Выбор редактора

В ходе XVII продовольственной выставки SIAL, которая проходит в Шанхае с 5 по 7 мая, министр сельского хозяйства Александр Ткачев назвал сроки открытия китайского рынка для российского мяса. «Я надеюсь, по птице мы, по крайней мере, в первом полугодии сможем, так сказать, пробить брешь. По говядине — наверное, это вторая половина года. По свинине — надеемся, к концу этого или к началу будущего года. То есть, если все будет складываться положительно, и мы выполним все требования», — цитирует главу Минсельхоза РИА «Новости».

Ранее руководитель российского агроведомства встретился в Пекине с министром сельского хозяйства КНР Хань Чанфу и министром Главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину КНР Чжи Шупином. «Впервые за многие годы мы с китайскими коллегами вышли на конкретные решения в пользу российских товаропроизводителей, в пользу российского экспорта», — сказал Ткачев по итогам этих встреч.

Так, стороны договорились, что в течение месяца Россия ответит на замечания китайских инспекторов по мясу птицы. А основанием для допуска в Китай российской говядины станет решение Генеральной ассамблеи Международного эпизоотического бюро о том, что Россия — это территория без ящура. Что касается свинины, то, по словам Ткачева, решением может стать регионализация. Власти Китая опасаются, что с началом поставок свинины возможно проникновение в страну вируса африканской чумы свиней (АЧС). Однако продукция свиноводства из отдельных регионов России, благополучных по этому заболеванию, может быть допущена на рынок КНР. Ткачев считает, что по этим направлениям наметился серьезный прогресс, и в этом году ситуация улучшится.

SIAL China — крупнейшая в Азии выставка продуктов питания, в этом году в ней принимают участие 65 стран. Россия впервые представляет здесь свою экспозицию, в том числе продукцию презентуют крупнейшие отечественные агрохолдинги «Черкизово» и «Мираторг». По словам генерального директора «Черкизово» Сергея Михайлова, Россия пока новичок на глобальном рынке мяса, но вскоре страна будет играть на нем заметную роль. «Мы уже видим большой интерес со стороны потенциальных покупателей, например, к субпродуктам свинины и говядины. В России они мало популярны, а в том же Китае пользуются большим спросом», — отмечает президент «Мираторга» Виктор Линник.

Экспорт российского мяса за прошлый год заметно увеличился. По подсчетам Центра международной торговли Москвы (ЦМТ) на основе данных ФТС, в 2015 году отечественные компании вывезли мяса и полуфабрикатов на $117 млн (плюс 11,7% к 2014-му). Продажи домашней птицы увеличились на 16,9% до $75 млн, а свинины — почти в 4,5 раза до $9 млн.

С начала этого года продолжают расти поставки мясной продукции в страны Азии. После продовольственной выставки Gulfood, которая проходила с 26 февраля по 2 марта в Дубае российские производители успешно вышли на ближневосточные рынки, в частности, с продукцией «халяль».

Также в этом году Россия получила доступ на рынки Восточной и Юго-Восточной Азии. Например, «Донстар» (входит в «Евродон») с января экспортирует в Китай утиные субпродукты — языки и лапы под торговой маркой «Утолина», а в дальнейшем планирует включить в перечень поставок и переработанную продукцию. Предприятия «Мираторга» в Белгородской и Брянской областях (СК «Короча», «Брянская мясная компания» и «Брянский бройлер«) первыми в стране были аттестованы для поставок мяса птицы, свинины и говядины во Вьетнам. О своем намерении выйти на мясные рынки Вьетнама и Китая ранее заявлял и холдинг «Русагро». Компания планирует начать экспорт свинины с предприятий в Тамбовской области к 2019 году.