«Медвежьи» тренды исчерпаны

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Двигать вверх цены на зерно будут сокращение урожая, экспортный спрос и животноводство

Погубившая больше 10 млн га посевов засуха стала основным негативом текущего сезона. Она ставит в тяжелое положение аграриев Поволжья, Урала и делает вероятным сбор низкого урожая в 2011 году. Нынешний валовый сбор тоже будет ниже среднемноголетних значений — 70-75 млн т. А вот в ценовом отношении рынок зерна реабилитируется с самого начала сельхозгода: предложения экспортеров стартовали с 4,5 тыс. руб./т пшеницы 4 класса. Ориентир для участников рынка на сезон — $165-220/т FOB. Не исключено, что зерно дорастет до $220-230/т, а возможно, пробьет и этот потолок цен. Все это, впрочем, не значит, что сельхозпроизводителям нужно ждать непрекращающегося линейного роста, придерживая урожаи до конца сезона. Разумнее разбить запасы зерна на несколько партий и продавать их по мере формирования локальных максимумов.

Виды на новый урожай 2010 года были непростыми еще весной, когда стало понятно, что Россия выходит из зимы со значительными потерями из-за низких влагозапасов осени 2009-го. Вследствие масштабной гибели посевов, составившей около 15% против 5% годом ранее, итоговая площадь озимых сократилась до 15,3-15,5 млн га, что на 1,2-1,3 млн га ниже 2009 года. Но основной негатив принесла, конечно, сохраняющайся до сих пор аномально жаркая и сухая погода.

Урожай и урожайность

Общая уборочная площадь, занятая зерновыми под урожай 2010 года, пока оценивается нами в 44,1-44,5 млн га. Примерно на таком же уровне этот показатель был в 2007 году. В 2009-м зерном засеяли 47,6 млн га, в 2008-м было 46,7 млн га. Не будем забывать и о том, что в 2009 году — в острую фазу финансового кризиса — сельхозпроизводители по максимуму урезали затраты на семена, удобрения, СЗР и т. д. Следствием этого стало снижение уровня агротехнологий.

В марте, по итогам оценки состояния озимых зерновых, «» давал прогноз урожая-2010 в районе 90 млн т. Далее планка прогноза снижалась: в мае — до 84-89 млн т, в июне — до 82-86 млн т, в июле — до 78-81 млн т и до 75 млн т (в конце месяца). Сейчас весьма вероятным представляется сценарий дальнейшего снижения прогноза: нельзя исключать падения урожая и до 70 млн т.

Текущая ситуация на зерновом рынке крайне сложна: в июле в большинстве регионов сохранялась аномально жаркая сухая погода. Засухой не был затронут Северный Кавказ, север Ростовской области пострадал незначительно. Пока нормально выглядит ситуация и в Сибири (в июле она еще не приступала к уборке). Сбор зерна в этом сезоне (2010/11) во многих регионах начался намного раньше — на одну-две недели в зависимости от региона: сельхозпроизводители опасались осыпания зерна. Многие действовали по принципу «лучше гарантированно убрать хоть что-то, чем с большой долей вероятности не собрать ничего».

Стартовая урожайность зерновых в сезоне-2010/11 была на уровне прошлого года: 30 ц/га в Северокавказском округе и 40 ц/га в ЮФО. Однако в отдельных регионах она оказалась крайне разочаровывающей. К примеру, в Волгоградской области — 14 ц/га против 19 ц/га в 2009 году. В сильно пострадавшей Саратовской области урожайность вообще сократилась на треть, составив 8 ц/га по сравнению с 12 ц/га годом ранее.

Цены

В завершившемся сезоне сельхозпроизводители из-за непривлекательных цен старались выходить из зернового бизнеса, делая акцент на масличных и технических агрокультурах. Из всех зерновых на относительно приемлемом уровне держались цены пшеницы. В лучшем случае на ней можно было заработать 0,5-2 руб./кг, прежде всего в ЮФО и экспортно ориентированных регионах Черноземья. Получить прибыль на ячмене было проблематично.

Экспортеры зерна в сезоне-2009/10 зарабатывали, как правило, на объемах. Их маржа была невысокой (в пределах нескольких долларов с тонны), но в целом положительной: общий экспорт с учетом муки составил 22 млн т, то есть сохранился на уровне благополучного 2008/09 сельхозгода (23,5 млн т).

В этом сельхозгоду зерновые в значительной степени реабилитируются. Первые котировки на новый урожай пшеницы назывались еще в районе $165/т, а к концу июля уже выросли до $210 FOB Новороссийск. Экспортеры начали сезон с предложения 4,5-4,6 тыс. руб./т пшеницы 4 класса (основная экспортная позиция) c доставкой в глубоководные порты и во второй половине июля улучшили его уже до 5,8 тыс. руб./т. Потенциал для дальнейшего укрепления пока есть. В первой половине текущего сельхозгода средняя цена может вырасти до уровня 6-6,5 тыс. руб./т пшеницы 4 класса CPT Новороссийск. Пока ориентир в целом на сельхозгод для российского FOB — $165-220/т. Сезонным максимумом могут стать $220-230/т (хотя, исходя из текущей ситуации, пробивания рынком этого максимума ждать не приходится). Не исключено также, что на каком-то этапе внутренняя цена может превысить цену мирового рынка, чего мы не наблюдали с 2008 года.

