и ФАС еще в 2007 году. А в августе 2008-го комиссия правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложила с 2009 года рассчитывать квоты на импорт мяса, исходя из поставок за три года — с 2005 по 2007-й. Ранее порядок распределения квот основывался на объеме поставок в предыдущем году. Теперь предшествующий год в расчетах не учитывают. Новое правило делает одинаковым распределение квот на все типы мяса. Аналогичный метод расчета уже действовал в 2008 году в отношении поставок курятины. Официальная информация о распределении квот на импорт мясной продукции в 2009 году появилась на сайте Минэкономразвития в декабре.

Импортеры за…

Крупные импортеры поддерживают новую схему распределения квот, называя ее более справедливой, чем та, которая действовала раньше. «Основной плюс — расчетный период: 2005-2007 годы», — говорит

Александр Никитин, вице-президент агрохолдинга «». Это выгодно всем игрокам рынка, уверен он. Когда расчетным периодом был предыдущий год, часто возникало затоваривание, вспоминает Никитин: мясо везли в Россию, по его словам, не столько для продажи, сколько для получения квот в следующем году. «В действующем режиме нет прямой связи между рыночной долей [компании-импортера] и квотами, поэтому исчезает и необходимость ввоза излишнего объема мяса», — доволен Никитин. Такой режим квотирования, по его мнению, стоит продлить и после 2010 года, оставив нынешний расчетный принцип. «Надо сохранить ту же расчетную базу [средний объем импорта за три года], что действует сегодня», — поясняет Никитин, ежегодно меняя годы. Например, в 2010-м основанием для расчета квот будет импорт мяса в 2006—2008 годах.

Разумным нынешний механизм квотирования кажется и Дмитрию Гордееву, гендиректору компании «Митлэнд». В будущем, соглашается он с Никитиным, нужно оставить правила такими же, корректируя их в зависимости от баланса спроса и предложения на рынке. Сам «Митлэнд», добавляет он, новая система расчетов затронула незначительно. «Мы стараемся переходить на импорт живых свиней из стран Балтии», — рассказывает Гордеев. Перерабатывающий завод компании находится в Ленинградской области, достаточное для его загрузки количество свинины внутри страны можно приобрести в Белгороде, но до него 1,5 тыс. км, объясняет гендиректор. Возить свиней так далеко экономически нецелесообразно: животные теряют в весе, поясняет он. Поэтому их покупают в Литве, тем более что расстояние в четыре раза короче, всего 400 км. Причем по цене прибалтийские свиньи могут конкурировать с российскими, добавляет Гордеев: даже при 5% импортной пошлине она составляет 80 руб./кг (живой вес).

…а производители против

Новый принцип распределения квот выгоден в первую очередь импортерам, а не производителям, уверен президент мясоперерабатывающего холдинга «» Виктор Бирюков. «Хотя, — добавляет он, — так сложилась ситуация на российском рынке, который вынужден на данном этапе признать свою импортозависимость». Режим квотирования в том виде, в каком он существует, дает преференции небольшой группе крупнейших импортеров, соглашается попросивший об анонимности совладелец московского мясокомбината.

Сейчас нужно не искать, кому из участников рынка выгодны новые условия, а развивать рынок, настаивает Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета . «Основной целью при принятии решения о тарифном квотировании импорта мяса в 2003 году была защита отечественного производителя за счет ограничения объемов импорта и стимулирование притока инвестиций в АПК», — напоминает Юшин. В результате производство мяса птицы за 10 лет, с 1998 по 2008 год, выросло с 690 тыс. т до 2,2 млн т, продолжает он. Положительные изменения есть и в свиноводстве: остановлено снижение поголовья, начался рост производства. «Но еще важнее то, что происходит постепенная структурная и технологическая модернизация, решаются вопросы с качеством производимой свинины, — говорит Юшин. — Объем инвестиций в эти отрасли [после введения квотирования] уже составил несколько миллиардов долларов». Порядок расчет объемов квот в 2009 году не вызывает у него возражений.

Режим квотирования импорта мяса поддержал оте- чественное производство, соглашается гендиректор московского комбината Михаил Попов. Но это было сначала, а действующий сейчас механизм играет абсолютно другую роль, уверен он. Квоты превратились в дополнительный налог на продукцию переработки мяса, который в итоге платят покупатели, доказывает Попов. По его подсчетам, в 2008 году зи-за квот участники рынка переплатили 9 млрд руб., или 20 руб. с тонны, только за свинину (квота на ее ввоз в прошлом году была 450 тыс. т). Эта сумма даже больше 9 млрд руб., ведь есть еще квоты на птицу и говядину, добавляет Попов. «Получается, что из-за сложившейся системы все потребители мяса платят огромную ренту десятку частных компаний», — заключает он.

