Масляные мощности

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Хватает ли сырья российским МЭЗам

За последние пять лет масложировые холдинги нарастили мощности до 9-10 млн т сырья в год. Значительную часть масла они поставляют на экспорт: в этом сезоне (сентябрь 2008 — август 2009 года) он может составить рекордные 820-850 тыс. т. Урожай подсолнечника в 2008 году тоже был рекордным, а всего масличных в стране собрали почти 9 млн т. Тем не менее, переработчики сетуют на дефицит сырья и нежелание аграриев продавать подсолнечник.

Российские аграрии в состоянии вырастить достаточно масличного сырья, чтобы покрывать потребности отечественных переработчиков, говорит вице-президент () Александр Корбут. Но из-за цены на подсолнечник, не устраивающей сельхозпроизводителей, в отдельные годы снижаются посевы, и тогда на рынке образуется дефицит сырья, считает он. «В 2006 году, — приводит пример эксперт, — мы имели 6,2 млн га подсолнечника и собрали 6,7 млн т. Но стоили маслосемена крайне дешево [по данным ИКАРа, 5,3 тыс. руб./т в 2005/06 сельхозгоду — «АИ»], и в 2007 году посевы сократились до 5,3 млн га, а собрали подсолнечника на 1 млн т меньше, чем годом ранее».

Мощности растут

Чтобы понять, хватает ли сейчас сырья перерабатывающим его маслоэкстракционным заводам (МЭЗам), Корбут предлагает сделать несложный подсчет. «В 2008 году, по данным , мы произвели 2,1 млн т подсолнечного масла, — говорит он. — По стандартному коэффициенту выход масла из семян подсолнечника составляет 41%. То есть для производства этого количества достаточно 5,2 млн т подсолнечника, собрано же было 7,4 млн т. Причем 0,32 млн т масла поставили на экспорт. А если брать в расчет только масло, предназначенное для внутреннего рынка, то на него вообще пошло 4,4 млн т сырья». Так что подсолнечника МЭЗам вполне хватает, делает вывод эксперт. То же было и в 2007 году, когда валовый сбор этой агрокультуры был 5,67 млн т, добавляет он.

Мощности МЭЗов растут с начала 2000-х годов и сейчас они приближаются к 9 млн т, рассказывает исполнительный директор центра «»

Андрей Сизов. 9 млн т масличных Россия не производит. Однако это, по мнению аналитика, не означает нехватки сырья. Из-за ремонтов, простоев в межсезонье и волатильности спроса 100%-ная загрузка МЭЗов «на практике невыполнима», объясняет он. Тем не менее, в стране продолжается модернизация действующих и строительство новых маслоперерабатывающих предприятий. Но теперь этот процесс замедлится, уверен Сизов. Из-за снижения доступности и роста стоимости кредитов масложировым холдингам приходится рассчитывать прежде всего на собственную прибыль и средства акционеров. Кризис ликвидности снизит и спрос на сырье, продолжает он: в нынешнем сельхозгоду проблемой переработчиков станет нехватка не подсолнечника (в 2008 году собран рекордный урожай масличных), а финансирования для его закупки.

А вот аналитик по масличным ИКАРа Алина Мирсагатова говорит, что несмотря на рекорд по валовому сбору МЭЗы все же недозагружены. По ее данным, их мощность превышает 10 млн т маслосемян в год (подсолнечник, соя, рапс). За два последних года она выросла примерно на 2 млн т, знает Мирсагатова. Увеличение произошло как вследствие строительства новых заводов (крупнейший, на 560 тыс. т/год — в Воронежской области, принадлежит ), так и наращивания мощностей имеющихся (пример — «Волшебный край» в ростовской области, входит в «»).

Гендиректор компании «» Владимир Петриченко предполагает, что отечественные МЭЗы способны освоить 9,5-10 млн т сырья. Но это приблизительная цифра, оговаривается эксперт. Данные , на которые можно было бы опираться, неполные: крупные холдинги, например, «» и «», не предоставляют статведомству исчерпывающей информации об объемах производства, утверждает Петриченко. Свои расчеты он основывает на информации о том, сколько растительного масла сделали в декабре 2008 года. Тогда был зафиксирован рекорд производства — 324,4 тыс. т. «Если наши компании, загружая мощности полностью, могут за месяц вырабатывать такое количество масла, то за год они в состоянии освоить 9,5-10 млн т масличного сырья, — делает вывод эксперт. — Конечно, это данные лишь одного месяца». Но даже по приблизительной оценке видно, что масличного сырья пока не хватает, соглашается Петриченко с Мирсагатовой.

