Снова падение

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Как влияет на молочную отрасль сезонная волатильность цен

Ценовая нестабильность всегда была свойственна молочному животноводству: летом сырье дешевеет, осенью и зимой — дорожает. 2014 год не стал исключением. Однако в этом сезоне падение цены началось неожиданно рано — в апреле. Участники рынка, у большинства которых и так отрицательная доходность, недополучат часть выручки.

Традиционное снижение цен в 2014 году началось раньше обычного, говорит председатель правления ассоциации «» Андрей Даниленко. На юге России сырое молоко стало дешеветь уже в середине апреля.

По оперативным данным региональных органов управления АПК, средняя закупочная цена на 2 июня 2014 года составила 17,91 руб./л. Это на 2,7% (0,5 руб./л) меньше, чем в мае. По информации Минсельхоза, в начале июня закупочная цена молока-сырья в среднем по стране составляла 19,5 руб./л, снизившись за две недели на 1,8%. При этом по сравнению с аналогичной датой прошлого года цены выросли на 31%.

Упали рано

В этом году падение цен на сырое молоко нача- лось неожиданно рано, уже в апреле-мае, и довольно резко, подтверждает гендиректор компании «Подгорнов и К» (Вологодская область) Полиект Подгорнов. «За последние три месяца молоко подешевело на 2-3 руб./л, из-за этого мы в двух хозяйствах потеряли более 10%/мес. выручки — свыше 3 млн руб.», — отмечает он.

Стоимость сырого молока не просто уменьшилась с наступлением лета, но и продолжает снижаться, говорил в начале июля гендиректор нижегородского агрохолдинга «Нива. Михеев и К» Евгений Михеев. «С мая мы потеряли примерно 2-2,5 руб./л», — сетовал он.

До падения цен молоко стоило 20,5 руб./л, с надбавкой за сортность — 22,55 руб./л. В начале июля компания сдавала его всего по 19,8 руб./л за высший сорт. «И это не самая низкая цена: нам удалось договориться с заводом- партнером о сдерживании отрицательной динамики, — обращает внимание Михеев. — Другие переработчики еще больше “роняют” цены — это общая тенденция в Нижегородской области».

Невысокую цену за сырое молоко получают и производители в Башкирии. По словам директора СПК «Красная Башкирия» Раиля Фахрисламова, в начале июля он вынужден был сдавать молоко по 17 руб./л высшего сорта. «Это очень мало, учитывая, что в нашей зоне (вблизи Казахстана) осталось немного производителей качественного сырья, — считает он. — Ощущается значительная нехватка, но цена у нас все равно ниже, чем, например, вблизи Уфы: там производится больше молока, но оно стоит 18-20 руб./л».

В Тверской области закупочная цена упала до 15 руб./л первого сорта при базисной жирности 3,4%. «Это при себестоимости около 16 руб./л, и при том, что еще несколько месяцев назад мы сдавали молоко по 20 руб./л, — отмечает председатель правления местного колхоза “Красная звезда” Владимир Чистяков. — Такая низкая цена по итогам года грозит нам убытками, как и в 2013-м, когда рентабельность упала до минус 17%».

Правда, в этом году по молоку руководитель все же надеется выйти хотя бы в ноль. Прибыль хозяйству дает растениеводческое направление.

Ситуация в молочном животноводстве не настолько критична, считает старший эксперт Виктория Берлай, а где-то даже немного лучше прошлого года. Например, растет производство сырого молока в сельхозорганизациях: 5,92 млн т за пять месяцев — на 0,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в промышленную переработку поступило 5,5 млн т (+1,6%).

В то же время увеличение предложения способствовало падению цен. «Наибольшее снижение отмечается в центре и на юге страны», — уточняет Берлай. По данным , на конец июня средние цены молока-сырья были на уровне 21,58 руб./л, что на 1,6% ниже, чем в мае 2014 года. Однако цены на 41,4% выше, чем в июне прошлого года.

Причины снижения

По мнению Андрея Даниленко, одна из причин падения цен на сырое молоко — отмена термина «молочный напиток» в Техрегламенте и замена его на «молоко восстановленное». Из-за этого вырос ввоз, в том числе из Белоруссии, сухого молока, которое восстанавливают и продают в нашей стране. «Кроме того, на ситуацию повлияло значительное снижение цен на импортные молочные продукты с 1 мая этого года», — добавляет эксперт.

С начала года в России фиксируется прирост импорта молочных продуктов (за пять месяцев +6% к аналогичному периоду прошлого года), подтверждает Виктория Берлай.

