Устали вкладывать

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Инвестиции в молочное животноводство снизились на 30%

Животноводы, похоже, не считают преодоленными последствия засухи 2010-го и кризиса позапрошлого года: новые проекты почти не планируют, ранее заявленные возобновляют лишь частично. Многие ограничиваются поддерживающими инвестициями — например, закупают только второстепенное оборудование и средства гигиены. Участники рынка ждут от государства большей поддержки, в том числе компенсации 20% капзатрат, от банков — минимум 15-летних кредитов и хотят заключать с переработчиками трехлетние контракты.

Два предыдущих года стали для производителей молока испытанием: в 2009-м обрушились закупочные цены (локальные ценовые минимумы, по словам участников рынка, в отдельных случаях составляли 5-6 руб./кг), тогда же в 14 регионах была засуха. В 2010-м жара и засуха стали беспрецедентными за 130 лет метеонаблюдений. Цены на корма в наиболее пострадавших регионах, которых насчитал 35, увеличились в несколько раз, резко повысились расходы и текущие затраты животноводов, а вместе с ними — себестоимость производства молока.

Испытанные засухой

Как говорит предправления ассоциации «» Андрей Даниленко, после лета 2010 года грубые, сочные и зерновые корма в затронутых засухой территориях подорожали в 2,5-3 раза. Средняя закупочная цена на молоко-сырье по сравнению с летом 2009-го выросла примерно на 30%. Корма стали дороже в 2-2,5 раза, следует из слов опрошенных «Агроинвестором» животноводов, и индексация закупочных тарифов на молоко не компенсировала роста себестоимости. «Прямые затраты выросли с 6-7 руб./кг до 14-16 руб./кг, а с учетом возврата основной части кредита фактическая себестоимость составила 22 руб./кг, — подсчитала руководитель липецкого агрохолдинга «» Евгения Уваркина. — Базовая цена на уровне 13-14 руб./кг уже не могла окупить наши вложения [в новые фермы], так как даже с надбавками за сортность получалось максимум 18,5-19,5 руб./кг». Дорогие корма — это еще не все потери, указывает Уваркина: урожайность собственных кормов тоже снизилась в три раза, надой сократился на 4-5 л.

Ситуация казалась чуть ли не катастрофой, вспоминает гендиректор башкирской «Артемиды» Игорь Катеренчук: урожайность яровых — 4-5 ц/га, озимых — 16 ц/га, рост себестоимости молока на старых фермах — с 4,5-5 руб./л до 10 руб./л, на новом мегакомплексе — с 15-16 руб./л до 17 руб./л. По итогам 2010 года мегаферма вышла в ноль, старые фермы показали убыток. Гендиректор агрохолдинга «Подгорнов и К» Полиект Подгорнов недополучил в ярославских хозяйствах 70% урожая, вынужден был вместо собственных комбикормов, которые ранее обходились в 5,5-6 руб./кг, покупать их по 13 руб./кг и сократить стадо на 15-20%. К снижению поголовья прибегли многие, знает руководитель информационно-аналитического центра «» Татьяна Рыбалова. По ее данным, к 1 декабря 2010 года, в сравнении с 1 марта, стадо молочного КРС в сельхозорганизациях сократилось примерно на 3% до 3,6 млн. А по итогам года больше чем на 2%, до 31,9 млн т, упало производство молока.

Как отмечает Рыбалова, нехватка зеленых кормов ощущалась до весны нынешнего года: Россия заготовила их на 27% меньше, чем годом ранее. Это сказалось на объемах молока: в первой половине 2011 года его произвели на 2,4% меньше, или почти 15,5 млн т. По наблюдениям директора владимирской агрофирмы «Илькино» Сергея Кострюкова, одна из причин падения производства — снижение качества кормов, заготовленных из урожая 2010 года. С лета прошлого года по лето этого у него тоже сократились объемы на 2%.

