Шанс для масличных

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Подсолнечник подорожал, но заработать на этом смогли не все

Резкий рост курса доллара к рублю и сократившийся валовый сбор привели к удорожанию масличных агрокультур. Это добавило проблем переработчикам, но дало возможность заработать тем сельхозпроизводителям, которые смогли дождаться хорошей цены. Эксперты видят предпосылки для увеличения производства масличных в этом году, однако из-за роста стоимости семян и других необходимых компонентов посевы могут не расширить.

Рынок масличных каждый сезон характеризуется различными конъюнктурными особенностями. Это вынуждает его участников регулярно менять бизнес-стратегии и усложняет прогнозирование цен. Не стал исключением и 2014/15 сельхозгод.

Как отмечает руководитель отдела аналитики и прогнозирования Института конъюнктуры аграрного рынка () Ирина Кугучина, несмотря на второй по величине валовый сбор подсолнечника в России (8,9 млн т), сезон начался напряженно.

Засуха повысила цену

По оценке гендиректора аналитической компании «» Владимира Петриченко, урожай трех основных масличных в этом сезоне был близок к рекорду 2013 года, превысив 12,7 млн т. Исполнительный директор аналитического центра «» Андрей Сизов соглашается с такой оценкой и обращает внимание, что если сборы рапса и сои в текущем сезоне выросли, то по подсолнечнику был спад на 1,8 млн т до 8,8 млн т.

оценивает общий урожай масличных (включая рыжик, лен и горчицу) в пределах 13,5 млн т, что на 600 тыс. т меньше, чем в сезоне-2013/14.

Аграрии также отмечают снижение сбора. Гендиректор «Зероса» Николай Бобин говорит, что в Липецкой и Воронежской областях, где работает его компания, из-за засухи был недобор урожая технических агрокультур. Большинство хозяйств в Центральном Черноземье фактически столкнулись со страховыми случаями, знает он.

На это указывает и гендиректор липецкого «Агробизнеса» Александр Чил-Акопов. В 2014 году урожайность сои в его хозяйстве снизилась до менее чем 10 ц/га, подсолнечника — до 15 ц/га. «Это на 30% хуже, чем в 2013-м, причина — засушливые явления, сложившиеся в области», — добавляет он. А вот «» получили урожай на том же уровне, что и годом ранее, отмечает гендиректор компании Игорь Поляков: 6,5 тыс. т подсолнечника и 2,8 тыс. т сои.

Благодаря сложившейся ситуации в период массового сбора урожая не наблюдалось привычного сезонного ценового прогиба. По данным , стоимость подсолнечника в середине октября 2014 года достигала 15 тыс. руб./т, в то время как в 2013-м в этот же период она не поднималась выше 11,7 тыс. руб./т (на условиях CPT-завод в Краснодарском крае).

Высокие цены на зерновые вкупе с сухими условиями сбора масличных агрокультур обеспечили сельхозпроизводителям запас прочности для выжидательной стратегии, поясняет Кугучина.

В первую очередь рост цен на масличные связан с девальвацией рубля, констатирует Сизов. Стартовав с 12 тыс. руб./т в сентябре, к середине февраля стоимость подсолнечника колебалась на уровне 22-22,5 тыс. руб./т в зависимости от региона. «По подсолнечнику мы бьем ценовые рекорды и добрались до максимумов, которые наблюдались в 2008 году», — отмечает Владимир Петриченко.

Снижение урожая подсолнечника тоже сказывается на повышении цены, однако сейчас превалируют макроэкономические причины, а именно — ослабление рубля, вторит он Сизову. «Отраслевые факторы меркнут по сравнению с валютными, если мы имеем девальвацию на уровне примерно 87%, — уверен эксперт. — Несмотря на то что на мировом рынке наблюдается падение долларовых цен на сою, подсолнечник, рапс, а также подсолнечное и соевое масла, снижение курса рубля все это нивелирует».