В пользу роста не только внутренние, но и внешние факторы. В начале июня фьючерсы на пшеницу на бирже в Чикаго (США) торговались по $4,3-4,4/бушель, а сейчас - уже по $6/бушель, то есть на 40% дороже. Столь быстрый рост был связан с закрытием значительного количества коротких позиций, объем которых находился на исторически высоких уровнях.

Та же тенденция в ЕС. Французская пшеница, еще недавно стоившая $170/т, укрепилась в июле до $220/т. Можно сказать, мировой рынок «устал падать» и оттолкнулся от дна — несмотря на то, что все ожидали относительно большого урожая 2010 года и высоких входящих запасов. Но «медвежьи» тренды, похоже, исчерпали себя. Резкому укреплению мировых цен в июле способствовали ожидаемые низкие сборы зерна в России и в Европе (из-за засухи) и проблемы Украины, где, наоборот, выпало большое количество осадков. Сокращение урожая ожидается также в Канаде и Казахстане.

Говоря о факторах, которые могут увести в новом сезоне рынок пшеницы заметно выше даже упомянутых уровней в $220-230/т, стоить отметить Китай, где бурно развивается индустриальное свиноводство. За последние несколько месяцев КНР ввезла около 1 млн т кукурузы из США. Считается, что в не столь отдаленной перспективе Китай станет крупным, если не лидирующим, импортером этой агрокультуры. Ведь то же происходило с рынком соя-бобов: если в 1970-е годы страна покупала их примерно по 1 млн т/год, в 1980-е — по 30 млн т/год, то в этом сезоне она нарастила импорт до 448 млн т (более 50% мировой торговли).

Другая важная для наступившего сезона тема — вероятное разрешение на использование топлива E15 в США, то есть с 15%-ной долей биоэтанола. Пока разрешено лишь топливо E10 (10% этанола). В этом году американский регулятор EPA (Environmental Protection Agency), вероятно, наконец примет решение о применении Е15. Если оно будет положительным, то сможет оказать заметную поддержку американскому рынку кукурузы, более трети которой сейчас идет на производство биотоплива. Рост рынка кукурузы, возможно, окажет явную поддержку и мировому рынку пшеницы. Интересно, что в последние годы это уже стало тенденцией. Основные события происходят на рынке кукурузы, за ней двигается и пшеница, но при этом цены на нее меняются даже более динамично.

На ценовую ситуацию в России в предыдущие сельхозгоды влияли в первую очередь экспортеры. В прошлом сезоне драйвером внутреннего спроса на зерно, вносящим весомый вклад в повышательные тренды, стали комбикормовые предприятия, увеличивающие производство под потребности мясного животноводства. Производство мяса за 2009 год выросло на 6%, комбикормов — на 9%. В этому году комбикормовая индустрия пока растет двузначными темпами. Особенно это заметно в регионах, где животноводство активно растет — таких, как Белгородская область. Именно животноводы, наряду с экспортерами, сгенерировали волну роста в конце предыдущего сезона (апрель-июнь 2010 года), когда цены на кормовую пшеницу в ЦЧР прибавили около 20%.

Сценарии

Основными бенефициарами ситуации, сложившейся на рынке, будут сельхозпроизводители южных регионов: Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области. Поставщикам семян, агротехники и других материально-технических ресурсов для АПК есть смысл обратить внимание на этот регион, так как маржа в нынешнем сезоне, если говорить о растениеводстве, сосредоточивается именно там. Можно предполагать, что после кризисного «схлопывания» спроса на материальные ресурсы этот спрос в регионах СКФО и ЮФО восстановится в первую очередь.

Неплохо может сложиться ситуация и для Сибири. В случае хорошего урожая производители этого региона, пережившие в прошлом сезоне самое болезненное падение цен, смогут продать новый урожай и запасы по заметно более высоким ценам.

Валовый сбор зерна на уровне 85 млн т (которые в июле прогнозировали и ) и даже менее 75 млн т (чего не исключают в «СовЭконе») — хоть и низкий, но не катастрофичный объем, как об этом иногда говорят. Напомню, что три года подряд — в 2004—2006 годах — в России собирали примерно по 78 млн т. Таким образом, мы можем говорить не о неурожае, а о возврате к ситуации середины 2000-х годов и валовом сборе, который несколько ниже среднемноголетних значений. Стабилизирующий фактор — большой, в отличие от тех лет, запас зерна (наша текущая оценка 1920 млн т на 1 июля). Причем не стоит забывать, что 50% запаса составляет интервенционный резерв (9,5 млн т). Вывести его на рынок сложнее, чем «коммерческие» товарные партии. Конечно, «рекордный интервенционный запас и как им распорядится государство» - один из основных вопросов текущего сезона, определенного ответа на который пока по понятным причинам нет. И тем не менее, именно вследствие наличия такого запаса давление высоких переходящих остатков на внутренние цены заметно меньше, чем если бы весь данный объем представлял собой рыночное зерно. Без интервенционного фонда переходящие остатки относительно небольшие — около 10 млн т.