Ситуация с кормами нормализовалась только нынешним летом, говорит Уваркина. Вследствие финансового кризиса и природных катаклизмов ее компания потеряла в 2009—2010 годы около 500 млн руб. За это время, по ее мнению, молочный бизнес стал малопривлекательным для инвесторов. В сравнении с подъемом 2007-2008 годов инвестиции в молочно-сырьевой сектор за 2009 — первое полугодие 2011-го снизились на 30%, оценило «». Четвертый год подряд вводится все меньше новых и реконструированных животноводческих помещений, следует из данных ассоциации (см. таблицу «Меньше строят»). По словам производителей оборудования, отказываются от планов развития в основном небольшие и средние компании, однако с середины этого года спрос постепенно восстанавливается (см. врез «До лучших времен»).

У лидеров все по плану

Масштабные проекты — в первую очередь те, финансирование которых началось больше двух лет назад, — продолжают реализовываться. Кредиты на них уже выделены, обязательства есть, и единственный вариант окупить мегафермы — вывести их на проектные мощности, генерируя стабильный денежный поток, объясняют участники рынка. А откладывают они в основном проекты, которые ранее хотели реализовать за собственные средства.

Хотя засуха лишила пензенский холдинг «» до 50% кормов, компания продолжает ввод мощностей. В сентябре 2010 года компания ввела в эксплуатацию молочно-товарный комплекс на 3,6 тыс. КРС, который будет производить 85 т/сут., или более 30 тыс. т/год молока. В кризисные 2009-2010 годы, рассказывает первый замгендиректора холдинга Владимир Резниченко, «» запускала комплекс на 1,2 КРС (10 тыс. т/год, более 2 млрд руб.). «Илькино» продолжает реконструкцию ферм. В 2010 году компания потратила на нее 40 млн руб. кредитов. «Подгорнов и К» тоже ведет все записанные в бизнес-плане и согласованные с банками работы: увеличивает стадо в одном из хозяйств с 1,7 тыс. до 1,97 тыс. КРС и строит комплекс на 1,15 тыс. ското-мест. Еще в одном подразделении, правда, пришлось отложить реконструкцию и капремонт стоимостью 80 млн руб., добавляет Подгорнов, но этот проект планировался на деньги компании. Аналогичная ситуация в «Артемиде», которая отказалась от проекта той же стоимости — холдинг хотел на собственные средства реконструировать фермы. До лета животноводы жили на кормах 2010 года и не могли планировать больших инвестиций, указывает Уваркина.

В 2011 году, комментирует Рыбалова, в основном завершают ранее начатые проекты, новых очень мало. В числе немногочисленных стартапов она называет роботизированную мегаферму «СПК им. Рахимова» в Татарстане и «Лесную дачу» в Ставропольском крае. «Заявлено еще несколько крупных проектов, но их слишком мало — потребность в качественном молоке остается высокой, — говорит Рыбалова. — Вместе с тем, в текущем году темпы снижения поголовья замедлились. С августа ситуация с производством молока начала постепенно нормализовываться, но ожидать быстрого роста надоев по-прежнему не стоит».

Начавшийся в июле сезон более благоприятен для молочных животноводов: урожай хороший, цены на корма ниже, урожайность — выше. «» заготовила кормов, в том числе зерновых, на полтора года, «Илькино» - на год. Себестоимость молока теперь может снизиться примерно на 5%, прикидывает Андрей Даниленко. При этом средняя цена закупки сырья не упала, а наоборот, скорее всего, будет на 10% выше прошлогодней — на уровне 14-14,5 руб./кг против 12,4 руб./кг в истекшем сельхозгоду, оценивает он.

