Производители удобрений работают на экспорт

Аграрии не могут закупать необходимый объем их продукции из-за высоких цен

В России вносится в разы меньше удобрений, чем за рубежом
В России вносится в разы меньше удобрений, чем за рубежом

Влияние внешних рынков

По данным , в 2014 году в России произвели 19,6 млн т минеральных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ — на 6,3% больше, чем в 2013-м. Фактическая добыча была на уровне 41,5 млн т. При этом отрасль ориентирована на экспорт: по оценке руководителя исследовательской компании «Текарт» Евгении Пармухиной, около 74% производимых в стране удобрений идет за рубеж, остальное потребляется внутри страны. Поэтому конъюнктура мирового рынка значительно влияет на российский. По данным ФТС, вывоз минеральных удобрений с 2012 по 2014 год в физическом весе вырос примерно на 2 млн т до 30,9 млн т. При этом в стоимостном за этот период он снизился с $11 млрд до $9 млрд.

По словам доктора биологических наук, академика РАН Валерия Кирюшина, несмотря на то что производство минудобрений в стране достигло 20 млн т в действующем веществе, объем их использования аграриями составляет лишь 2,5 млн т, то есть около 13%, что очень мало. По предварительной оценке «Текарт», объем потребления минеральных удобрений в России в январе-сентябре 2015 года вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Игорь Калужский говорит, что в 2015 году сельхозпроизводителям будет поставлено 2,6 млн т действующего вещества минеральных удобрений, причем за последние восемь лет произошел рост примерно в полтора раза. Он подчеркивает, что обеспечен весь платежеспособный спрос отечественных аграриев. «Мы продаем ровно столько удобрений, сколько запрашивается в заявках», — комментирует Калужский.

Однако, по мнению Кирюшина, существует большой разрыв между потребностями аграриев в удобрениях и нынешней обеспеченностью. Например, чтобы нарастить производство зерна до 120 млн т, нам нужно 5 млн т удобрений, а сейчас вносится вдове меньше, подсчитывает он. Это связано с тем, что сельхозпроизводители не могут закупить необходимый объем удобрений из-за их дороговизны. В 2014 году сельхозорганизации внесли 40 кг минеральных удобрений на гектар посевов (в пересчете на 100% питательных веществ). Этот показатель в 2,5 раза ниже, чем в Индии и в 7,5 раз меньше, чем в Великобритании, сравнивает Пармухина. Она тоже считает, что ключевым фактором, влияющим на потребление минеральных удобрений в России, является платежеспособность агросектора и уровень его поддержки государством.

Ценовая динамика

Средние цены на минеральные удобрения в России за последние пять лет выросли почти в два раза, обращает внимание Пармухина. При этом наибольший рост — 25-30% в год — пришелся на 2010-2011. В 2015-м аграрии столкнулись с резким скачком цен: с декабря 2014-го удобрения подорожали на 20-30% на фоне девальвации рубля. Чтобы помочь аграриям, договорился с производителями минеральных удобрений о фиксации цен на период весенней посевной кампании.

Опрошенные «Агроинвестором» сельхозпроизводители признают, что у них возникли трудности из-за резкого удорожания минеральных удобрений и ухудшения финансовой конъюнктуры. «Мы обычно вносим удобрения в рекомендуемых для нашего региона объемах, но в прошлом году из-за сокращения финансирования и недоступности кредитов дозы были в пределах необходимого, но все ниже», — отмечает замдиректора свердловской компании «Старт» Евгений Коковин. По его оценке, доля минеральных удобрений в себестоимости производства составляет 26%.

Липецкий ежегодно вносит около 600 кг/га минеральных удобрений. Из-за резкого скачка цен на фоне девальвации рубля стоимость полевых работ увеличилась, поскольку в прямой производственной себестоимости доля минудобрений составляет около 20%, поясняет гендиректор компании Александр Чил-Акопов. Семь лет назад тонна удобрений стоила от 3 тыс. руб., а сейчас селитра обходится в 13-14 тыс. руб./т, то есть цены выросли почти в пять раз, сравнивает он. За последний год, по оценке руководителя, удорожание составило 50%. «Однако мы не стали вносить меньше, потому что это приведет к сокращению урожая и негативно отразится на финансовых результатах», — добавляет он.

