Как нарастить рентабельность

Если завод производит стандартную линейку массовых сортов хлеба, то рентабельность редко превышает 5%, полагает Максим Клягин из «Финама». Вариантов для повышения доходности у хлебопекарных компаний мало: продукция сама по себе низкомаржинальная, наценки на нее небольшие, так как хлеб — социальный продукт. «Даже при больших объемах хлебозаводы не получают достаточной прибыли, — говорит Клягин. — Один из методов увеличения доходов — расширение ассортимента: его дополнение премиальными сортами хлеба, а также кондитерскими изделиями от печенья до булок и круассанов». Тогда рентабельность может вырасти до 10−15%, прикидывает эксперт.
Крупные производители так и делают. «Черемушки» производят более 50 наименований хлебобулочной продукции. Самую высокую маржу генерируют булочки и прочие сдобные изделия. В ассортименте хлебопекарного дивизиона «Стойленской Нивы» более 200 позиций, из которых хлебобулочных изделий — 85. «Грейн Холдинг» выпускает порядка 50 наименований хлебной продукции, планируя, впрочем, сократить линейку до 30, оставив самые ликвидные по спросу позиции.

Хлебопекарный сектор — один из самых низкорентабельных в пищевой промышленности (5−10%). Конкуренция в этом сегменте растет, а производство хлебобулочных изделий в последние пять лет сокращается. На 1,5−2% ежегодно, по статистке, уменьшается и спрос. Тем не менее, крупные сельхозпроизводители выходят на этот рынок. Хлебопечение обеспечивает им сбыт зерна и муки, позволяя диверсифицировать бизнес. Занимать заметные доли локальных рынков и окупать такие проекты, впрочем, способны только федеральные или большие региональные агрохолдинги.

Рентабельность хлебопекарной отрасли в 2008 году не доходила и до 10%, говорит исполнительный директор Российского союза пекарей Василий Молодых. Но этого мало, утверждает он: «Чтобы производство развивалось, рентабельность этого бизнеса должна быть от 15 до 20%".

Мало зарабатывают

Получать более высокие доходы, по словам Молодых, пекарям мешает необходимость держать цены массовых сортов этого социального продукта «на доступном для населения пределе». При этом, продолжает он, постоянно увеличиваются затраты на муку, ингредиенты (соль, сахар, жиры) и энергоносители, да и ритейл рассчитывается за поставки хлеба по 30−60 дней. Но два-три года назад было еще хуже, вспоминает Молодых: из-за чрезмерного администрирования цен региональными властями средняя рентабельность производства хлеба вообще составляла 3−5%.

Хлебный рынок относится к числу стагнирующих. По данным Российского союза пекарей, спрос снижается на 1,5−2% в год. Падает и объем производства хлебобулочных изделий: в 2008 году он составлял 7,5 млн т, тогда как в 2004-м выпекли на 0,7 млн т больше, сравнивает Молодых. Потребители переходят на другие виды продовольствия, объясняет он.

И все же спрос на хлеб относительно стабилен, высказывает свое мнение аналитик инвесткомпании «Финам» Максим Клягин. При этом цены на хлебопекарную продукцию динамично растут, замечает он.

Ссылаясь на данные Росстата, Клягин рассказывает, что за 2007−2008 годы хлеб подорожал «более чем на 20−25%".

Интересно крупным

По наблюдениям Молодых, из непрофильных для этого рынка игроков хлебопечением часто занимаются вертикально интегрированные крупные агрохолдинги — такие как «Юг Руси», «Настюша» и САХО. Они перерабатывают собственное зерно и так снижают затраты на выпуск хлеба, говорит он. Клягин добавляет, что у компаний, обеспеченных своим зерном и располагающих современными хлебозаводами, себестоимость выпечки минимум на 20% ниже, чем у не имеющих сырьевой базы конкурентов.

