Дотации местного значения

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Эффективны ли выплаты на литр произведенного молока

Прямые дотации за сданное на переработку сырье — региональная мера, причем предусмотренная не везде: сейчас их платят в 60% областей. При этом ставка дотации в зависимости от региона может различаться в десятки раз — от менее чем 10 коп. до нескольких рублей на литр. Эти средства часто выплачивают сельхозпроизводителям с опозданиями либо бюджетируют их не каждый год. Мера коррупционно емкая, она искажает конкуренцию производителей из разных регионов, малоэффективна (в отличие от поддержки потребления или инфраструктуры), а главное, не гарантирует роста производства и качества сырья, указывают одни эксперты. Дотации за литр нужно сделать федеральными и распространить на всех, спорят другие. Средства небольшие, но лучше, чем ничего, говорят животноводы, получающие такие дотации. В условиях волатильности цен на молоко-сырье кстати любая дополнительная ликвидность.

Почти все животноводы хотят, чтобы дотирование литра произведенного молока-сырья стало постоянно действующей федеральной мерой, уверена Татьяна Рыбалова, руководитель информационно-аналитического центра »). Сейчас такая поддержка предусмотрена только в региональных бюджетах, многие из которых по своим возможностям несопоставимы с федеральным. «Все прошедшие годы сельхозпроизводители просили и ждали прямых дотаций за сданное на переработку молоко, — утверждает Рыбалова. — Остальные меры приветствуются, но разочаровывают животноводов». Не все же берут кредиты на строительство и модернизацию ферм, поэтому и субсидии на них получают не все, говорит она. Например, этой финансовой господдержки лишены участники рынка, строящие и реконструирующие молкомплексы на средства акционеров.

Региональные дотации на произведенное молоко часто выплачивают нерегулярно и с большими опозданиями либо закладывают в областные бюджеты не каждый год. В зависимости от региона их ставка может различаться в разы — от менее чем 10 коп./л до нескольких рублей на литр, выяснил корреспондент «Агроинвестора», опросив областных чиновников, сельхозпроизводителей и изучив открытые источники. Вместе с тем, отмечает Рыбалова, число регионов, где эти дотации есть, «имеет тенденцию к росту». Сейчас таких территорий, по ее оценке, 60-65%. В текущем году дотирующих производство литра молока регионов может стать больше, не исключает Рыбалова: из-за засухи ожидается острая нехватка зеленых кормов, рост цен на зерновой фураж, поэтому «вся господдержка будет нацелена на сохранение поголовья».

Как должно быть

Дотации на молоко, конечно, «облегчают жизнь» животноводам, но у данной меры поддержки масса минусов, высказывается Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза России, объединяющего переработчиков. «Совершенно очевидно, что это мера способствует коррупции», — говорит он, а кроме того, производители из смежных регионов оказываются в неравных конкурентных условиях: в одной области бюджет позволяет дотировать молоко, а в другом — нет либо власти просто не считают эту меру эффективной. «Тем самым создаются условия для неравномерного развития одной и той же сферы производства в разных субъектах», — недоволен Лабинов. Дотации хороши в обособленных территориях без интенсивного межрегионального обмена сырьем (пример — Тюменская область), считает он. А в центре, где один регион может выплачивать 2-3 руб./л, а другой — ноль рублей, дотируемые производители имеют преференции перед соседями. И вообще прямые дотации не обеспечивают гарантированного роста производства молока-сырья, а значит, и роста емкости рынка, заключает Лабинов.

Более эффективными эксперт называет непрямые меры поддержки молочного животноводства. «Есть много других способов увеличить емкость рынка, например, программа «Школьное молоко» (с 2003 года реализуется [в некоторых регионах] как пилотный проект), — рассказывает Лабинов. — Она, конечно, требует больших затрат, чем дотирование молочного животноводства». На ежедневное обеспечение всех школьников 200 граммами молока в порционной асептической упаковке требуется до 30 млрд руб./год, подсчитал он. «Но и эффект от такой меры прямой, а не опосредованный: вовлекая детей в ежедневное потребление молока, мы формируем лояльного потребителя, который потом будет регулярно покупать молоко и тем самым поддерживать рынок», — убеждает Лабинов. Еще можно софинансировать из региональных бюджетов инфраструктурные проекты, которые реализуют производители молока: строительство дорог к молфермам, их газификацию, электрификацию и т. д.

