Выбор редактора

Согласно предварительному прогнозу Agrifood Strategies, выпуск мяса индейки по итогам 2017 года достигнет 235 тыс. т (плюс 5% к прошлому году). Российский индейководческий сектор в этом году несколько «сжался» по сравнению с 2016-м, когда отрасль показала увеличение более чем на 50%, отмечает президент компании Альберт Давлеев.

Основная причина замедления темпов роста — две вспышки гриппа птиц на «Евродоне» и обнаружение ряда партий зараженной продукции по всей России, что вызвало настороженность покупателей по поводу безопасности мяса индейки в целом, комментирует эксперт. При этом новый лидер отрасли — «Дамате» — только что завершил очередной этап развития и в этом году лишь готовится к реализации новой инвестиционной программы. Вместе с тем, проблемы «Евродона» обеспечили хорошие условия для входа на рынок нового игрока — «Тамбовской индейки» («Черкизово»). Продукция компании под торговой маркой «Пава-пава» уже появилась на прилавках многих розничных сетей. Объемы производства других крупных игроков — башкирского комплекса им. М. Гафури и «Краснобора» остаются прежними.

Для производителей индейки год начался по-разному, для кого-то первое полугодие было очень сложным из-за птичьего гриппа, у других возникли финансовые затруднения, и им пришлось на время приостановить производство продукции, говорит руководитель отдела продаж тульского «Краснобора» Сергей Кокорев. Также в этом году возникли трудности с ввозом из ЕС суточного птенца и инкубационного яйца: Россельхознадзор ввел ограничения на их импорт из-за птичьего гриппа. «Все это привело к очень серьезному дефициту продукции и ее удорожанию, — сообщает он. — За последние два месяца цена на индейку выросла на 7%". Несмотря на значительное сокращение предложения мяса индейки на рынке из-за гриппа птиц на «Евродоне», практически полностью остановившем производство, другие поставщики не стали поднимать цены, которые и так уже достаточно высоки и находятся в ценовом диапазоне между говядиной и свининой, знает Давлеев.

Несколько замедляется в этом году и производство утки. Об этом, по мнению Давлеева, говорит то, что продажи лидера рынка — компании «Донстар» — не развиваются, а у более мелких региональных производителей и стартапов есть критические проблемы. Рост производства не обеспечивается пропорциональным увеличением спроса из-за довольно высоких цен, сопоставимых с ценой на индейку. «До сих пор под вопросом инвестиционная программа расширения производства алтайского «Чикен-Дак», поданы иски о банкротстве челябинских «Утиных ферм», отказался от утки и «Белгранкорм», — перечисляет эксперт. — А инвестиционные планы «Донстара» сдерживаются реструктуризацией долга материнской компании с кредитором — Внешэкономбанком».