Выбор редактора

«АФГ Националь», крупнейший производитель риса и один из лидеров на рынке круп, приобрела сельхозпредприятие в Арзамасском районе Нижегородской области, сообщает пресс-служба холдинга. Предприятие контролирует 1,2 тыс. га земли, из которых 280 га будут оснащены оросительной системой и уже в этом году использованы для посадки столового картофеля. Примерно 600 га засеют зерновыми агрокультурами. Также в структуру купленного актива входит овощехранилище мощностью 5 тыс. т. Около месяца назад компания уже приобрела производственный комплекс в том же районе, чтобы увеличить объем фасовки мытого картофеля до 4 тыс. т в месяц.

О запуске проекта по выращиванию столового и семенного картофеля «АФГ Националь» объявила в сентябре прошлого года. Он уже реализуется на 2,4 тыс. га в Нижегородской, Новгородской и Ростовской областях. В перспективе компания хочет создать пять производственных кластеров и в качестве перспективных регионов рассматривает Подмосковье и Центральное Черноземье. Кроме картофеля группа займется овощами открытого грунта. В этом году она хочет собрать 100 тыс. т продукции, в планах — 500 тыс. т к 2018-му. В марте компания начала строить хранилища совокупной мощностью 54,8 тыс. т за 1 млрд руб.

Первая продукция — урожай картофеля прошлого года (20 тыс. т) — уже поставляется в розничные сети. «Мы ставим себе задачу занять 30% рынка картофеля и овощей, — рассказал «Агроинвестору» гендиректор холдинга Юрий Белов. — При этом готовы как приобретать действующие предприятия и модернизировать их, так и создавать высокотехнологичные производства и сопутствующую инфраструктуру с нуля». В прошлом году «АФГ Националь» вложила в новый бизнес около 1 млрд руб., в этом инвестиции увеличены до 5,5 млрд руб. Общая стоимость проекта оценивается в 20 млрд руб.

Поскольку рынок круп и риса уже сформирован, и у холдинга здесь сильные лидерские позиции, продолжать расти быстрыми темпами уже сложно. «Зачем приобретать активы втридорога, если можно освоить другие сегменты?» — объясняет Белов мотив диверсификации бизнеса. Сейчас рынок овощей и картофеля не консолидирован: большую часть последнего производят личные подсобные и фермерские хозяйства (около 86% по итогам 2015 года), которые не способны обеспечить потребности торговых сетей в качественном мытом картофеле. Также у них нет инфраструктуры, позволяющей хранить урожай, поэтому, уже начиная с апреля, резко возрастают объемы зарубежной продукции. «По нашим приблизительным оценкам, потребление мытого картофеля в России составляет 1,5−2 млн т в год, из них около 500 тыс. т — импорт, — отмечет топ-менеджер. — Мы можем предложить рынку качественный продукт, который имеет стабильный спрос. Производство полного цикла — семеноводство, выращивание, мойка, фасовка и хранение — позволяет обеспечить поставки в торговые сети в течение всего года».

Лишь около 30% выращенного в стране картофеля продается через розницу, при этом качественный продукт, который может соревноваться с импортом и замещать его, — это лишь половина от этой трети, комментирует исполнительный директор Национального союза производителей овощей Михаил Глушков. По его словам, особенно остро зависимость от ввоза овощей открытого грунта ощущается в весенние месяцы до нового урожая, поскольку в отрасли большой дефицит мощностей долговременного хранения, и с января торговые сети вынуждены переключаться на зарубежную продукцию. Поэтому инвестиции в этот сектор могут быть вполне успешными. Планы «АФГ Националь» сейчас самые значительные в секторе овощей открытого грунта. Поскольку у компании есть успешный опыт работы на мелиорируемых землях, при грамотной стратегии развития она имеет все шансы занять до 30% розничного рынка овощей, думает Глушков.