Маржа у сельхозпроизводителей в этом году великолепная, продолжает Петриченко. Диапазон себестоимости подсолнечника большой — от 8-9 тыс. руб./га до 11-14 тыс. руб./га в зависимости от региона и технологии выращивания. Но даже с учетом максимальных затрат при ценах 22-23 тыс. руб./т и урожайности 10 ц/га рентабельность получается на уровне 60%, подсчитывает эксперт.

Поляков тоже называет сезон высокорентабельным: цена подсолнечника увеличилась на 70-80%. Свой урожай «» продали не на пике цен — по 18 тыс. руб./т, но и такая стоимость дала хорошую выручку — около 48-49 тыс. руб./га. При затратах на производство 16 тыс. руб./га прибыль с гектара составила около 33 тыс. руб. Для сравнения, в прошлом сезоне этот показатель в хозяйстве был на уровне 22 тыс. руб./га.

также не дождался ценового максимума по подсолнечнику и реализовал его не дороже 16 тыс. руб./т. «Высокие цены помогли компенсировать потери, которые мы понесли на фоне засухи, — делится Чил-Акопов. — Но если оценивать сельхозгод в целом, умножая сбор на цену, то сезон для нас оказался хуже предыдущего из-за снизившейся урожайности».

А вот сою компания пока не продавала: эта агрокультура еще не отыграла падения курса рубля к мировым валютам, и ее стоимость в феврале (23 тыс. руб./т) все еще была равна цене после сбора урожая. «Поэтому мы ее придерживаем и ждем интересных для нас ценовых уровней», — говорил руководитель в середине февраля.

Держать, чтобы заработать

«Из-за высокой волатильности на валютном рынке агропроизводители и переработчики оказались по разные стороны баррикад», — констатирует Кугучина. Первые предпочитали придерживать сырье, осуществляя лишь точечные продажи, тем самым хеджируя риски девальвации рубля и ожидая ценовых максимумов.

В результате вторые так же, как в сезонах-2010/11 и 2012/13, попали в достаточно сложную ситуацию. «Из-за запуска новых мощностей резко обострилась конкуренция за сырье.

На этом фоне переработчикам приходится искать баланс между растущими ценами на маслосемена, нестабильной конъюнктурой внешнего рынка масла и постоянно меняющимся из-за курсовой волатильности настроением экспортеров: они то увеличивали, то ограничивали закупку масла», — рассказывает эксперт.

На то, что аграрии придерживают сырье, указывают и переработчики. Такая тактика сельхозпроизводителей вполне логична, считает коммерческий директор холдинга «» (входит в группу ) Вячеслав Китайчик. «Понятно, что если сырье растет в цене каждый день, то аграрии будут ждать, пока им не понадобятся деньги для погашения кредита, закупки материалов и техники или других нужд, — комментирует он. — Поэтому многие продают свой урожай в самый последний момент».

Высокие цены на зерно позволили аграриям придержать масличные, солидарен председатель совета директоров группы «ПродЭкс» Михаил Родионов. «До сих пор есть те, кто ждет дальнейшего повышения, — знает он. — Однако сырья мало, и думаю, что в марте-апреле его остатки поступят на рынок».

Сизов соглашается, что те, кто мог, ограничивали продажи, однако, по его мнению, это не оказало серьезного влияния на рынок. «Наши сельхозпроизводители не в том финансовом положении, чтобы что-то бесконечно придерживать, им просто нужны деньги», — добавляет он.

Кроме того, подсолнечник хранится хуже, чем зерно: по мере роста кислотности ухудшается его качество. Другое дело, что урожай заметно сократился, что и привело к снижению предложения, полагает эксперт.

Придерживать продажи своей продукции до лучших времен — это нормально, считает Владимир Петриченко. По его мнению, судя по тому, что переработка и реализация масла идут мощными темпами, заводы не слишком существенно страдают от нехватки сырья. «Они могут позволить себе покупать его по высоким ценам, — полагает он. — Конечно, их маржа не столь высока как в прошлом сезоне, но и жаловаться им грех»

Масло отстает от сырья

По данным , средняя рентабельность переработки подсолнечника за сентябрь 2014 — январь 2015 годов составила всего 5% против 27% за аналогичный период в сезоне-2013/14 и 7% в 2012/13 сельхозгоду. «Но нужно учитывать, что оценка затрат на переработку подсолнечника не корректировалась после повышения ставок по кредитам, таким образом, маржа в дальнейшем легко может быть снижена», — добавляет Кугучина.
Сами переработчики сдержаны в оценках своей рентабельности.