Дотации на литр — действенная мера, она не просто стимулирует рост производства, но и гарантирует аграриям хотя бы небольшую финансовую поддержку в периоды волатильности цен на сырье, не соглашается владелец «Русской молочной компании» («», Пензенская область) Наум Бабаев. Да и в мире молочное животноводство всегда дотировалось по схожей модели, знает Бабаев: в некоторых странах такие выплаты отменяют только в последние 10 лет. «Их даже не отменяют, а сохраняют, делая косвенными, — уточняет он. — Сейчас эта поддержка [вместо дотации на литр молока] идет в форме субсидий на корма, покупку агротехники, оборудования и т. д.».

Дотирование произведенного молока актуально в первую очередь для молочных компаний с высокой кредитной нагрузкой, указывает Андрей Даниленко, президент группы «Русские фермы» (управляет молочными активами «»). У тех, кто строит или недавно построил новую ферму, кредитная нагрузка составляет 4-6 руб./л, у реконструирующих — 2 руб./л, знает он. Себестоимость молока у таких участников рынка получается высокой из-за большой инвестсоставляющей. По мнению Даниленко, дотировать молоко таким игрокам нужно хотя бы на первые четыре годы реализации проекта — на период, по истечении которого КРС может генерировать положительный денежный поток. Выплачивать дотации, предлагает он, нужно в первую очередь производителям, не только увеличивающим объемы, но и улучшающим качество молока.

Вместе с тем, рискованно строить молочный бизнес, рассчитывая на одни только региональные продуктовые дотации, размышляет Даниленко: это неплохая поддерживающая, но не инвестиционная мера. «Идеалом» для сельхозпроизводителей он называет возможность получать субсидируемые (с существенной отсрочкой выплаты основного долга) инвесткредиты более чем на 10 лет, которая сочеталась бы со «стабильной и адекватной» закупочной ценой на сырье.

Регионы дотируют

В каждом регионе свои размеры дотаций и разные правила их выплаты (к примеру, средства начисляются только зимой либо, наоборот, только летом). В некоторых действуют дифференцированные ставки. Например, в Тюменской области реконструировавшим ферму платят 4 руб./л, построившим ее с нуля — 6 руб./л, а поддерживающим производство на существующих мощностях — 2 руб./л, знает Даниленко из «Русских ферм». Такие же дотации с этого года в Нижегородской области, только те, кто реализовывает стартапы, там получают на рубль меньше — 5 руб./л, известно Рыбаловой.

По данным ростовского Минсельхозпрода, местные дотации на молоко сейчас составляют 2 руб./л вне зависимости от того, на какой ферме его произвели — старой, построенной с нуля или реконструированной. Условий поддержки два: в хозяйстве должно быть не менее 100 дойных коров со средней продуктивностью минимум 5 тыс. л. В Ульяновской области в этом году молочные дотации (3 руб./л) выплачивают только с 1 мая по 31 августа и только объединенным в сельхозпотребкооперативы ЛПХ. По базовой ставке, составляющей в зависимости от сезона 1-2 руб./л (максимальная — в осенне-зимний период), платят в Воронежской области. Ставка умножается на коэффициенты, которые тем выше, чем больше молока в месяц производит хозяйство и чем продуктивнее дойный КРС (оба показателя — по отношению к тому же месяцу предыдущего года; см. врез).

В Московской области поддержка в несколько раз меньше. В 2009 году дотации составляли 50 коп./л, рассказывает Даниленко, у компании которого в подмосковье собственный молкомплекс. В 2010-м, по его словам, для не сокращающих поголовье хозяйств регион снизил ставку до 35 коп./л, оставив право получать 50 коп./л компаниям, увеличивающим число молочного КРС. «Зеленоградске» (900 дойных коров, 18 т/сут.) получает примерно 0,3 руб./л. «В 2009 году платили 0,8 руб./л, хоть выплаты и задерживали, — сравнивает гендиректор хозяйства Юрий Валецкий. — Сейчас же платят меньше, но ежемесячно». Получается немного — 150-160 тыс. руб./мес. Есть регионы, где дотация — до 4 руб./л, знает Валецкий: «Но мы и от этого не отказываемся». Прямую поддержку он называет самой эффективной в условиях нестабильности молочного бизнеса.

