Первый масличный миллион

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Животноводство генерирует спрос на сою: ее посевы превысили 1 млн га

Рост посевов и сборов сои, которая никогда не была традиционной для России агрокультурой, активизируется на фоне ослабления цен на зерновые: сельхозпроизводители видят больше возможностей заработать на масличных. Эксперты ждут увеличения урожаев сои на 12-15% в год. Аграрии меняют структуру посевов, чтобы сеять сою вместо пшеницы и ячменя, оценивая ее рентабельность в 50-90%. Внутренний дефицит соя-бобов, впрочем, сохранится еще минимум 10 лет: животноводство растет быстрее освоения новых соевых площадей.

По данным Минсельхоза, посевы и сборы сои демонстрируют устойчивый рост. Валовой сбор в 2009 году был 877 тыс. т в чистом весе (плюс 27% к 2008-му), а посевы, говорится в материалах , — 874,6 тыс. га (увеличение на 17%). В этом году, по прогнозу МСХ, соей засеют на 224,2 тыс. га больше, чем годом ранее, — 1,098 млн га. Основные факторы увеличения посевов — падение цен на зерновые и рост спроса на соя-бобы. В надежде заработать сельхозпроизводители меняют структуру посевов в пользу масличных, объясняют эксперты. Владимир Петриченко, гендиректор компании «», называет сою одной из самых интересных агрокультур этого года вместе с подсолнечником и рапсом. Спрос на них «очень хороший и устойчивый» в отличие от зерновых, говорит он. В 2010 году посевы сои вполне могут составить 1,1 млн га, о которых пишет , допускает вице-президент () Александр Корбут. Он соглашается, что в этом году площади под соей составят порядка 1,1 млн га. «Доходность других агрокультур упала, а соя пользуется спросом — в основном со стороны животноводов», — подтверждает он слова Петриченко.

Быстрый рост

По мнению исполнительного директора аналитического центра «» Андрея Сизова-младшего, исходя из существующих темпов роста сбора сои за последние пять лет стоит ожидать дальнейшего увеличения ее производства на 12-17% в год. К 2013 году, при благоприятных погодных условиях, Россия может собрать около 2-2,5 млн т сои, предполагает он. В принципе это реальный прогноз, рассуждает Корбут, но неочевидный — рост посевов сои ограничивает конкуренция с другими агрокультурами, замечает он: «Будет выгоднее пшеница — начнут больше выращивать ее [вместо сои], ячмень — вырастут площади под ним. Рынок есть рынок». Петриченко сомневается, что сбор сои через три года увеличится в 2-2,5 раза. «На протяжении трех лет должна складываться благоприятная для сои конъюнктура и хорошие погодные условия. Но [ценовых] провалов никто не отменял», — говорит он. Урожаи соя-бобов явно будут расти, но вряд ли такими темпами, о которых говорят в «СовЭконе», добавляет аналитик.

Петриченко напоминает, что более половины объема сои выращивают на Дальнем Востоке. В 2008 году на этот регион приходилось 68,5% ее производства, в 2009-м — 67,5% (немного выросла доля ЮФО). Но соя, полученная в ДВФО, идет на внутреннюю переработку в его регионах или экспортируется в Китай и Корею. «Это совершенно другая экономика. Россия большая, и Дальний Восток не может покрывать потребности остальной части страны в силу высоких логистических затрат», — говорит Петриченко. Он ждет, что производство сои будет постепенно прирастать за счет юга. Также ее начнут выращивать в Центральном Черноземье и в Поволжье, а доля ДВФО снизится. Тем более что как раз в европейской России востребованы продукты переработки сои — шрот для кормов и масло.

Но чтобы покрыть внутренние потребности в сое, требуется не только изменить региональную структуру ее производства, но и выращивать «в разы больше», говорит Корбут. Одним только птицефабрикам, подсчитал он, требуется 2,7 млн т соевого шрота, тогда как на российских перерабатывающих предприятиях его в 2009 году получили 0,91 млн т. А к 2020 году, продолжает Корбут, с учетом нынешних темпов развития птицеводства, потребуется порядка 3,8 млн т. И это не считая свиноводства, растущего не менее активно. Без ГМО-технологий мы вряд ли обеспечим себя соей в течение ближайших 10 лет, даже если будем, как сейчас, импортировать часть соевого шрота, резюмирует Корбут.