«Сейчас сложно говорить о марже, потому что цена на сырье с каждым днем росла, — поясняет Вячеслав Китайчик. — Пока этот показатель ближе к нулю». Рентабельность производства в «Прод­Эксе», скорее всего, немного вырастет относительно прошлого года, делится Родионов, не уточняя цифр.

Бобин отмечает, что выросла стоимость не только сырья, но и продуктов переработки масличных. Подсолнечное масло подорожало с 30-32 тыс. руб./т в начале сезона до 48 тыс. руб./т, шроты прибавили в цене 40-50%, приводит он данные по своему региону. «В отличие от подсолнечника, наливное масло еще не добралось до рекордов, — считает Владимир Петриченко. — В сезоне-2010/11 цены были выше, чем сейчас, а в 2007/08 сельхозгоду стоимость подсолнечного масла вообще переходила за отметку $1 тыс./т».

Экспортные цены на масло пока снижаются. В январе они упали до уровня $740-750/т. Хотя с сентября и до конца 2014 года стоимость масла не опускалась ниже $800-850/т, обращает внимание Сизов.

В прошлом сезоне наливное масло стоило дороже — примерно $850-900/т, приводит он цифры. По данным «», в феврале цена наливного масла составляла $755/т (FOB, Черное море). «Сейчас наблюдается ниспадающий тренд, — подтверждает Петриченко. — Падение будет, но не болезненное, а благодаря высокому курсу доллара в рублевом выражении мы еще можем получить новые ценовые максимумы».

Экспорт подсолнечного масла идет более низкими темпами, чем в прошлом сезоне, когда вывезли рекордные 1,67 млн т, отмечает Сизов. Если за октябрь-декабрь 2013/14 сельхозгода на внешние рынки было поставлено 494 тыс. т, то за аналогичный период в этом сезоне — 349 тыс. т. «При этом темпы производства выше, — акцентирует эксперт. — Вероятно, маслозаводы рассчитывают на восстановление рынка и рост цен в будущем».

Перспективы посевов

Рост маржи у сельхозпроизводителей будет нивелирован увеличением затрат на производство в новом сезоне. Расходы на гектар под следующий урожай очень сильно возрастут на фоне быстрого повышения цен в полтора раза и более на семена импортной селекции, а также средства защиты растений, указывает Сизов. «Значительная часть прибыли будет “съедаться” из-за растущих затрат при проведении будущей посевной кампании, — соглашается Кугучина. — Семена, СЗР, удобрения, ГСМ, затраты на ремонт техники и прочее оценочно подорожают на 25-30%».

Владимир Петриченко тоже опасается, хватит ли аграриям нынешней маржи, чтобы включиться в следующий сезон. Затраты на посевную кампанию в этом году будут выше примерно на 40%, оценивает эксперт. «У сельхозпроизводителей есть желание расширить посевы масличных, потому что в этом сегменте прекрасные результаты, но при этом есть вероятность, что не будет возможности осуществить планы, — считает эксперт. — Они упрутся в необходимость делать большие первоначальные инвестиции, а доступность кредитов сейчас намного ниже, чем в прошлом году».

Тем не менее Кугучина полагает, что в этом году есть серьезные предпосылки для расширения посевов масличных. Так, по прогнозу , подсолнечником могут занять на 300 тыс. га больше, чем в 2014-м.

Стимулом станет растущий спрос на внут­реннем рынке за счет расширения перерабатывающих мощностей: прирост к сезону-2015/16 составит 1,6 млн т, а их общая производительность достигнет 19,7 млн т/год, прогнозирует эксперт. «Кроме того, интерес сельхозпроизводителей к выращиванию масличных остается на высоком уровне благодаря привлекательной и, что более показательно, стабильной рентабельности», — добавляет она.

