Не до машин -Агроинвестор
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Не до машин
Нина Важдаева
Агроинвестор
14 апреля 2009
Откажутся ли аграрии от импортных комбайнов
Фото: С. Плужник

15%-ные ввозные пошлины на комбайны и запрет субсидирования ставки ЦБ покупателям западных комбайнов и тракторов ускорили рост цен на импортную технику, но пока не привели к увеличению продаж отечественной. Аграриям не до того: они борются с кризисом и не делают крупных покупок. Те, кому нужна техника, намерены «сориентироваться в обстановке» и «определиться к следующему году», но от импорта отказываться не хотят. Продажи агромашин в 2009 году упадут на 35-50%, вырастет только реализация запчастей, ожидают эксперты.

По данным замминистра сельского хозяйства Андрея Слепнева, отечественные и белорусские тракторы и комбайны сейчас доминируют в России — на них приходится три четверти рынка агротехники. Тем не менее, в условиях кризиса федеральные власти решили принять дополнительные меры поддержки российских сельхозмашиностроителей, с осени 2008 года жаловавшихся на затоваривание и обвальное падение спроса. С 14 февраля в течение 9 месяцев действует постановление правительства «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов комбайнов», подписанное Владимиром Путиным 9 января. Теперь ввоз техники облагается пошлиной в 15% таможенной стоимости, но не менее €120/кВт мощности двигателя. Она распространяется не только на новые машины, но и на те, с момента выпуска которых прошло более трех лет. Ранее ставка была 5%, но не менее €100/кВт. Впервые специфическую составляющую ввели в 2006 году.

Протекционистскую меру усилили административной: одновременно с введением пошлины Россельхозбанк (РСХБ) перестал выдавать аграриям льготные кредиты на приобретение зарубежных тракторов и комбайнов. «Мы не будем субсидировать кредиты на покупку той иностранной техники, аналоги которой производятся в России», — заявил Слепнев в конце февраля (цитата по «Интерфаксу»).

Ударили по импорту

В «Союзагромаше», возглавляемом совладельцем «Ростсельмаша» (РСМ) Константином Бабкиным и пролоббировавшем повышение пошлины в три раза, надеются убедить правительство сделать временную ставку постоянной. Это было бы эффективной антикризисной мерой поддержки отечественных производителей, так как западные аналоги все жестче конкурируют с ними, говорит директор союза Евгений Корчевой. Ежегодно с 2003 по 2008 год доля зарубежных комбайнов и тракторов в стоимостном выражении увеличивалась на нашем рынке в 1,5-1,8 раза, утверждает он. В прошлом году импорт зерноуборочных комбайнов, включая белорусские, составил 4085 единиц, тогда как в 2005-м ввезли всего 1329, недоволен Корчевой.

В «Союзагромаше», впрочем, признают, что в 2009 году рост пошлины не поможет восстановить спрос. По его данным, продажи комбайнов сократятся на 35-50%. Но Корчевой надеется, что снизится импорт: благодаря высокой таможенной ставке аграрии начнут охотнее покупать российскую технику. «В кризис сельхозпроизводители начали лучше считать деньги, — рассуждает Корчевой. — Они не могут не знать, что наши комбайны на 10-20% дешевле импортных. А из-за колебания курсов [доллара и евро] цены на западную технику выросли еще больше». По данным концерна «Тракторные заводы» (КТЗ; второй после РСМ производитель комбайнов), цена отечественной техники в зависимости от вида на 20-50% ниже западной.

Кроме российских комбайнов, крестьяне теперь будут покупать больше запчастей, в том числе импортных, чтобы продлить срок эксплуатации ранее приобретенной техники, прогнозирует «Союзагромаш». «Это общемировая тенденция», — знает Корчевой. Рынок частей к западной технике в этом году не упадет, а, наоборот, вырастет в два раза, не исключает он. В 2008 году Россия ввезла запчастей для агромашин на 3,5 млрд руб.

Теперь зарубежные производители будут локализовывать сборку, как это происходит в автопроме, рассчитывают в «Союзагромаше». «До сих пор они заявляли, что строительство заводов здесь не входит в их бизнес-планы, — говорит Корчевой. — [При 5%-ной либо нулевой пошлине на комбайны] выгоднее было поставлять машины из-за рубежа. Но если пошлину сделают постоянной, то западным компаниям придется открывать у нас свои предприятия». Об интересе к таким проектам после повышения таможенной ставки до 15% еще не заявил ни один мировой производитель комбайнов либо других машин для растениеводства. А вот шведская компания DeLaval, которой уже обещано 600 млн руб. от «Росагролизинга» (см. врез), согласилась делать в России оборудование для молферм, не имеющее местных аналогов.

Ответный ход

Агромашиностроители рады введению 15%-ной пошлины, импортеры готовятся нести убытки. РСМ с марта перешел с трехдневной на полную рабочую неделю, заявил о готовности трудоустроить 800 человек и намерении на 12% увеличить производство уборочных комбайнов. Поддержкой властей довольны и в «Агромашхолдинге» (АМХ; сбытовая структура КТЗ). «Введение пошлины способствует развитию отрасли, — говорит руководитель аналитического департамента АМХ

Артем Елисеев. — Ведь многие аналоги западной техники уже производятся в России». Он приводит в пример колесные тракторы и зерноуборочные комбайны CNH и John Deere, а также кормоуборочные Claas и Crone, конкурирующие с продукцией КТЗ. Первыми от импортной техники откажутся средние и небольшие хозяйства, ждет Елисеев. «А западные производители, судя по всему, теперь будут бороться за рынок, создавая свои мощности в регионах России (как Claas) или предоставляя через свои финансовые структуры кредиты нашим аграриям (как John Deere)», — заключает Елисеев.