Оживление, но не активность

Инвестиционная активность стала выше, но все равно несравнима с 2008 годом и даже с 2009-м, отмечают эксперты и участники рынка. Производители молока делают только точечные инвестиции, более значительные относят на 2012 год и сетуют на отсутствие стабильности. «Мы с осторожностью планируем новые инвестиции, — говорит Катеренчук. — Возможно, в следующем году увеличим капвложения до 120-130 млн руб.». Сейчас они составляют 30 млн руб. Подгорнов возобновил проектов на 2 млн руб. из 80 млн руб. замороженных. «» не будет строить мегаферму на 2 тыс. КРС за 1 млрд руб. (не исключено, что она окупалась бы до 12 лет), а в 2011 году вложила лишь 3,5 млн руб. в системы орошения над кормовым столом.

Точных данных об инвестактивности в 2011 году нет, однако очевидно, что вложения в отрасль будут ниже прошлогодних, делится наблюдениями исполнительный директор Союза животноводов Урала Елена Стафеева. Виновато и падение спроса на молочные продукты, думает Рыбалова. Розничные цены на них не падают, даже когда дешевеет молоко плюс молочная линейка конкурирует по спросу с дешевыми продуктами-субститутами (например, мясными). Чем привлекательнее субституты, тем ниже спрос на молочную продукцию, а значит, и сырье, считает эксперт. По данным «», прибыльность проектов строительства и модернизации молферм в последние годы нулевая либо отрицательная — см. график «Рентабельность». «Инвесторы устали», — констатирует Уваркина из «», — от непредсказуемости закупочных цен, стрессовых ситуаций с кормами, нестабильности процентных ставок и т. д. По ее мнению, большие инвестиции в сектор пойдут при трех условиях: принятии госпрограммы, гарантирующей бюджетное возмещение 20% капзатрат; возможности заключать с переработчиками 1-3-годичные контракты с установленным коридором цен; снижении ставок по кредитам на строительство ферм и ускорении рассмотрения бизнес-планов банками.

До лучших времен

Сокращение вложений в отрасль чувствуют и производители оборудования: они рассказывают, что с 2009 года объемы заказов снижаются, контракты заключаются реже, а аграрии выбирают более дешевые технологические решения. В прошлом году, по наблюдениям директора филиала немецкой компании «МараТЕК» (maraTEC InternationaGmbH) Фридриха Фалькенштерна, из-за нехватки средств участники рынка вкладывались в закупку кормов вместо приобретения оборудования и скота, которое планировали ранее. До 50% его российских клиентов (почти все из затронутых засухой регионов) отложили проекты — в основном строительство ферм «под ключ» — на общую сумму до €15 млн. Остальные оптимизировали затраты как могли — даже на расходные материалы, применяя дешевые средства гигиены, говорит топ-менеджер.
О тех же тенденциях говорит руководитель бюро внешнеэкономической деятельности белорусского «Гомельагрокомплекта» (производитель оборудования для доения и свиноводства) Евгений Балдуев. По его словам, российские сельхозпредприятия попросили отложить в среднем 3 из 10 заказов, о которых договорились с компанией, или расторгли контракты. Гендиректор «Трансфэр-Агро» Винсент Лолер тоже говорит о снижении активности инвесторов: до 20% агропредприятий, с которыми сотрудничает компания, отложили модернизацию/реконструкцию ферм или перенесли проекты на неопределенное время. В основном все это относительно небольшие проекты, которые участники рынка планировали реализовать за собственные средства, оговаривается Лолер.
С лета 2011 года спрос понемногу восстанавливается, довольны производители оборудования. «Гомельагрокомплект» с июня по октябрь собрал заказов больше чем на 4 млн руб., хотя за тот же период прошлого было менее 2 млн руб. «МараТЕК» тоже возобновил часть ранее отложенных проектов. Активизировались клиенты, отложившие модернизацию и реконструкцию ферм, приходят и новые, радуется Фалькенштерн. У «Трансфэр-Агро» сейчас портфель заказов на €4 млн — в октябре 2010-го было вдвое меньше, говорит Лолер. Однако аграрии продолжают экономить, замечает он: они возобновили до трети проектов, которые реализует компания, но почти все сократили их по стоимости на 10-15%, оставив только самые необходимые опции.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»