При этом в начале 2014-го цены на молочную продукцию на отечественном и на основных мировых рынках были существенно выше, чем годом ранее. Результатом стало падение потребительского спроса при накоплении запасов молочных продуктов, что связано с пиком сезона производства.

«Уже в марте переработчики и оптовые компании были вынуждены снижать цены, — рассказывает эксперт. — Так, например, российское сухое обезжиренное молоко с начала года подешевело на 4,2%». Аналогичные тенденции наблюдались на основных мировых площадках. Например, в Океании с начала года оно упало в цене на 4%.

Производители молока-сырья видят другие причины нестабильности ценовой ситуации. Михеев полагает, что это связано, прежде всего, с неким сговором между переработчиками. «Понятно, что летом покупательский спрос на молочную продукцию падает, но я не исключаю, что между молоко- заводами существует договоренность в плане навязывания нам — производителям — выгодной им цены», — предполагает он.

С ним соглашается Подгорнов. «Переработчики объясняют низкую цену на сырое молоко снижением спроса, но в рознице цены на молочные продукты почему-то не снизились, а по ряду позиций выросли, — недоумева- ет он. — Вполне возможно, что имеет место сговор переработчиков, которые хотят получить дополнительную прибыль».

Фахрисламов не видит объективных причин для снижения цен в Башкортостане. «Когда ощущается дефицит сырого молока, как в нашей зоне, цены обычно растут, но сейчас наблюдается обратный процесс, — комментирует он. — Зимой и летом цена была одинаковой и словно застыла на отметке 17- 18 руб./л». Но это еще хорошая стоимость, признает руководитель: два года назад «Красная Башкирия» сдавала молоко по 13-15 руб./л.

Цена на молоко никогда не была постоянной в течение года, говорит председатель совета директоров «Великолукского молочного комбината» (Псковская область) Дмитрий Матвеев. «[В зависимости от сезона] предложение увеличивается, а уровень потребления жидких молочных продуктов сокращается, — отмечает он. — У нас закупочная цена с начала года немного выросла и сейчас [в первой декаде июля — «»] составляет более 20 руб./л в зависимости от качества и сорта».

Последствия

Независимо от того, продолжится ли в ближайшем будущем падение цен на молоко, большинство аграриев настроены пессимистично. Чистяков признает, что его предприятие уже не может реконструировать фермы, заменять морально и технически устаревшее оборудование. «Не исключено, что придется закрывать предприятие, так как работаем без прибыли, — сожалеет он. — Денег нет, возможности модернизировать ферму — тоже, да и кредит не возьмем — понимаем, что не выдержим финансовую нагрузку».

Объем производства молока в колхозе давно неизменен — около 1,5 тыс. т/год, дойное стадо — 400 коров. Чистяков сомневается, что в этом году удастся увеличить показатель по надоям. «Для хозяйств, у которых 300-500 дойных коров, складывается очень непростая ситуация, — считает он. — Из-за низких цен мы не можем платить достойную зарплату работникам, и они в конце концов уходят на более крупные предприятия, где больше платят». Он не исключает, что в этом году некоторые молочные фермы в области закроются.

Доходность производства постепенно снижается и в «Красной Башкирии». «Цена на молоко невысокая, и если увеличивается, то непропорционально росту цен на топливо и корма», — сравнивает Фахрисламов. Сейчас производство нерентабельно. Даже если государство будет доплачивать сельхозпроизводителям по 3 руб./л, это все равно не спасет животноводство.

«Нужно зафиксировать минимальную закупочную цену, — уверен руководитель. — И в этом вопросе нужна серьезная помощь государства». По его мнению, для того чтобы не только выживать, но и развиваться, молоко должны закупать минимум по 25 руб./л. «Но пока такой цены нет, поэтому неудивительно, что в Зауралье уже закрылось около половины молочных ферм», — добавляет он.

Подгорнов отмечает, что себестоимость молока по сравнению с прошлым годом выросла более чем на 2 руб./л. «В нашем регионе продажа молока и скота на мясо сейчас практически нерентабельна; с учетом прочих расходов работаем в убыток, — подчеркивает Фахрисламов. — Именно поэтому в ближайшее время мы не планируем ни строить новые фермы, ни приобретать новое оборудование».

По его словам, выделяемые субсидии и компенсации (например, проценты по кредитам, субсидии на литр молока и т. д.) приходят с опозданием на три- пять месяцев. Во многих хозяйствах возникли кассовые разрывы и просроченные платежи по кредитам, а значит, и проблемы с дальнейшим субсидированием ставок.

«Наше предприятие уже более года из-за этого не получает субсидий. А это 6,5 млн руб. в месяц!», — сетует топ-менеджер.