Выстраивая стратегии продаж зерна в этом сезоне, нельзя, конечно, не учитывать «фактор государства». В нынешней ситуации можно рекомендовать участникам рынка помнить об уровне цен, по которым зерно закупалось в госфонд в 2008—2009 годах: 5,5-6 тыс. руб./т (в зависимости от региона) пшеницы 3 класса, 4,9 тыс. руб./т пшеницы 4-го и 4,1 тыс. руб./т — 5 классов. Ячмень приобретался по 3,8 тыс. руб./т. При достижении аналогичного уровня рыночных цен весьма вероятно начало продаж интервенционных объемов. Отдельный и важный вопрос, на который пока нет ответа, — будут ли вводиться ограничения на экспорт зерна при проведении товарных интервенций.

Сельхозпроизводителям мы не первый сезон рекомендуем не держать зерно на элеваторах до последних месяцев сельхозгода, в котором оно было произведено. Многие по инерции рассчитывают на укрепление цен по мере исчерпания запасов у трейдеров и переработчиков. Но при хранении в течение полугода и более его владелец фактически замораживает оборотные деньги и часто лишает себя маржи, расходуя средства на хранение, обслуживание кредитов, не выплаченных из-за того, что зерно вовремя не продано, и т. д. Вдобавок сезонный максимум совсем не обязательно приходится на конец сельхозгода. Например, в прошлом году наиболее выгодным периодом для продажи оказалось самое начало сезона.

В целом для нового сезона мы можем рекомендовать разбить запасы зерна на несколько партий и продавать их по мере формирования локальных максимумов. Вполне вероятно, что один из таких максимумов может быть сформирован уже в августе. На фоне текущего ажиотажного спроса, напоминающего сезон-2007/08, российское зерно довольно скоро может потерять конкурентоспособность на мировом рынке, плюс на ценах могут негативно сказаться регулирующие действия государства. Вдобавок мы бы не исключали и скорой заметной коррекции цен на мировом рынке.

Из всех зерновых в отдельном упоминании нуждается ячмень. Баланс спроса и предложения этой агрокультуры, являющийся основой для динамично растущего животноводства, складывается катастрофический. Текущая оценка производства — в районе 11 млн т против 19 млн т годом ранее, общие запасы на 1 июля были минимальны — менее 2 млн т. К тому же пока ячмень заметно дешевле других зерновых агрокультур. Так, в июле внутренние цены на фуражный ячмень держались на уровне 2350 руб./т, фуражная пшеница (основной товар-субститут ячменя) стоила 3250 руб./т. Мы считаем этот разрыв значительным, ожидая дальнейшего сокращения спрэда между фуражной пшеницей и фуражным ячменем за счет опережающей динамики последнего.

Для трейдеров сезон будет достаточно нервным — прежде всего из-за неопределенности в отношении возможных ограничений экспорта. Рыночный экспорт зерновых, по оценке «», в нынешнем сезоне упадет ниже 15 млн т. Интересно, что на этом фоне, вероятно, нарастят экспорт традиционные экспортеры — ЕС и США. В прошлом сезоне относительно невысоких цен они уступили часть рынка экспортерам из других стран, в том числе из России.

Тяжелее всех придется сельхозпроизводителям Урала и Поволжья, где засуха наблюдается второй год подряд. Во второй половине августа начинается сев озимых, отложить который аграрии этих регионов, в отличие от сельхозпроизводителей ЮФО, не могут. Посевную кампанию им придется проводить в условиях, когда последствия засухи 2010 года еще не будут полностью преодолены. Это низкий запас влаги в почве, отсутствие оборотных средств и т. д. Поэтому засуха скажется и на валовом сборе 2011 года: сокращение урожаев зерновых обычно связано с перепадами в производстве озимых. Сейчас рано строить прогнозы — можно только констатировать наличие предпосылок для формирования слабого урожая в следующем сезоне (2011/12).

Рожь тоже дорожает

С начала 2010/11 сельхозгода фиксируется устойчивый рост цен на продовольственную рожь. Он особенно заметен в сравнении с минимумами конца сезона (1,5-1,6 тыс. руб./т). В июле за тонну ржи на внутреннем рынке уже предлагали 2200-2500 руб. В течение сезона, ожидают эксперты «СовЭкона», рожь будет торговаться на уровне, аналогичном ценам фуражного ячменя.


Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»