Решили попробовать

Регионы уже в этом году рапортуют об увеличении посевов сои в разы. Например, в Курской области в этом году хотят нарастить посевы в 4 раза до 31 тыс. га. «В несколько раз» вырастут посевы соя-бобов в Липецкой области, по словам замруководителя Управления сельского хозяйства региона Виктора Шилова. Сейчас регион, где бурно развивается животноводство, в год закупает до 50 тыс. т соевого шрота. В Алтайском крае в 2009 году соя была размещена на 9416 га, а в 2010-м будет 15 тыс. га, обещают чиновники Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ). Чтобы покрыть потребности вводимых в крае по госпрограмме крупных животноводческих комплексов и загрузить перерабатывающие предприятия (рассчитаны на 124 тыс. т/год сои, 93% мощностей простаивает), до 2020 года алтайские посевы сои должны вырасти до 100 тыс. га, рассчитали в ГУСХ. Рентабельность сои в управлении оценивают в 89%. Кроме небольших игроков, продукцию из соя-бобов могут вырабатывать два индустриальных предприятия — Бийский МЭЗ (24 тыс. т/год сои; планируется рост мощностей до 50-60 тыс. т/год) и самый крупный в регионе переработчик этой агрокультуры — «Бинака». Его мощность — 30 тыс. т/год сои, потенциал — до 120 тыс. т/год. Животноводческие компании тоже осваивают соевое сырье. Например, «Ануйское» делает из него «молоко», которое добавляет в корм телятам, а шроты — взрослым животным. По данным мониторинга ГУСХ, соя в регионе стоит порядка 14 тыс. руб./т франко-склад покупателя с НДС, в то время как пшеница 3 класса — 2,8 тыс. руб./т, 4 класса — 1,98 тыс. руб./т, 5 класса — 1,6 тыс. руб./т.

Сельхозпроизводители, опрошенные «Агроинвестором», подтверждают, что в этом году меняют структуру посевов, в том числе в пользу сои, и сокращают производство зерновых. Агрохолдинг в 2009 году занял соей 7,6 тыс. га, а в 2010-м будет 8,2 тыс. га, рассказывает замдиректора по растениеводству «Агрообъединения (входит в дивизион «Сельхозпредприятия» холдинга) Дмитрий Лебедь. По его словам, соя-бобы рентабельнее озимого ячменя: он в 2009 году показал почти нулевую рентабельность, в то время как соя — 48,9%. «В этом году собранный урожай сои рассчитываем продавать по 13,16 тыс. руб./т, — строит планы Лебедь. — По крайней мере надеемся, что ниже этого предела цена не упадет». Он, правда, не может сказать, будет ли в Краснодарском крае стабильный спрос: из 16 тыс. т прошлогоднего урожая в мае еще не реализовала 6 тыс. т. Для собственных нужд холдингу достаточно 6 тыс. т.

В «Заветном» (Ставропольский край, посевы — 9 тыс. га) в этом году возобновили выращивание сои и отвели под нее 256 га. В предыдущие годы ее перестали сеять из-за низкой рентабельности, рассказывает исполнительный директор компании Юрий Лысых, но в последние два сезона цена агрокультуры укрепилась. Чего не скажешь о зерне, добавляет он: остатки пшеницы 4 класса урожая-2009 предприятию удалось реализовать только в начале мая «по цене чуть выше себестоимости». «Поэтому площади под пшеницей, которая до сих пор была нашей основной агрокультурой, будем сокращать, увеличивая посевы сои и гороха», — говорит Лысых. Резко наращивать их он не хочет — как и Лебедь из «Кубани», опасается недостаточного спроса. Посевы сои в крае сейчас понемногу увеличиваются, но животноводство развивается неактивно, а перерабатывающие заводы закрываются, высказывает свои сомнения Лысых. Но в любом случае, подытоживает директор, соя явно рентабельнее пшеницы, так как размещена на поливных угодьях, и можно рассчитывать на 30-35 ц/га.

Белгородская «Роговатовская нива» (входит в «» Федора Клюки) в этом году сою вырастит впервые, засеяв 1,5 тыс. га. Весь урожай пойдет на внутреннюю переработку — компания достраивает второй свинокомплекс, рассчитанный на 12 тыс. т мяса в год, и хочет снизить затраты на корм, рассказывает Клюка: «Сделаем замкнутый цикл производства». Раньше компания закупала соевый шрот за рубежом: в Центральном Черноземье возделывают мало сои, нет и крупных кормопроизводств. Чтобы кроме сои выращивать подсолнечник и другие агрокультуры — для производства кормов и на продажу, — Клюка планирует увеличить земельный банк, купив несколько десятков тысяч гектар.