Типичный пример такой компании — агропромышленная корпорация «Стойленская Нива» (принадлежит структурам предпринимателя Бориса Иванишвили). Холдинг начинал в 2003 году с двух белгородских хлебозаводов и мельничного комбината. Сейчас он занимается в девяти регионах тремя бизнесами: сельским хозяйством (107 тыс. га по данным на сентябрь 2008 года), хлебопечением и переработкой зерна (комбикорм и 350 тыс. т/год муки). Компания объединяет 12 хлебозаводов. Пекарные мощности группы, в 2008 году составлявшие 250 тыс. т/год (12 заводов), осваивали тогда 500 тыс. т/год зернового сырья, рассказывал «Агроинвестору» в сентябре Дмитрий Пискунов, занимавший должность гендиректора «Стойленской Нивы». По собственным данным, компания в 2007 году входила в топ-5, а теперь входит в топ-3 российских производителей хлебобулочных изделий (производство хлеба — 150 тыс. т в 2008 году). Проверить эти данные, впрочем, невозможно: как говорят участники рынка, в России более 10 тыс. производителей хлеба, но нет единой статистики о долях рынка по регионам и стране. «Хлеб — неотъемлемая часть ежедневной потребительской корзины, — рассуждает Дмитрий Древлянский, вице-президент «Стойленской Нивы». — Мы провели анализ по трем дивизионам и пришли к выводу, что наиболее перспективным и наиболее рентабельным является именно хлебопечение». Рентабельность последнего он назвать отказывается. 1,5 года назад он говорил «Ведомостям», что нельзя назвать ее отрицательной, а ее снижение корпорация компенсирует за счет кондитерского производства (кондитерские цеха входят в состав хлебозаводов). По данным Российского союза пекарей, среднеотраслевая рентабельность сейчас составляет 5−9%. 45% всех инвестиций в развитие «Стойленской Нивы» приходится на хлебопекарный дивизион, говорил в прошлом году Пискунов. В одно только техническое перевооружение предприятий хлебопекарного дивизиона корпорация за 2008 год вложила 73,8 млн руб., уточняет Древлянский: «Мы не просто покупаем заводы, но и делаем на них широкомасштабную техническую модернизацию».

Своим зерном предприятия группы обеспечены на 10%. Однако покупку новых земель в холдинге не планируют, рассчитывая повысить долю собственного сырья за счет увеличения урожайности существующих угодий. Производство хлебобулочной продукции в 2009 году вырастет до 230 тыс. т, планирует Древлянский. До конца 2010 года «Стойленская Нива» инвестирует в этот бизнес до $200 млн, говорит он.

У группы «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) 19 хлебозаводов в пяти регионах мощностью 10−60 т/сут. каждый (общие мощности — 350 т/сут.), реализующих продукцию под брендом «Хлебница». Первым бизнесом компании был агрохимический. Затем к нему присоединили растениеводство и хлебопекарный бизнес. Сейчас у холдинга 400 тыс. га земли, в этом году планируется собрать более 500 тыс. т зерновых, рассказывает замгендиректора группы Андрей Кузнецов. САХО, как и большинство других производителей хлеба из сферы агробизнеса, вертикально интегрирован. Только производственная цепочка у холдинга начинается не с растениеводства, как у «Стойленской Нивы», а с производства химсредств защиты.

Собственное хлебопечение — гарантированный рынок сбыта зерна и конкурентное преимущество, считают в САХО. «Конкуренция на рынке [хлебопекарных изделий] очень высока, — говорит Кузнецов. — Но большинство производителей, в отличие от нас, не располагают собственным сырьем. Мы же благодаря своему зерну можем держать цены в среднем на 10−30% ниже, чем конкуренты, а по некоторым позициям разница достигает 50%".

Сначала стратегия формирования хлебопекарного дивизиона САХО была типичной для компаний, входящих в этот сектор: скупка крупных предприятий (как правило, в региональных и районных центрах), гарантирующих большие доли на локальных рынках. Например, в 2005 году группа приобрела два омских хлебозавода общей мощностью около 30 тыс. т/год, сразу заняв 50% рынка. А теперь, столкнувшись с обострившейся конкуренцией на перенасыщенном рынке Новосибирской области, где САХО так и не смог занять значительной доли, холдинг делает ставку на строительство небольших мощностей в сельской местности. Начать решили с Поволжья. Как и существующие активы, новые заводы будут входить в «Хлебницу» — федеральную торговую сеть холдинга. В ее развитие группа ранее обещала инвестировать 2 млрд руб. Первые два завода построены в Саратовской области в 2009 году, производительность обоих — 6 тыс. т/год. В июне владелец САХО Андрей Скурихин заявил «Интерфаксу» о намерении до конца года ввести 20 хлебозаводов (10−15 т/сут. каждый) и подтвердил, что в их строительство вложено 2 млрд руб. Компания также хочет увеличить сборы зерна более чем до 1 млн т/год, чтобы минимум на 50% обеспечить сырьем свои хлебозаводы, строил планы Скурихин в 2008 году в беседе с корреспондентом «Агроинвестора».

