Подбросят топлива

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Почти 3 млн т на 5,5 млрд руб.

Правительство второй год подряд договаривается с нефтяниками, что они продолжат продавать аграриям топливо со скидкой (средний дисконт к рынку — 10%). Это сэкономит последним 5,5 млрд руб. Ради господдержки правительство идет на ограничение конкуренции. Скидка, впрочем, устраивает не всех сельхозпроизводителей и еще больше не нравится нефтяникам. Эта мера работает не столько на поддержку аграриев, сколько на политический имидж премьера, указывают эксперты.

В середине июля премьер Владимир Путин одобрил скидку на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для сельхозпроизводителей, которые они получают во второй половине года — под уборочную, а затем посевную (сев озимых). Действие скидки продлевают на полгода не в первый раз: впервые эту меру ввели в 2009 году (см. врез). Правительство не скрывает, что ограничивает конкуренцию. На президиуме правительства вице-премьер Игорь Сечин рассказывал, что собирал на совещание представителей Минсельхоза, Минэнерго, ФАС и нефтяников. На этом совещании, пояснил Сечин, были разработаны «согласованные решения по поддержке нефтяными компаниями производителей сельхозпродукции».

Цены, по которым аграрии получают ГСМ во второй половине 2010 года, по словам вице-премьера, примерно соответствуют прошлогодним декабрьским «с последующей ежемесячной корректировкой». «Сейчас ситуация в сельском хозяйстве складывается непростая, и такая поддержка будет более чем востребована», — уверен Путин (все цитаты — с сайта федерального правительства).

Условный эффект

У аграриев неоднозначное отношение к такой мере господдержки. Получить скидку реально, но смысла в ней немного, рассказывает гендиректор ростовской сельхозкомпании «Грейнвелл» Эдуард Курочкин: «Необходима предоплата, а нам выгоднее покупать топливо хоть и немного дороже, но с отсрочкой платежа». 10%-ная скидка на топливо, по его словам, может снизить себестоимость агропродукции на 0,5-1%.

Гендиректору «-агро» Алексею Иванову дисконт нравится, хотя в реальном выражении он может быть и меньше 10%. За год компания потребляет нефтепродуктов на 600 млн руб., в 2010-м получится сэкономить 20-30 млн руб. из этой суммы, прикидывает он. Правда, квоты на топливо распределяют чиновники на местах, и в зависимости от хозяйства объем поддержки сильно разнится: на льготные ГСМ приходится от 40% до 100% потребленных нефтепродуктов. Конечно, на ГСМ можно экономить по-другому: контрактовать их заранее на бирже, рассуждает Иванов. Но из-за того, что это экспортный рынок, трудно угадать его «дно» - момент, когда топливо предлагается по минимальной цене.

Приобретать большие партии нефтепродуктов до начала посевной или уборочной, возможно, даже выгоднее, чем с государственной скидкой, соглашается гендиректор «Нивы Оренбуржья» Александр Зубов. Но для этого его компании пришлось бы привлекать кредиты, обслуживание которых нивелирует экономию. Лучше и надежнее воспользоваться господдержкой, делает он тот же вывод, что Иванов. Кроме того, в Оренбургской области, рассказывает Зубов, 10%-ный дисконт введен раньше, чем его начало предусматривать федеральное правительство, он действует постоянно и все участники рынка могут на него рассчитывать.

Утверждать скидки нужно заранее — накануне посева/уборки, тогда аграрии почувствуют эту меру, добавляет председатель совета директоров агрофирмы «Оптина» (Калужская область) Петр Бишко. В июле, когда правительство приняло решение о продлении дисконта, дизтопливо в регионе успело подорожать до 21 руб./л, тогда как в начале уборочной кампании было 17 руб./л. «В итоге экономия есть, но почти неощутимая», — расстраивается он: даже с 10%-ной скидкой ГСМ дороже, чем продавались на рынке до уборки, после старта которой нефтяники подняли цены. В этом году Бишко планирует сэкономить на дизтопливе 250 тыс. руб.

На юге дисконт предоставляется аграриям тоже только когда уборка в разгаре, а значит, цены ГСМ успели подскочить вместе со спросом, поддерживает Бишко Юрий Лысых, исполнительный директор ставропольского хозяйства «Заветное». В июне закупали дизтопливо по 12 руб./л, а в июле приходилось платить 16 руб./л, приводит он свои цифры.

Экономия, которую дает скидка на ГСМ, приобретает виртуальный характер, не превышая 3-4% от коммерческой цены, делится своим опытом закупок топлива с дисконтом гендиректор тамбовского «Приволья» Михаил Кольцов. По его наблюдениям, правительственная мера работала не более года: теперь нефтекомпании, зная о ней, заранее увеличивают цену, затем дают скидку с этой цены, и в результате добавленный рост «съедает» почти всю субсидию.