Цены растут в соответствии со спросом и предложением, объясняет Калужский. «Учитывая то, что мы экспортно-ориентированная отрасль, и работаем на глобальном рынке, тем более сейчас открыты границы со странами Таможенного союза, цены формируются на основании экспортного паритета, — рассказывает он. — Но мы делаем скидки, и отпускные цены сельхозпроизводителям без учета железнодорожного тарифа ниже рыночных на 10-15%».

По словам гендиректора вологодской компании «Подгорнов и К» Полиэкта Подгорнова, когда производители договариваются с правительством о том, что цены будут заморожены до декабря, это приводит к тому, что они одномоментно повышаются на 20%, то есть получается обратный эффект.

Мало субсидий

В компании «Подгорнов и К» в последние три года вносят всего 0,3 кг/га удобрений в действующем веществе. Это связано с тем, что их перестали субсидировать, цены каждый год растут, а окупить вложения можно только на почвах с высоким агрофоном, объясняет Подгорнов.

До 2012 года субсидии предоставлялись в размере 250-300 руб./га удобренной посевной площади из расчета внесения не менее 40 кг, т. е. фактически субсидировалось около 20-25% стоимости минеральных удобрений, напоминает Пармухина. В 2014 году несвязанная поддержка составила около 320 руб./га посевов, это меньше, чем аграрии получали при целевом субсидировании.

В разных регионах вносятся разные объемы удобрений, поэтому было бы правильнее субсидировать их покупку по весу, думает Чил-Акопов. «Гектар сахарной свеклы или гектар ячменя — это совершенно разные затраты, — подчеркивает он. — Под ячмень вносится 100 кг удобрений на 1,5 тыс. руб., а под свеклу — 600 кг на 12 тыс. руб. — то есть примерно в десять раз больше».

Результат зависит от плодородия

Если увеличить внесение удобрений до необходимых или рекомендуемых объемов, то получаемый урожай может приблизиться к максимальному биологически возможному уровню. Однако себестоимость продукции будет настолько высока, что бизнес станет нерентабельным, считает заведующий кафедры агрохимии, почвоведения и агроэкологии Мичуринского университета Игорь Мацнев. «Цена на удобрения и стоимость сельхозпродукции в настоящее время находятся в диспаритете. Даже с учетом использования среднерекомендуемых объемов удобрений рентабельность часто получается отрицательной, — акцентирует он. — Многие сельхозпроизводители вносят полные дозы удобрений исключительно под те агрокультуры, которые принесут максимальную прибыль и окупятся, например, это сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза».

Удобрения — это 30-50% урожая, уверен Чил-Акопов, без них можно получить 20 ц/га пшеницы, тогда как с удобрениями — 50 ц/га. «Конечно, есть регионы, где изначально низкая урожайность и просто нельзя добиться большей. Там не вносят удобрения и обходятся тем, что дает природа», — добавляет он. Влияние минудобрений зависит от плодородия почвы, соглашается Подгорнов: когда в почве высокое содержание гумуса, она слабо кислая или близка к нейтральной, когда содержание подвижного калия и фосфора находится на высоком уровне, можно получить хорошую отдачу от внесения удобрений.

Прежде всего, нужно заложить базу естественного плодородия, восстановить кислотно-щелочной и водный баланс почв, а уже потом использовать на них минеральные удобрения с максимальной эффективностью, уверен Коковин. «Необходимо создавать условия для усвоения растениями минеральных удобрений. Без этих мероприятий нет смысла повышать интенсивность их применения — использование растениями питательных веществ все равно будет невысокой», — поясняет он.

Полная версия статьи опубликована в декабрьском номере «Агроинвестора».

Загрузка...