Михеев соглашается, что снижение цен на сырое молоко всегда негативно влияет на развитие отрасли и отдельные хозяйства. Уменьшаются собственные оборотные средства, и владелец производства уже не может вкладывать их в развитие. Вместе с тем политика банков по выдаче кредитов сельхозпроизводителям сейчас значительно ужесточилась. Это касается оценки залогов и рисков.

«Если раньше у нас не было проблем с получением займов, то теперь возникают сложности, в частности, по срокам рассмотрения заявки, — делится он. — Они увеличились от нескольких дней до одного месяца и это только по краткосрочным кредитам». Кроме того, пока неизвестно, когда будут компенсировать процентные ставки по инвестиционным кредитам из федерального бюджета, полученным в 2013 году, добавляет Михеев.

Если ситуация в отрасли усугубится, не исключено, что в стране может возникнуть дефицит молока-сырья и еще больше вырастет импорт, полагает Андрей Даниленко из «». «Стадо КРС в стране продолжает сокращаться, — напоминает он. — По объемам производства наблюдается стагнация».

Так, по данным , на конец мая в стране было 20,6 млн КРС — на 1,7% меньше, чем годом ранее, в том числе коров — 8,7 млн (на 2,4% меньше). В сельхозпредприятиях за год стадо КРС сократилось на 2,9%, в том числе коров — на 3,6%. За пять месяцев этого года все хозяйства произвели 11,7 млн т молока (на 0,9% меньше, чем в 2013-м), сельхозпредприятия — свыше 5,9 млн т (на 0,9% больше).

В то же время объем производства молочных продуктов в пересчете на молоко за четыре месяца этого года составил около 9 млн т, прибавив более чем 400 тыс. т по сравнению с январем-апрелем 2013-го. И если выпуск цельномолочной продукции остался примерно на уровне прошлого года (минус 0,3%), то по остальным позициям зафиксирован значительный рост.

Сливочного масла произведено на 14,3% больше, сыров и сырных продуктов — на 15,3%, сухого молока — на 38,6%, сухих молочных смесей для детей раннего возраста — на 17,5%.

«Странная картина — производство молока-сырья в России почти не увеличилось, зато намного выросли объемы выпускаемой молочной продукции, — сравнивает Даниленко. — Видимо, это объясняется повышением импорта молочных товаров, их использование переработчиками и учет в объемах собственного производства. Также стало больше фальсифицированной молочной продукции».

По информации Федеральной таможенной службы (без учета данных о торговле с Беларусью и Казахстаном), с начала по 15 июня 2014 года физический объем импорта молока и сливок увеличился на 34% до 36,4 тыс. т, сливочного масла — почти на 40% до 45 тыс. т, молочной сыворотки — на 33,6% до 15,5 тыс. т.

Ввоз сыра и творога снизился на 12,8% до 122,6 тыс. т. «Это связано с дефицитом сырого молока у российских переработчиков и более низкими импортными ценами на готовые молочные продукты, — считает Андрей Даниленко. — Если дефицит сохранится, это может больно ударить по переработчикам».

В «Великолукском молочном комбинате» нехватку отечественного сырья пока не ощутили. При этом предприятие не использует сухое молоко при производстве молочных продуктов, утверждает Матвеев. «Чтобы обеспечить бесперебойное поступление сырья, прежде всего, нужно правильно работать с постоянными поставщиками, — рассказывает он. — Мы стараемся выстраивать с партнерами долгосрочные доверительные отношения, не гонимся за сиюминутной выгодой».

Исключительно российское сырье используют и на молокоперерабатывающих предприяти- ях , уверяет директор по закупкам молока компании «Вимм-Билль-Данн» (входит в холдинг) Дмитрий Мирончиков. «Поскольку рынок сырого молока подвержен сезонным колебаниям, в определенные периоды мы, как и другие производители молочных продуктов, ощущаем дефицит сырья», — говорит он.

Чтобы решить эту проблему, , например, разработала специальную программу поддержки поставщиков для улучшения качества молока, роста его поставок и повышения эффективности работы молочных ферм.

Компания проводит обучающие семинары и аудиты с последующей разработкой плана развития сельхозпредприятий, а также ежегодно выделяет значительные средства на беспроцентное авансирование хозяйств сроком до года.

Никак без господдержки

Опрошенные «Агроинвестором» сельхозпроизводители беспокоятся, что без помощи государства изменить ситуацию в отрасли вряд ли получится. Агрохолдинг «Нива» устойчиво работает в том числе благодаря госмерам, признает Михеев. «Важно, чтобы в каждом регионе были программы поддержки производителей молока, — настаивает он. — Например, у нас в Нижегородской области предприятия получают компенсации на производство, строительство и расширение ферм».

