Всюду клин

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Посевы сои и кукурузы выросли в 2,5-3 раза за 13 лет

Соя и кукуруза — высокодоходные агрокультуры с интересной долгосрочной перспективой. Тренд последних нескольких лет — растущий внутренний спрос — в ближайшие годы сохранится. Автор статьи советует участникам рынка активно инвестировать в их производство.

Факты роста посевов, увеличения производства сои и кукурузы являются важными составляющими общемирового тренда. Теперь и Россия стала двигаться в этом направлении, пусть и с некоторым опозданием. При текущих уровнях цен эти две агрокультуры показывают значительно более высокую маржинальность, чем пшеница и прочие колосовые зерновые. При этом мировой и внутренний спрос — достаточно высоки плюс постоянно растут. В долгосрочной перспективе нас ожидает развитие как производства, так и переработки кукурузы и сои. Вырастет потенциал их экспорта. Правда, при соблюдении ряда условий.

Стоп-факторы

Как показал текущий сезон, для кукурузы фактором, ограничивающим рост производства, может стать нехватка сушильных комплексов и качественных мест хранения в центре России. Эта проблема способствовала падению цены. Если в 2012/13 сельхозгоду кукуруза дешевела минимум до 6,5 тыс. руб./т, то в этом стартовала в среднем по России максимум с 5,5 тыс. руб./т. В конце октября цена опускалась до уровня 4,5 тыс. руб./т. Причиной отрицательной динамики участники рынка называли перепроизводство. Но Россия в состоянии потребить собранные объемы кукурузы (более 10,7 млн т), причем теоретически даже без экспорта. Условие одно — этим объемам должна соответствовать инфраструктура. Главное для кукурузы  — подработка и сушка, особенно если сезон влажный, как этот. Стоимость самой простой газовой сушилки — около 2-3 млн руб., но вложить такие деньги, тем более из оборота, может себе позволить далеко не каждый производитель. Этот вопрос относительно решен на юге, который давно и успешно работает с кукурузой, отправляя значительную часть на экспорт. Чтобы обеспечить нужное экспортерам качество, у местных агрокомпаний есть собственные сушилки, склады, технологии и, что важно, сухой климат. Он позволяет собирать урожаи в комфортных погодных условиях. Большинство центральных регионов лишены этих преимуществ — современными технологиями там обладают только крупные сельхозпроизводители, а сушилки отсутствуют даже у некоторых агрохолдингов. Собирать кукурузу в этой климатической зоне начинают позже, чем на юге, когда вырастает вероятность начала осенних дождей. Поэтому проблема не в том, что мы не можем пот­ребить десять с лишним миллионов тонн кукурузы. Мы должны научиться правильно собирать, подрабатывать и сохранять ее, чтобы продукция не портилась, не появлялись микотоксины, болезни, гнили и т. д. Это первостепенные задачи, которые отрасли нужно решать. В ближайшие несколько лет ситуация должна улучшиться. Тогда и при большем сборе не будет таких ценовых провалов, как сейчас. Сухая, качественная кукуруза востребована, на нее есть спрос даже в этом сезоне. Но хозяйства, вложившиеся в сушильные мощности, не спешат ее продавать — ждут роста цен. [В первой половине сельхозгода] к продаже предлагалась, как правило, некачественная сырая кукуруза, мало востребованная на рынке. Но даже при нынешних ценах маржинальность агрокультуры в этом сезоне неплохая. По итогам сезона она может составить 10-11 тыс. руб./га, что будет сопоставимо с текущей доходностью озимой пшеницы.

Спрос растет

Производство сои и кукурузы развиваются вместе с животноводством, переработкой и ростом доходов населения. Спрос основан на увеличивающемся потреб­л­ении этих агрокультур через корма. Это глобальная тенденция. Уровень жизни во многих странах — в первую очередь, государствах Азиатско-Тихоокеанского региона и некоторых странах Африки — постоянно растет. Тот же Китай дал миру значительную прибавку потребления почти всех агрокультур (в первую очередь белковых), что тоже связано с производством кормов. Структура потребления в стране изменилась. Представьте себе, что 1,5 млрд человек перестают есть рис и начинают потреблять мясо. Чтобы его производить, нужны белковые корма для животных. Их тоже нужно из чего-то делать. Результат — активный рост мировой торговли кукурузой и соевыми бобами, драйвером которой во многом является КНР.

