Выбор редактора

Российские компании в ближайшие несколько лет могут увеличить экспорт чая в Китай до 10 тыс. т, а в перспективе — до 25 тыс. т. Такой прогноз «Агроинвестору» озвучил гендиректор российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чантурия. Это станет возможно, если предприятиям удастся встроиться в госпрограмму развития экспорта продукции АПК и получить поддержку, уточняет он. Сейчас Россия поставляет за рубеж около 6 тыс. т чая в год, в том числе в Китай — около 30 т.

О том, что отечественные компании рассматривают китайский рынок как один из приоритетных, и готовы увеличивать экспорт в эту страну ранее заявил замминистра сельского хозяйства Евгений Непоклонов на церемонии открытия выставки China Hangzhou International Tea Industry Expo. Потенциальный объем поставок чиновник не уточнил, но отметил, что отечественная продукция отличается тем, что сырье производится в экологически чистых районах с соблюдением традиционной технологии, которая включает завяливание, скручивание, ферментацию, сушку и сортировку.

«Это только на первый взгляд кажется странным — зачем везти чай на его родину? Однако в Китае почти нет цейлонского, краснодарского, индийского чая, но есть люди, которые готовы за него платить: там живет много иностранцев, и сами китайцы хотели бы разнообразить свое потребление, — комментирует Рамаз Чантурия. — И здесь уже вопрос экономики: откуда выгоднее привезти чай — с юга Индии через Гималаи, или кораблем через Атлантический океан, или через Владивосток, куда он поступает из Индии и расфасовывается».

Эксперт отмечает, что Россия является крупнейшим импортером и четвертым в мире игроком на рынке чая после Китая, Индии и Турции. При этом как промышленная база наша страна очень конкурентоспособна на внешнем рынке. В рублевой зоне гораздо выгоднее фасовать чай, чем, например, в Европе. Поэтому за последние 10 лет у нас было построено много современных чаеразвесочных фабрик. Даже транснациональная корпорация Unilever экспортирует чай в Европу со своего завода в Санкт-Петербурге, приводит пример Чантурия. Однако, даже в разы увеличив экспорт, Россия не станет серьезным игроком на китайском рынке, обращает внимание он, ведь весь объем российского рынка чая составляет 170 тыс. т, тогда как объем китайского превышает 1,5 млн т.

По данным Росстата, в 2016 году общая площадь насаждений чайного листа (сортового) составила 0,9 тыс. га, что на 0,2 тыс. га больше, чем в 2015-м. Валовой сбор был на уровне 450 т против 250 т годом ранее. Урожайность увеличилась с 4,8 ц/га до 8,4 ц/га. Объем импорта чая в Россию в прошлом году составил 164 тыс. т на $546 млн, следует из данных ФТС. Крупнейшими поставщиками являются Шри-Ланка (29,3% ввоза), Индия (26,5%) и Кения (14,2%). Китай занимает четвертую строчку с долей 8,6%.