При реконструкции компенсация составляет 2 руб./л реализованного молока. Если компания строит ферму с нуля, то можно рассчитывать уже на 3 руб./л. В лучшем случае получается, что государство компенсирует порядка 20- 30% проектной стоимости строительных работ.

В следующем году в области начнет действовать еще одна программа, предусматривающая выплату компенсаций за строительство новых молочных ферм исходя из числа скотомест.

«Она станет хорошим подспорьем для инвесторов и позволит получать 40-100 тыс. руб. за одно скотоместо. Единственное условие — предприятие должно работать не менее полугода, — рассказывает Михеев. — Такой опыт полезно перенять другим регионам. Даже если выплаты будут меньше (20-30 тыс. руб. за одно скотоместо), это все равно здорово поддержит сельхозпроизводителей, нацеленных на серьезную работу».

В «Ниве» тоже планируют строительство новой фермы с беспривязным содержанием на 500 дой- ных коров. «В этом году мы получили в 1,5-2 раза меньше кредитов, чем за этот же период 2013 года.

Но благодаря тому, что у нас ежегодно повышается продуктивность и валовый надой (в 2013 году было 8 тыс. т молока, а в 2014-м ожидается до 8,8 тыс. т), мы можем что-то планировать, — оптимистичен Михеев. — Рассчитываем, что по новому проекту нам ком- пенсируют 30% затрат».

Еще одна ферма поможет не только увеличить надои и качество молока, но и снизит его себестоимость: если в 2013 году она была около 19 руб./л, то уже в этом руководитель планирует выйти на 16-17 руб./л.

В том, что новые фермы помогут производителям молока сделать бизнес рентабельным, не сомневается и Фахрисламов. Сейчас у него две площадки: на одной содержатся коровы черно-пестрой породы, на другой — симментальской.

«На первой организовано беспривязное содержание, и там даже при нынешних ценах удается получать прибыль, на второй работаем по старой технологии, и производство убыточно», — признает он.

В ближайшее время планируется провести реконструкцию, а непродуктивный скот заменить черно-пестрым — тогда получится работать с рентабельностью до 15%. В реконструкцию Фахрисламов намерен вложить 11-12 млн руб. из оборотных средств, а окупить их рассчитывает за пять лет.

Чистяков выступает за увеличение субсидий в своем регионе: сейчас Тверская область платит 2 руб./л — явно недостаточно. А чтобы окупать затраты на производство сырого молока, необходимо, по его логике, чтобы оно стоило минимум как дизельное топливо — около 30 руб./л.

Можно применить другой критерий — установить цену молока не ниже, чем 50% розничной, предлагает Чистяков. Сейчас разливное молоко стоит в среднем 56-60 руб./л, то есть получаются все те же 30 руб./л. По мнению Михеева, оптимальная цена на сырое молоко — 22- 23 руб./л. Этот уровень позволит окупить затраты и даст возможность вкладывать собственные средства в расширение производства.

ЦЕНЫ ЗАФИКСИРУЮТ

До 15 ноября 2014 года правительство проработает вопрос о возможности установления минимального порога закупочных цен на сырое молоко. Выбранный коридор должен устраивать и переработчиков, и производителей. По рекомендации «Союзмолоко», уровень может быть зафиксирован в диапазоне 20- 24 руб./л (с НДС).

ДО 80 МЛРД РУБ.

В год, по подсчетам «Союзмолоко», необходимо нарастить господдержку к 2020 году, чтобы изменить ситуацию в молочной отрасли.

При этом дополнительные доходы бюджета от реализации новой программы вырастут до 97 млрд руб./год.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОТ ПУТИНА

Президент Владимир Путин поручил Минсельхозу рассмотреть программу развития молочной отрасли до 2030 года, разработанную «Союзмолоко», и представить предложения по ее реализации к 1 октября. В ней заложены меры, которые позволят нарастить производство молока и повысить инвестиционную привлекательность сектора: субсидирование части процентной ставки по инвесткредитам, финансирование масштабных новых проектов из бюджетов институтов развития, возмещение части инвестиционных затрат по проектам greenfield и модернизации после их ввода в эксплуатацию.

Также программа предус- матривает несвязанную поддержку на одно стойло- место (с коровой) при условии выхода на заявленную мощность, субсидии на килограмм товарного молока в зависимости от уровня рыночных цен на сырое молоко и т. д.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»