Дотации за молоко, произведенное и реализованное в Пермском крае, — 2 руб./л. Если не опаздывать с предоставлением в документов, то средства выплачивают вовремя, рассказывает Риф Исмагилов, гендиректор агрохолдинга «Ашатли» (10 тыс. КРС, из них 4 тыс. — дойного, 58 т/сут. молока). «Хорошая поддержка, — радуется он. — Молочное производство полного цикла сейчас явно требует бюджетного финансирования». Тем более что другие меры, которые раньше были в крае, теперь не действуют, указывает он. Это субсидирование покупки молочного племскота (субсидия — более 60 руб./кг живого веса при цене животных 160-185 руб./кг), приобретения оборудования (доильного и стойлового — 30% стоимости), возмещение части расходов на строительно-монтажные работы.

Фермы компании «Подгорнов и К» расположены в двух регионах — Ярославской и Вологодской областях. В первой дотации на молоко предусмотрены, рассказывает гендиректор Полиэкт Подгорнов. Их раз в квартал получают хозяйства, сохранившие поголовье и увеличивающие по сравнению с предыдущим годом валовые надои, поясняет он. За прибавленный объем молока средства и начисляются: выделенная на все хозяйства сумма делится на всех, кто получил такую прибавку. А в Вологодской области дотаций на молоко нет, говорит Подгорнов, зато предусмотрены ежеквартальные выплаты за сохранение поголовья коров (1 тыс. руб./гол.).

Не платят

В бюджете Алтайского края на 2010 год дотации на литр молока тоже не заложены, рассказал «» начальник отдела животноводства Главного управления сельского хозяйства региона Сергей Князев. Они выделялись в 2009 году: дотировалось молоко, произведенное в январе-июне, помнит он. Но поддержка, следует из слов чиновника, не только не распространялась на весь год, но и была очень скромной: 0,34 руб./л. Дотации аграриям тогда выделили, чтобы поддержать их после обвала закупочных цен, а теперь такой необходимости нет, разъясняет Князев: сейчас средняя цена на 46% превышает уровень 2009 года. В июне средняя по алтайским сельхозорганизациям цена реализации, по данным Алтайкрайстата, была 11,6 руб./кг 1 сорта в зачетном весе без НДС.

В Пензенской области дотаций на молоко сейчас тоже нет, говорит Бабаев из «». Власти сделали ставку на меры поддержки, не привязанные к литру произведенного сырья: субсидирование кредитов на строительство молочных комплексов, их модернизацию, реконструкцию, приобретение оборудования и т. д. По словам Бабаева, получающего эти выплаты, на стадии инвестирования это даже важнее дотирования продукции. «» как раз активно масштабирует пензенский бизнес: до конца года запустит новую мегаферму и увеличит производство молока до 100 т/сут. против 30 т/сут. сейчас.

В Башкортостане, как и на Алтае, дотации в 2009 году предусматривали (1,98 руб./л), а теперь отменили. Гендиректор местной агрокомпании «» (4 тыс. КРС) Игорь Катеренчук вспоминает, что средства начисляли нерегулярно, а часть так и не выплатили. Полученные деньги в «Артемиде» потратили на профилактику ветзаболеваний и приобретение лекарств для КРС. Катеренчук надеется, что прямая поддержка — дотации на литр молока, удобрений, СЗР, семян под посев фуража — все же возобновится. «С кормами из-за засухи катастрофа, — разводит руками он. — Как уходить в зиму, ума не приложу». Цены на сырье сейчас укрепились, но это не позволяет больше зарабатывать, говорит Катеренчук: вследствие нехватки корма производство молока в компании снизилось с 20 т/сут. до 16,5 т/сут.

Воронежский пример

Базовая ставка субсидии на литр произведенного молока составляет в регионе 1-2 руб. в зависимости от сезона. Итоговая рассчитывается умножением базовой на коэффициенты объема производства и продуктивности дойного стада. Если производство молока в отчетном периоде составило до 80% от того же за предыдущий год, то базовая ставка умножается на 0,4, на 80-95% — на 0,5, 95-100% — на 0,7, 100-110% — на 1,1, 110-120% — на 1,2, свыше 120% — на 1,3. При продуктивности дойного стада до 3,5 тыс. л коэффициент умножают на 0,7, 3,5-4,3 тыс. л — на 0,9, 4,3-5,5 тыс. л — на 1,1; более 5,5 тыс. л — на 1,3. Аграриев, у которых нет данных за предыдущий период, субсидируют по базовой ставке.
/

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»