С развитием отрасли меняются рецептуры кормов. На Западе курица желтого цвета на прилавках магазина — это товар премиального качества: птицу кормили кукурузой, и ее с удовольствием приобретают. В России покупатель, скорее всего, решит, что мясо испорчено — у нас нет культуры потребления мяса такого цвета. Кукурузу стали вводить в состав полнорационных кормов сравнительно недавно и в небольших количествах. А основой рационов российской птицы традиционно была пшеница.

Этот год еще раз доказал: когда кукуруза становится на 1-2 тыс. руб./т дешевле пшеницы, животноводы начинают корректировать рецептуры и, где возможно, заменять одну агрокультуру другой. Скорее всего, этот тренд сохранится, и объемы производства кукурузы продолжат расти.

Переработка

В объеме потребления сои заметный объем занимает ее использование в непереработанном виде. Это так называемая полножирная соя. Животноводческие хозяйства выращивают ее, дробят в примитивных цехах и кормят КРС. В этом сезоне будет потреблено до 450 тыс. т полножирной сои, включая бобы на пищевые цели. Вместе с тем в России развивается переработка, причем более активными темпами, чем выращивание. Это еще один мировой тренд: спрос рождает предложение, и внутреннее потребление продукта растет быстрее производства сырья. До августа 2013 года общие мощности переработки сои в стране сос­тавляли около 6,1 тыс. т/сут, или примерно 2 млн т/ год. Они сопоставимы с объемами внутреннего производства сырья. Но в сезоне-2013/14 эти мощности почти удвоятся, прибавив 5,5 тыс. т/сут. Весной 2014 года в Белгородской области начнет работать новое предприятие компании «» с годовой потребностью в сырье на уровне 150 тыс. т. В марте под Саратовом введут универсальный завод «», принадлежащих группе (600 тыс. т/ год). Он сможет перерабатывать подсолнечник, сою и рапс. Новый комплекс на 4,5 тыс. т/сут. запустила в августе 2013 года компания «», уже имеющая два предприятия на 1,5 тыс. т и 1,6 тыс. т в сутки. Ее заводы рассчитаны в основном на переработку импортного сырья из Аргентины. Но при условии производства российских соевых бобов в достаточном объеме «» вполне сможет переключиться на отечественную сою. С учетом транспортировки, перевалки, морского фрахта и т. д. она будет стоить не дороже, а, скорее всего, дешевле импортной (с доставкой на предприятие).

Заводы «Содружества» универсальны и могут перерабатывать как сою, так и рапс. Схожий формат у предприятия «». Оно может работать на любом масличном сырье, но не исключено, что приоритетом переработки станет все-таки соя. Рапса в регионе выращивается сравнительно немного, а на рынке подсолнечника слишком большая конкуренция с переработчиками центральных и даже южных регионов страны. А посевы сои постоянно растут и есть возможность увеличить ее производство в соседних регионах.

Сейчас Россия может потребить около 3,5 млн т/ год сои. На стадии проектирования еще несколько объектов переработки. В их числе завод компании «Агро-Биотех» на 250 тыс. т/год с перспективой расширения к 2018 году до 1 млн т/год. Он находится в Приморском крае. Если планы инвесторов будут реализованы, то через несколько лет потребность страны в сое может увеличиться до 5-5,5 млн т.

Проектов глубокой переработки кукурузы пока не так много из-за их высокой капиталоемкости. О планах заявляли ставропольская группа «» (завод на 500 т/сут.) и «Амилко» (цех на 36 тыс. т/год в Рос­товской области). В конце 2013 года «» запустил такое предприятие под Рязанью. Мощность проекта — 450 т/сут.