В липецком «Сельхозинвесте» производством сои никогда не занимались. Но учитывая негативную ценовую конъюнктуру зернового рынка, в 2011 году компания пересмотрит структуру посевов, в том числе в пользу сои. Пшеница и ячмень, которые до сих пор возделывала компания, сейчас не приносят дохода, сетует член совета директоров компании Александр Жемчужников. Он, правда, признается, что еще не просчитывал экономику соевого производства, знает только, что при местных климатических условиях эту агрокультуру выращивать можно. Вместе с тем, Липецкая область не входит в десятку основных производителей сои (см. таблицу ИЛИ ГРАФИК?), а ее средняя урожайность там составляет всего 9 ц/га.

Внутренний дефицит

Переработчики констатируют рост спроса на соевый шрот, масло и наращивают мощности. Самый крупный не только в России, но и в Европе игрок этого рынка — калининградская группа «», в 2007 году запустившая комплекс переработки масличных — 3,3 тыс. т соя-бобов в сутки и 1,1 млн т/год (два маслоэкстракционных завода). Но эти мощности не генерируют спроса на дополнительные объемы отечественного сырья, указывают другие переработчики: «» закупает в основном импортную сою. Наоборот, сейчас часть предприятий отказываются от переработки сои: одни не выдерживают конкуренции с «Содружеством», а у других дефицит сырья из-за недостаточного производства внутри страны. Об этом говорят гендиректор «Кубаньагропрода» Евгений Кабанов (перерабатывает 90 тыс. т/год сои) и Михаил Родионов, председатель совета директоров группы «Продэкс» (заводы «Красная горка» в Томской области и «Степные ключи» в Алтайском крае, общая мощность — 40 тыс. т). «Соя — интересный продукт, но нужно конкурировать с таким гигантом, как «», работающем преимущественно на ввозном сырье, привязанном к [падающему сейчас] доллару, — признает Родионов. — Когда их сырье становится дешевым, конкуренция обостряется еще сильнее. В глубокую переработку мы не вошли, а соевая мука и полножирная соя, на производстве которых специализировались, сейчас не востребованы». «Продэкс» сейчас не работает с соей, закупая только рапс и подсолнечник, и в ближайшие 2-3 года не намерен возобновлять ее переработку.

А вот «» к концу 2011 года планирует нарастить объемы переработки втрое, реконструировав свое предприятие в Краснодарском крае. «Рынок растет, и мы будем расти», — оптимистичен Кабанов. «» производит кормовые и соевые белки, соевое масло, лецитин и брендированную продукцию (добавки) для животноводства, закупая сырье на внутреннем рынке. По наблюдениям Кабанова, цены в последний год остаются стабильно высокими: сырья не хватает, хотя Россия импортирует до 1,5 млн т сои в год. Несмотря на рост посевов, это долгосрочная тенденция, полагает он, — при нынешних трендах роста животноводческих секторов дефицит соя-бобов сохранится еще минимум 10 лет.

Но, тем не менее, он признает, что сырья не хватает. И считает, что, несмотря на увеличение площадей и валового сбора этой культуры, дефицит сохранится еще лет десять: потребность в сое растет быстрее, чем добавляют в объемах ее урожаи. Сейчас цены на зерновые низкие, и доля сои в севооборотах агрокомпаний может вырасти, объясняет Кабанов, но это более сложная агрокультура, чем та же пшеница, а для многих — новая. Сельхозпроизводителям нужно время, чтобы освоить технологию возделывания. Препятствует увеличению сборов сои и нехватка качественных семян, добавляет Кабанов. «У нас нет технологий выращивания сои, нет районированных сортов, а на Дальнем Востоке рост площадей ограничен», — вторит ему Родионов. Конечно, нужно менять структуру посевов, но работа над селекцией и технологиями — это вопрос минимум нескольких лет, говорит он. Вряд ли к 2013 году Россия увеличит сбор сои до 2-2,5 млн т, о которых рассказывают аналитики, считает Родионов.

Соя в мире: минус 8 млн т

В отличие от российского, глобальное производство сои сокращается. По оценке экспертов USDA, которых цитирует www. idk.ru, в следующем сезоне ожидается бум производства масличных, которое в 2010/11 МГ достигнет рекордных 440 млн т. А вот сои получат на 8 млн т меньше — 250,1 млн т. Страны Северной и Южной Америки в будущем сезоне переживут снижение после необыкновенно удачного текущего сезона, объясняют в USDA. Так, аргентинские фермеры планируют сократить площади, традиционно используемые для посева сои, и частично засеют их зерновыми и подсолнечником. В ключевых странах-производителях в будущем сельхозгоду часть фермеров планирует перейти с производства бобовых на другие масличные — хлопок, рапс и подсолнечник.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»