Федеральная мера работает прежде всего в регионах, где есть аналогичная местная поддержка, следует из слов опрошенных аграриев. К примеру, в Краснодарском крае цены дизтоплива для сельского хозяйства еще в июне, с учетом скидки, зафиксировали на уровне 13,9 руб./л, рассказал председатель наблюдательного совета кубанской агрофирмы «Прогресс» Александр Неженец. Сейчас, конечно, рыночная цена выше — примерно 18 руб./л, скидка рассчитывается уже от нее, и получается 16,1 руб./л, говорит он. Дисконтом на топливо Неженец доволен: во-первых, в регионе «не видят взлета цен» с началом уборочной кампании, а во-вторых, хозяйство в этом году сэкономит на топливе 200 тыс. руб.

Цены, пиар и коррупция

Участники и эксперты нефтяного рынка тоже считают меру несовершенной, но у них свои аргументы. Нефтяников смущает способ распределения горючего: у руля стоят администрации регионов. Сначала чиновники подсчитывают объем льготного горючего, далее заключают соглашения с нефтекомпаниями на его поставку, а затем распределяют топливо со скидкой по льготникам. «Потом до нас доходит информация, что квоту получили не те, для кого она предназначалась, либо льготные объемы не выбраны и распроданы по рыночным ценам», — жалуется сотрудник одной из нефтяных компаний. Такие ситуации не редкость, подтверждают двое его коллег из других холдингов. Притчей во языцех стал эксперимент казахской «Петроказахстан»: льготное топливо, предоставленное государству, компания покрасила в разные цвета. Вскоре его обнаружили на заправках республики.

Помощь аграриям необходима, понимает директор по стратегическому развитию центра «Кортес» Павел Строков. Но нужно не отдавать распределение ГСМ в руки чиновников, а взять на вооружение мировой опыт, призывает он: сельхозпроизводители закупали бы топливо на бирже, а затем им бы выплачивали субсидии исходя из реально понесенных расходов. К тому же государство не компенсирует нефтяникам выпадения доходов. Формально они сами соглашаются продавать топливо со скидкой. В результате искажается рынок, указывает Строков, вспоминая прошлый год: пытаясь компенсировать потерю дохода, нефтяники пытались получить дополнительную премию от продажи светлых продуктов, прежде всего бензина.

Нет внятной законодательной процедуры предоставления этой меры поддержки, а сама она не является постоянно действующей, добавляет Анна Пановко директор по развитию бизнеса исследовательской группы «Петромаркет». Как и Строков, она за предоставление аграриям целевых субсидий: если нужно компенсировать затраты на ГСМ, то деньги необходимо изыскивать в бюджете, а не за счет субъектов рынка. При нынешней схеме поддержки аграриев нефтекомпании, думает Пановко, продолжат и дальше компенсировать рост затрат увеличением рыночных цен на топливо для внутреннего рынка (прежде всего оптовых), а свое участие в поставках селу льготных ГСМ — использовать в пиар-кампаниях и сфере GR для улучшения имиджа.

По закону можно

Если бы компании договорились о единой скидке без государства, то их можно было бы обвинить в создании картеля, замечает партнер юрфирмы «Нерр» Илья Рачков: монопольно низкая цена — ограничение конкуренции, которое препятствует доступу на рынок новых игроков. Закон о защите конкуренции допускает изъятия по решению правительства или президента, объясняет начальник управления ФАС Алексей Сушкевич. По словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, речь не может идти об антиконкурентных действиях: цена остается рыночной, регулируется только скидка.

То, что механизм распределения топлива коррупционный, компенсируется малым объемом льгот, считает политолог Дмитрий Бадовский. Может, с экономической точки зрения эффект невелик, но предоставление премьерской льготы стало уже политическим ритуалом, рассуждает он. Учитывая, что в этом году засуха, имиджевый эффект для премьера будет двойной, думает Бадовский.

Использованы материалы газеты «Ведомости»

Как Сечин помог аграриям

Введение нефтекомпаниями, по инициативе правительства, скидок на ГСМ сэкономило аграриям 7,5 млрд руб. в 2009 году. Дисконт действовал при проведении весенних и осенних полевых работ. По сниженным ценам сельхозпроизводители получили 1,4 млн т нефтепродуктов. В этом году льготы начались с февраля. По словам Сечина, со скидкой в течение года может быть поставлено до 450 тыс. т бензина и 2,5 млн т дизтоплива. Общий объем льготы составит в 2010 году примерно 5,5 млрд руб., подсчитал вице-премьер.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»