Посевы и сбор

В последние 13 лет темпы роста посевов сои и кукурузы в стране были одними из самых быстрых, уступая только рапсовым. Соевый клин прирастал более чем на 10% в год, увеличившись к 2013-му с 421 тыс. га до 1477 тыс. га. Кукурузный увеличивался почти на 9% ежегодно. Если в 2000 году засеяли 813 тыс. га, то по итогам прошлого — 2,42 млн га этой агрокультуры. Наиболее активно соя и кукуруза распространялись по цент­ру страны, показывая рост на 33,3% и 12,3% в среднем за год. Причем показатель сои — рекордный: ни одна агрокультура не прирастала такими темпами. В 2000 году ЦФО посеял только 7 тыс. га соя-бобов, а в 2013-м — уже 294 тыс. га.

Драйвером дальнейшего увеличения посевов тоже будет центр страны. Многие регионы — Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская и другие области — постепенно становятся соево-кукурузным кластером. Эти агрокультуры вытесняют яровой фуражный ячмень, который дает низкую урожайность, дешево стоит и имеет одну из самых неинтересных норм прибыли по сравнению с той же пшеницей. Ограничения роста посевов сои — прежде всего природно-климатические. Выращивать ее можно не во всех регионах: нужны либо муссоный климат с достаточным количеством осадков и солнца, но без жары, либо орошение. Интересный момент: еще пять лет назад сою в Центральном Черноземье мало кто брал в расчет. Но агротехнологии не стоят на месте, климат тоже меняется. И если посмотреть на площади, урожайность, маржу хозяйств ЦЧР, производящих сою, то легко убедиться, что недоверие к агрокультуре было необоснованным.

В ближайшие годы продолжат наращивать производство соевых бобов Дальний Восток, часть регионов Поволжья и незначительно Северо-Запад. На орошении соя может давать до 25 ц/га даже в засушливой Саратовской области. Агрокультура отлично вписывается в любой севооборот, является хорошим предшест­венником пшеницы. Отдельно стоит сказать о юге России. Там меняются природно-климатические условия — не всегда в благоприятную для выращивания соевых бобов сторону. Скорее всего, посевы там в лучшем случае сохранятся на нынешнем уровне, в худшем — будут сокращаться. Орошение возможно, но, вероятно, не в ЮФО, где хорошую маржинальность дает понятная всем озимая пшеница. Хозяйствам юга нет необходимости как-то маневрировать, постоянно перестраивая севооборот. Хорошие условия выращивания озимой пшеницы, кукурузы, подсолнечника, близость к экспортным рынкам и наличие недозагруженных маслоперерабатывающих мощностей и так дают местным аграриям неплохие возможности для получения прибыли.

К 2020 году реально увеличить валовый сбор сои до 4 млн т. Уже в следующем сезоне высока вероятность получения более 2 млн т. И это при том, что регионы ДФО пока не совсем оправились от негативных последствий наводнений 2013 года.

Импорт и экспорт

В перспективе — с учетом появления новых перерабатывающих мощностей — экспорт соевых бобов будет ограничен, но возможен. Вывоз будет идти преимущественно через дальневосточные порты. Одновременно не исключен рост вывоза из Калининграда в ЕС продуктов переработки — масла и шрота. Уже сейчас этот объем постепенно нарастает. Так, в сезоне-2011/12 за рубеж поставили примерно 500 тыс.т соевого шрота. В прошлом году произошел резкий спад экспорта из-за быстрого роста внутреннего спроса со стороны животноводов (урожай зерновых был небольшим). В текущем сельхозгоду может быть экспортировано до 1 млн т.

В то же время уже в этом сезоне ожидается сущест­венный рост импорта сои из-за возросших объемов переработки — в первую очередь на заводах «Содружества». Если загрузка предприятий компании будет близка к номинальной мощности, то импорт соевых бобов может достигнуть 2 млн т.