Переработчикам не хватает

Переработчики масличных тоже жалуются на дефицит сырья. Директор по маркетингу компании WJ Сергей Козлов полагает, что эта проблема связана с вводом новых и реконструированных МЭЗов в последние 5-6 лет. Мощность российских заводов WJ — 270 тыс. т/год маслосемян, уточняет он. Загрузку мощностей своей компании Козлов оценивает в 75%, в среднем всех отечественных

МЭЗов — в 60-70%. До кризиса можно было кредитоваться под закупку подсолнечника, теперь же рассчитывать приходится только на свои оборотные средства, поясняет директор. Зимой многие заводы останавливались «на профилактику», но не столько вследствие нехватки сырья, сколько из-за невозможности его купить, знает Козлов. В этом сезоне, резюмирует он, дефицит масличных есть, но для участников рынка эта проблема не настолько актуальна, как нехватка кредитных средств.

скупает сырье для своего воронежского МЭЗа у сельхозпроизводителей ЦФО, Поволжья и севера ЮФО. «Баланс спроса и предложения сейчас очень напряжен, — беспокоится коммерческий директор компании Дмитрий Филатов. — Ведь исходя из имеющихся в России перерабатывающих мощностей, если не брать в расчет небольшие прессы, спрос на маслосемена сейчас около 8,2 млн т. А предложение в этом году на уровне 7 млн т». На рынке маслосемян жесткая конкуренция, делает вывод топ-менеджер .

МЭЗы активно конкурируют за сырьевые зоны, подтверждает Сизов. Многие, как , закупают маслосемена в радиусе нескольких сотен километров от своих предприятий. Регионов, где масличных производят больше, чем перерабатывают, немного. Один из них — Волгоградская область (см. врез), где мало крупных масложировых производств.

Аграриям выгодно

По данным Сизова, нынешние цены гарантируют сельхозпроизводителям рентабельность подсолнечника, «измеряемую десятками процентов». Однако она может быть и выше: при себестоимости 3-5 руб./т в зависимости от региона и средней внутренней цене 10 тыс. руб./т рентабельность подсолнечника превышает 100%. В феврале, рассказывает Сизов, цены даже превысили 10 тыс. руб./т. «Стоимость подсолнечника активно растет, прибавив с начала года более 60%. Это одна из самых рентабельных для аграриев культур. Однако ценовой пик уже, вероятно, близок», — комментирует он.

Однако сельхозпроизводители неохотно продают подсолнечник, и это одна из причин нехватки масличного сырья, утверждает Мирсагатова. Даже при цене 11-12 тыс. руб./т (на заводе), сложившейся к середине февраля, хозяйства не торопятся везти семена на МЭЗы, говорит аналитик: «Они уверены в дальнейшем росте цен и предпочитают придержать сырье, дождавшись, когда они поднимутся хотя бы до 12-13 тыс. руб./т. И,  конечно, аграрии хорошо помнят прошлогодние 23 тыс. руб./т — столько давали в апреле 2008 года — и продавать подсолнечник вдвое дешевле просто не желают». Но такие продавцы могут только проиграть, уверяет Мирсагатова. Чем ближе посевная, тем больше у них потребность в оборотных средствах, объясняет она. Поэтому сельхозпроизводители в любом случае будут вынуждены выставить на продажу имеющиеся объемы, добавляет Мирсагатова и ждет «проседания» цен весной.

В считают, что аграрии недостаточно зарабатывают на масличных — минимум на 20% (€30/т) меньше, чем могли бы. 20% составляет и экспортная пошлина на подсолнечник, обнулить которую правительству предлагает союз. Аргумент — хозяйства, в отличие от производителей масла, не имеют возможности беспошлинно поставлять свою продукцию на экспорт, что искажает конкурентную среду и лишает их части доходов. В прошлом году на 1 января у сельхозпроизводителей купили больше 50% подсолнечника, а в этом, на ту же дату, только 34%, говорит Корбут. Конечно, есть объективные причины, признает он: подсолнечник подешевел с 15,5 тыс. руб./т франко-элеватор (декабрь 2007 - январь 2008 года) до 10 тыс. руб./т сейчас, так что аграрии не торопятся реализовывать урожаи. Но и переработчики, настаивает Корбут, действуют по принципу «урожай большой, и сырье нам все равно продадут», не желая платить больше. Мирсагатова тоже говорит, что, в отличие от предыдущих лет, в первой половине текущего сезона (сентябрь-декабрь) МЭЗы не сделали больших запасов маслосемян: ждали снижения цен из-за высокой валовки, поэтому не спешили закупать сырье.