Дилеры импортной техники ищут новые каналы сбыта. Гендиректор «Немецкой аграрной группы» Валерий Адаев ведет переговоры с коммерческими банками. «Но они могут выдать аграриям кредиты на покупку техники только под 22-26% годовых в рублях, — разводит руками топ-менеджер. — Тогда как ставки РСХБ, через который мы делали до 80% объема продаж, были 16-19%». Наверное, придется привлекать «западные финансовые ресурсы», соглашается он с Елисеевым. До кризиса продажи «Немецкой аграрной группы» увеличивались на 15-20%/год, а в 2008-м вообще выросли более чем на 25%.

В 2009-м такого не будет, понимает Адаев. Он опасается 3-4-кратного сокращения рынка импортной техники (всех видов). Теперь она не по средствам большинству аграриев, подсчитывает Адаев: «Возьмем те же комбайны. Таможня выросла с 5% до 15%, курс рубля — на 30-35%, покупателям западных машин перестали субсидировать ставку рефинансирования ЦБ (13%). Для конечного потребителя все это вылилось в удорожание комбайнов на 40-50% в рублевом выражении». С начала 2009 года западные компании-производители повысили цены в долларах и евро, а затем многие снизили их до уровня 2008 года, чтобы сохранить покупателей, знает Адаев.

Подождать с покупкой

Сельхозпроизводители, опрошенные «Агроинвестором», отказываются от покупки новой техники либо откладывают ее приобретение. Дилеры импортных машин сдерживают валютные цены, российские машиностроители в присутствии Путина пообещали снизить стоимость своих комбайнов. Однако участников рынка сейчас почти не интересуют дисконтные программы.

У гендиректора «Нивы Оренбуржья» Александра Зубова только российские комбайны. В 2008 году он купил семь «Енисеев», но в нынешнем сезоне отказался от крупных приобретений — не из-за роста пошлин на импорт, а так как хочет «сориентироваться в кризисной обстановке». «Посмотрим, что будет весной и летом», — размышляет директор, добавляя, что увеличение пошлины невыгодно аграриям ЮФО, где средняя урожайность зерновых примерно 40 ц/га. «Для них лучше западная техника. В нашем же регионе с 13-15 ц/га, — продолжает Зубов, — вполне подходят российские комбайны».

В компании «Сибирский хлеб» три комбайна John Deerе, два трактора этой же фирмы, три Case, есть белорусские МТЗ-1221, отечественные К-700 и Т-150, перечисляет гендиректор Павел Миклухин. Как и Зубов, он приостановил пополнение машинного парка: «Определимся к следующему году». 15%-ная пошлина и девальвация рубля сделали западную технику очень дорогой, убедился он. От ее приобретения отказываться рано, полагает Миклухин, но пока больше склоняется к  российским аналогам. «Качество отечественной сборки в последние годы выросло, а импортных запчастей там минимум 30%, — одобряет он. — Так что если наши комбайны будут значительно, например, на 40%, дешевле импортных, выберем их».

У ростовского «Югтранзинсервис-Агропродукта» 70 комбайнов CNH. Все агромашины западные, кроме нескольких тракторов МТЗ. «Закупать технику больше не будем, — рассказывает гендиректор компании Эдуард Курочкин, — не из-за повышения пошлин, а вследствие негативной ситуации на рынке в целом. К тому же в последние три года мы постоянно обновляли парк, пора сделать перерыв». Но при необходимости Курочкин все равно выбрал бы импортные комбайны. «Отечественная техника нас принципиально не устраивает, — высказывает он свое мнение. — Сколько ни брали на испытание разные модели, каждый раз убеждались: они не отличаются от машин, выпускавшихся раньше».

Когда ввели 15%-ную пошлину и отменили субсидирование приобретения импортной техники в РСХБ, гендиректор тюменского «АгроИнтела»

Андрей Чалков как раз планировал покупку тракторов Case для обработки 16 тыс. га залежей. Машинный парк у него смешанный: 6 комбайнов CNH, 3 John Deerе и 15 «Донов», а также 5 тракторов Case и John Deere. «Введение пошлины и рост валютных курсов не заставят нас отказаться от импорта, — говорит Чалков. — [Рано или поздно] все равно купим тракторы и комбайны, хотя, может быть, и меньше, чем хотели». Но сможет ли теперь компания ввести запланированные 16 тыс. га в дополнение к обрабатываемым 24 тыс. га, директор не уверен. «Если покупать российскую технику вместо зарубежной, то, чтобы работать с аналогичной производительностью, потребуется не 10 комбайнов, а 25, — подсчитывает Чалков. — Как я найду столько механизаторов? Брать в аренду технику нам тоже негде, у соседних хозяйств ее нет». Поэтому возможны два решения, резюмирует глава «АгроИнтела», — купить импортные машины или отложить обработку новых угодий «до лучших времен». А пока, как и остальные участники рынка, он хочет посмотреть, как будет дальше развиваться экономический кризис.

Показать еще
Статьи по теме


Рекомендации
Реклама