Автор — руководитель отдела исследования рынков компании CIS. Статья написана специально для «Агроинвестора» и основана на докладе «Российский рынок масличных» на XII (зимней) конференции «Агрохолдинги России»

О том, что соя и кукуруза — самые перспективные и маржинальные агрокультуры, я говорю с 1998 года и делаю все для того, чтобы максимально использовать их инвестиционный потенциал. Сейчас они занимают по 40% наших посевов каждая, еще 20% — озимые пшеница и ячмень. В текущем сезоне у нас очень хорошие производственные итоги — более 80 тыс. т кукурузы с 8 тыс. га, средняя урожайность которой составила 105 ц/га. Сои собрали свыше 20 тыс. т (25 ц/га). Порадовал и финансовый результат ее выращивания: при цене 16,5 тыс. руб./т без НДС и себестоимости 11 тыс. руб./т мы вышли на рентабельность в 50%. На сою есть стабильный спрос, а пока существует дефицит, цены на нее в России выше мировых. Это притом, что в мире соя за последние четыре года подорожала в два раза. А вот маржа кукурузы сейчас рекордно низка. Мировая цена на нее в этом сельхозгоду упала на 35%, внутренняя — на 50%. Если в прошлом сезоне мы продавали по 7,5 тыс. руб./т, то в этом — по 4,6 тыс. руб./т при себестоимости тонны 3,8 тыс. руб. 20% — очень низкая для этой агрокультуры норма прибыли. Автор пишет, что производство сои вырастет до 4 млн т/ год. По моему мнению, мы можем выйти на 6 млн т и выше. Посевы на юге вряд ли будут сокращаться. Центр, конечно, станет прирастать более быст­рыми темпами, но и ЮФО продолжит наращивать производство. В нашем регионе конкурируют соя и подсолнечник. В районах, где выпадает до 500 мм в год осадков, предпочитают возделывать подсолнечник, при 550-700 мм/ год — соевые бобы. Соя и кукуруза вообще оптимальны для южнороссийского климата. Хотя благодаря новым гибридам кукурузу уже выращивают там, где раньше невозможно было получать стабильные урожаи.

Автор прав. Кукуруза и соя — сейчас наиболее рентабельные агрокультуры, производство которых должно развиваться. В то же время высокая рентабельность приводит к усилению конкуренции. Поэтому в будущем логично ожидать рос­та производства кукурузы и сои, что со временем сократит их доходность. Участники рынка, которые введут их в свои севообороты и будут возделывать по самым сов­ременным технологиям (а значит, с минимальными издержками на тонну), окупят инвестиции достаточно быс­тро — за три-четыре года. Тем более что на кукурузу и сою может приходиться до 40-50% севооборота. Однако стоит опасаться перепроизводства кукурузы. У нее в этом плане выраженные риски, что подтвердил уже этот сезон. Хотя текущая маржа все еще позволяет аграриям зарабатывать, есть вероятность ее падения до отрицательных значений при дальнейшем наращивании производства. Поэтому одновременно с увеличением посевов стоит думать о развитии рынков сбыта — об экспорте и переработке.

Соя показывает наивысшую рентабельность не первый сезон подряд. И если остальные агрокультуры по цене очень волатильны, то эта устойчиво растет последние лет десять. Мы постоянно наращиваем перерабатывающие мощности. За последние несколько лет они увеличились на 40%. В 2014 году планируем увеличить их еще на 60% — до 160-170 тыс. т/год подсолнечника, сои и рапса. Отмечаем постоянный рост спроса, который генерируют животноводы. В перспективе возможно появление еще одного драйвера — пищевой промышленности. Ведь соевое масло — самое популярное в мире, оно не хуже подсолнечного. Мы видим, что наш рынок тоже начинает это понимать.
Рентабельность в нашей отрасли никогда не была высокой. Если свиноводы жалуются менее чем на 20-процентную маржу, то мы довольны пятью процентами и боремся за масштаб производства. Если объемы переработки большие, то нормально работать можно и на 3-5-процентной марже.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»