Если пролоббирует отмену пошлины на экспорт подсолнечника, то «теоретически», рассуждает Сизов из «», эта мера укрепит цены на масличные, будет способствовать росту их производства, а аграрии получат альтернативный канал продаж. А вот производителям масел обнуление пошлины невыгодно. Сами переработчики категорически против ее отмены. «Это игра в одни ворота — в пользу экспортеров сырья, — категоричен Козлов из WJ. — Конечно, интересы крестьян учитывать необходимо. Но [в том числе благодаря пошлине] внутренняя цена семечки кореллирует с мировой, а не определяется одним или несколькими закупщиками. При этом, заметьте, подсолнечник остается самой рентабельной агрокультурой. А отмена пошлины приведет к продолжению роста цен на сырье и увеличению сырьевого экспорта». Незачем обнулять пошлину, вторит Козлову Филатов из «», это усугубит дефицит масличных. Избытка сырья на рынке нет: в прошлом году на каждую тонну маслосемян приходилось 1,4 т спроса, приводит он пример. Паритет спроса на сырье и его предложения, прогнозирует Филатов, сложится только к 2012-2013 годам. Вот тогда и можно будет говорить об отмене пошлины, предлагает он. Если это сделать теперь, то часть МЭЗов остановится, а их сотрудники останутся без работы, опасается Филатов.

Экспорт подсолнечного масла — это неплохо, только вот его экспортная цена сейчас примерно на $200 выше внутренней, парирует Корбут из . «Отдайте 100 из них сельскому хозяйству [и дефицита сырья не будет]! — призывает он переработчиков. — Только с сентября по декабрь 2008 года дополнительная прибыль экспортеров подсолнечного масла за счет разницы цен была порядка $48 млн. Почему бы им не направить эти средства на авансирование агрохозяйств?». Но лучше, добавляет он, если последние смогут сами решать, куда поставлять сырье — переработчикам или трейдерам. Отмену пошлин можно только приветствовать, поддерживает Корбута гендиректор сельхозпредприятия «Дельта-Агро» (Волгоградская область) Азамат Далиев. «Государство предоставляет явные преференции переработчикам: вывоз масла не облагается пошлиной, — возмущается он. — МЭЗы зарабатывают на экспорте, а сельхозпроизводитель лишен такой возможности!». Далиев перестал выращивать масличный подсолнечник несколько лет назад. Он нашел другую нишу и теперь возделывает крупноплодный, предназначенный для выпуска жареной семечки, который продается по 30-35 тыс. руб./т. К производству товарного подсолнечника он готов вернуться, только если его цена вырастет «в три-четыре раза».

Что будет

Несмотря на нехватку сырья, крупные переработчики продолжат вкладываться в расширение мощностей, ведь на внешнем и внутреннем рынках большой спрос на масло, прогнозирует Владимир Петриченко из компании «». Он ссылается на данные , по которым потребление растительного масла в нашей стране составляет 12,8 кг/год на человека. На Украине и в Белоруссии на душу населения приходится 14, а в Европе — 17-20 кг масла в год, сравнивает аналитик. Масложировым холдингам нужно не увеличивать мощности, а модернизировать их, снижая издержки и совершенствуя технологии, добавляет Филатов из .

Урожай-2009 снизится

Алина Мирсагатова из ИКАРа прогнозирует,
что в 2009 г. валовый
сбор подсолнечника
сократится примерно до 6,5 млн т. В 2008-м было произведено около 7,35 млн т. Одна из причин снижения — стагнация средней урожайности. В последние шесть лет, по данным РЗС, она колеблется между 10 и 12 ц/га, а в среднем составляет 11,2 ц/га. В этом году урожай, скорее всего, будет ниже, чем в 2008-м, поддерживает Мирсагатову Александр Корбут из РЗС: с началом ослабления цен на подсолнечник сельхозпроизводители могут переключиться на более ликвидные агрокультуры.

Волгоград — самый масличный

Самый профицитный по масличным регион — Волгоградская область. Там мало маслоперерабатывающих предприятий и много подсолнечника. В разное время «Юг Руси», «Солнечные продукты» и Cargill заявляли, что построят там МЭЗы. Однако Андрей Сизов-младший из «СовЭкона» сомневается, что эти планы будут реализованы.
Сейчас в регионе только один большой МЭЗ — Урюпинский. Его приобрел НМЖК, а само предприятие рассчитано на переработку 400 тыс. т/год подсолнечника, знает топ-менеджер волгоградского агрохолдинга. При этом вся область собирает порядка 500-700 тыс. т. Таким образом, профицит сырья составляет минимум 100 тыс. т/год. Поэтому многие местные сельхозпроизводители продают сырье в Ростовскую область — «Югу Руси», «Астону», а также в Воронежскую, где собственный МЭЗ запустила Bunge.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»