Сизов не уверен, что сельхозпроизводители смогут серьезно расширить посевы. «Аграрии смотрят не только на абсолютный уровень цен на масличные, но и на их соотношение с другими агрокультурами, — уточняет он. — Кроме того, компании будут сравнивать, насколько вырастут расходы на производство под урожай 2015 года».

У хозяйств, использующих современные технологии, по таким агрокультурам, как подсолнечник и кукуруза, расходы вырастут очень сильно — на десятки процентов, предупреждает эксперт. Кроме того, потенциал увеличения посевов подсолнечника в отдельных регионах, например Поволжье, ограничен по агрономическим соображениями. «Там нельзя сеять еще больше подсолнечника, потому что необходимо соблюдать хоть какой-то севооборот», — поясняет Сизов.

Сельхозпроизводители неоднозначно оценивают перспективы расширения посевов. «Не факт, что следующий сезон будет таким же успешным, ведь у нас существенно увеличиваются расходы на семена подсолнечника: прямые затраты выросли как минимум на 40%, — говорит Поляков. — Поэтому посевы скорее могут уменьшаться, а не увеличиться». Рентабельность производства из-за больших расходов в следующем сезоне тоже будет меньше, чем в этом, опасается он. Хотя цена останется на высоком уровне, потому что сохранится дефицит. «» в этом году сократят посевы с 2,4 тыс. га до 2 тыс. га.

Бобин полагает, что рост цены на агрокультуру всегда влечет за собой расширение ее посевов. «Аграрии смотрят на цены, для них это будет стимулом увеличивать производство», — уверен он. Впрочем, в самом «Зеросе» этого делать не станут: «Мы всегда сеем стабильные объемы», — поясняет гендиректор.

А вот в «Агробизнесе» планируют нарастить производство подсолнечника. «Цены высокие, таких же уровней мы ожидаем и в 2015 году», — аргументирует Чил-Акопов. При этом компания намерена значительно сократить посевы сои, потому что цены на нее не коррелируют с курсом доллара и мировыми показателями, причем без видимых на то причин.

Мировые тренды

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО),
общемировые посевы подсолнечника в 2013 году составили 25,6 млн га. За последние
10 лет они увеличились на 18,5%, а за 50 лет — в 3,7 раза. Два года назад в мире был собран рекордный за всю историю объем этой агрокультуры — 44,8 млн т. За прошедшее десятилетие объем производства подсолнечника вырос на 71%. Увеличение валовых сборов связано как с расширением посевов, так и с повышением урожайности,
которая в 2013 году в среднем по миру составила 17,5 ц/га, что на 16,7% больше,
чем в 2012-м. С 2003 года этот показатель увеличился в 1,5 раза.

Крупнейшими странами-производителями этой агрокультуры, по данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса («АБ-Центр»), являются Украина (около 25% от
общемирового сбора) и Россия (24%). В топ-10 по производству подсолнечника также входят Аргентина, Китай, Румыния, Болгария, Франция, Турция, Венгрия и Танзания.

В 2013 году объем выпуска подсолнечного масла в мире составил свыше 15 млн т, что на 8,1% больше показателя 2012-го. С 2001 по 2013 годы мировое производство подсолнечного масла увеличилось в 2,1 раза. По предварительной оценке «АБ-Центра», в 2014 году объем его производства в мире превысил показатели 2013-го на 4,8%.

Украина и Россия также являются лидерами по производству подсолнечного масла. В 2013 году их доля в мировом объеме составила примерно 30% и 22%. На страны Европейского союза пришлось 20,2%. В десятке ключевых производителей подсолнечного масла — Аргентина, Турция, Китай, ЮАР, Пакистан, Индия и США.

В 2013 году объем мировой торговли маслосеменами подсолнечника достиг
4,9 млн т. По сравнению с 2012 годом (4,2 млн т) показатель вырос на 16,7%. Объем торговли подсолнечным маслом в этот же период составил 8,3 млн т.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»