Гендиректор ИКАРА Дмитрий Рылько называет выход в новые области через строительство хлебопредприятий в сельской местности ноу-хау САХО.

Не советуют

Впрочем, не все агрохолдинги, выращивающие зерно и перерабатывающие его в муку, находят преимущества в выпечке из нее собственного хлеба. Небольшие компании не видят для себя места на этом рынке. Самарская «Синко» (урожай — 60 тыс. т в 2008 году) имеет два элеватора и мукомольное производство мощностью 4 тыс. т/мес., где перерабатывается более 30% собираемого зерна. Выходить в хлебный сектор в компании считают нецелесообразным. «Конкуренция на этом рынке в Самарской области высока, — объясняет Олег Григор, начальник отдела маркетинга «Синко». — Кроме того, у хлебопекарных предприятий невысокая рентабельность, а поднимать цены на продукцию [синхронно увеличению издержек] они не могут».

Григор не знает региональных сельхозпредприятий, которые производили бы одновременно зерно, муку и хлеб. Хлебопекарный сегмент почти полностью поделен, уверен он: «В нашем регионе около 10 крупных заводов плюс множество небольших и частных пекарен. Бесполезно пытаться занять на этом рынке какую-то значимую долю». К тому же продавать муку сейчас выгоднее, чем хлеб, добавляет Григор. Муку «Синко» реализует хлебозаводам своего и соседних регионов.

Опрошенные «Агроинвестором» компании, производство хлеба для которых является основной специализацией, интегрируют свой бизнес максимум до сырья (муки). Растениеводство — слишком дорогой и трудноокупаемый проект, считают их топ-менеджеры. «Грейн Холдинг», «генеральной целью» которого, как сказано на сайте компании, — стать «производителем хлеба номер один в России», на рынке с 1997 года. В хлебный дивизион холдинга входят пять предприятий в Москве, Подмосковье, Костромской и Рязанской областях. Мощность каждого — 40−110 т/сут., все хлебозаводы вырабатывают 200 т/сут. Компания начинала в середине 1990-х годов с давальческого бизнеса по торговле зерном и смогла развиться, вспоминал в 2006 году участник рынка хлеба, попросивший об анонимности.

Начальный период развития был связан с консолидацией зерновых активов, вспоминает гендиректор «Грейн Холдинга» Андрей Алексеев. «У нас был опыт выращивания зерна, — говорит он, не уточняя объемов производства. — Но в то время [в 1990-е годы] управлять этим бизнесом нам не понравилось: срок окупаемости проекта был длительным, и мы вышли из него. Возможно, сейчас производителям хлеба выгодно выращивать свое зерно, но мы больше не рискуем».

Вместо сельского хозяйства «Грейн Холдинг» предпочитает вкладывать в профильный бизнес. Два года назад он начал строить на своем Подольском хлебокомбинате (Московская область) цех мощностью 100 тыс. т/год и стоимостью €50 млн, чтобы увеличить долю на рынках столицы и Подмосковья в несколько раз до 25%. В России только питерский «Хлебный дом» выпекает столько продукции, говорили тогда производители. В Москве самый крупный хлебокомбинат — «Черкизово» (принадлежит «Настюше») — делает 50 тыс. т. О завершении этого проекта не сообщалось. На сайте компании лишь говорится о вводе в декабре 2008 года экспедиционного цеха, расположенного на первом этаже нового здания.

Инвестировать в выпечку хлеба Алексеев аграриям не рекомендует. Это низкомаржинальный продукт, а вложения в модернизацию большие: только качественная автоматизированная печь на 50 т/сут. одного вида продукции стоит около €1 млн, объясняет он. [К тому же] хлебный рынок уже поделен. «Настюша», «Черемушки», «Грейн Холдинг», «Хлебный дом» и другие компании занимают прочные позиции, и попасть на него новым компаниям будет трудно, резюмирует Алексеев. Того же мнения Рустам Атаходжаев, генеральный директор московского комбината «Черемушки» (оборот — 3,5 млрд руб./год). В компании задумывались о производстве собственного зерна и муки, рассказывает он. Но после предварительных расчетов в «Черемушках» убедились, что нет смысла выстраивать вертикальную цепочку по формуле «от поля до хлеба», не выпекая минимум 1 тыс. т/сут. хлебных изделий. «Такой концентрации производства на российском рынке и близко ни у кого нет! — восклицает Атаходжаев. — Мы производим около 180 т хлебобулочных изделий в сутки». «Черемушки», например, делают 180 т/сут.