Если квоты рассчитывать так, как в этом году, может сократиться объем инвестиций в сельское хозяйство, опасается Сергей Николаев, гендиректор агрохолдинга «Пулковский» (занимается животноводством, входит в одноименную группу компаний, специализирующуюся на импорте мяса). В последние три года средства, вырученные от импорта мяса, группа тратит на развитие собственного производства свинины, подчеркивает Николаев. В 2008 году «Пулковский» ввел репродуктор, рассчитанный на 60 тыс. свиней в год, а к 2012-му планировал построить в Новгородской, Ленинградской и Псковской областях восемь откормочников и получать до 500 тыс. т мяса ежегодно. Вложить в проект холдинг намеревался до 20 млрд руб. Но из-за экономического кризиса сроки реализации проекта перенесли на 2015 год.

Свою роль в этом сыграла и новая система квотирования, утверждает Николаев. Раньше доля квоты компании увеличивалась примерно на 10% ежегодно, позволяя компании зарабатывать на развитие своего агронаправления. Так, в 2008 году «Пулковский» импортировал 50 тыс. т свинины и говядины, из них 60-70% — по квотам. Но в 2009-м квота компании уменьшится примерно в два раза, сетует Николаев, следовательно, и средств для вложений в агробизнес будет меньше.

Кому выгодно

Мнения экспертов о введенном в 2009 году порядке квотирования тоже разные. Юшин из , учрежденной крупнейшими импортерами, поддерживает сохранение квот и после 2009 года. А Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России (объединяет переработчиков), настаивает на том, что механизм ввоза мяса нужно скорректировать. «Следует заменить квоты таможенными пошлинами», — говорит он. То же предлагает Попов из : «Намного проще и прозрачнее регулировать рынок пошлиной. Тогда и производители той же свинины будут защищены от демпинга, и бюджет получит дополнительные средства». Однако этому мешают «лоббистские возможности» импортеров, сожалеет он. Сразу отказываться от системы квотирования не стоит, высказывает свое мнение Анатолий Тимофеев, замгендиректора компании «Новгородский бекон». «Есть смысл просто постепенно снижать квоты», — говорит он.

Перерабатывающим предприятиям, у которых нет своего производства, было бы выгоднее покупать мясо не у импортеров и посредников, а самим иметь квоты, считает Тимофеев. «В этом случае переработчик приобретал бы сырье по более выгодным ценам, а значит, конечный продукт бы был существенно дешевле и привлекательнее для покупателя», — утверждает он. Чтобы сэкономить на сырье, «Новгородский бекон» отказался от закупок мяса у импортеров полтора года назад. Сейчас группа развивает собственное скотоводство (выращивает свиней и мясо-молочный КРС). «Мощности нашего перерабатывающего предприятия больше, чем мы можем произвести мяса», — признает Тимофеев. Недостающий скот «Новгородский бекон», как и «Митлэнд», ввозит из Прибалтики. «В середине прошлого года мы построили современный убойный цех и теперь поставляем туда живое поголовье», — доволен он.

Существующую систему квотирования критикует и Иван Кара, президент группы компаний «Пулковский». «Режим квотного импорта мяса действительно повысил инвестпривлекательность отрасли, — говорит он. — Однако он изначально был дискриминационным, к тому же при его введении [в 2003 году] допустили много ошибок». Например, 70% квот достались таможенным брокерам, а не импортерам-профессионалам, возмущается Кара. Практиковавшаяся в 2003 году продажа квот на аукционах тоже была неправильным решением, добавляет он: «Вместо того, чтобы хотя бы сделать аукцион открытым с пошаговым повышением стартовой цены, его провели в режиме онлайн и на понижение». А вот в 2004—2005 годах аукцион был открытым, и это позволило всем импортерам участвовать во внешнеэкономической деятельности на равных условиях, сравнивает Кара.

Но затем правила входа на рынок новых игроков опять изменились, продолжает он. «В 2006-м и последующие два года импортеры могли наращивать объем только при участии во внеквотном завозе, который засчитывался при выделении квот на следующий год», — говорит Кара. Из-за частой смены правил в предыдущие годы нынешнюю схему тоже нельзя считать справедливой, ведь в расчетный период (2005-2007) включены годы действия разных систем распределения квот, рассуждает он: «В 2005 году дополнительные квоты покупались на бирже, а в 2006—2007 годах использовалось право внеквотного завоза».

Изменения 2009 года, по мнению Кары, в очередной раз показали бизнесу, что горизонт планирования в нашей стране еще не может быть долгосрочным. «Предприниматели воспримут такой сигнал однозначно: есть смысл заниматься только текущими спекуляциями, не вкладывая средства в развитие мясной отрасли, — сожалеет Кара. — К тому же это решение нанесло ощутимый вред имиджу российского правительства в глазах западных компаний, производителей мяса и инвесторов».

Срезали

Квоты на импорт мяса птицы в 2009 году сокращены на 300 тыс. т. О планах снизить их стало впервые известно еще в сентябре прошлого года от министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. Сначала импорт собирались ограничить на 200 тыс. т до 1 млн т/год с сохранением страновых пропорций. Близкие к Минсельхозу источники также рассказывали «Агроинвестору», что квоты могут сократить на 500 тыс. т. В течение 3-5 лет отечественное производство мяса птицы сможет полностью заместить импорт, подсчитали отраслевые эксперты.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»