Передовое доение

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Год назад в колхозе «Племзавод Родина» (Вологодская область) был установлен первый в России робот-дояр VMS шведской компании DeLaval. За это время у технологии «добровольного доения», как ее окрестили разработчики, появились сторонники, считающие, что если уж переоборудовать ферму, то только по последнему слову техники. Но есть и противники, уверенные, что в наших условиях куда выгоднее иметь доильный зал или проверенный временем молокопровод. Впрочем,
в планы хозяйств по реконструкции ферм и покупке нового оборудования вмешался экономический кризис и падение цен на сырое молоко, так что многим пришлось отказаться от дорогостоящих проектов.

Резкое снижение цен на сырое молоко, начавшееся в феврале 2008 года, сделало инвестиции в строительство новых ферм экономически невыгодными, и банки практически перестали выдавать кредиты под новые проекты.

Кредиты в молочном животноводстве были выданы только под несколько больших проектов, а также тем, кто уже был активно вовлечен в процесс строительства, рассказывает Татьяна Рыбалова, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (). После установки в стране первых роботов в Вологодской области появились и другие желающие приобрести их для своих хозяйств, но кризис в животноводстве помешал воплощению этих планов, добавляет она.

Тем не менее, роботов-дояров в стране стало больше. «Мы предполагали, что в текущем году их может быть завезено до 300, но фактически к концу года в России их будет около 50», — прогнозирует Рыбалова.

По словам менеджера по доильному оборудованию компании Игоря Слышкина, с весны 2008 года робот VMS работает в хозяйстве СПК «Нефедовское» (Вологодская область), в декабре 2008 запущено четыре робота в колхозе «Имени 50-летия СССР» (Вологодская область, Грязовецкий район). В ближайшем времени роботы также начнут доить коров в Ленинградской области в СПК «Красногвардейский» и в республике Татарстан.

Линейка, зал, робот

Кроме реализации нескольких крупных проектов сейчас в стране в основном идет лишь модернизация уже существующих ферм или строительство новых, рассчитанных на небольшое поголовье, отмечает Рыбалова. В таких случаях не закупаются индустриальные залы, а устанавливается линейное оборудование для дойки в молокопровод.

Сейчас в России 95% ферм работают с привязным содержанием и доением в ведро или молокопровод, подтверждает Владимир Скоркин, заведующий отделом механизации и автоматизации технических процессов в скотоводстве ВНИИ механизации животноводства. «Я когда-то прогнозировал, что к 2012-2015 годам у нас будет 10-15% доильных залов и 0,1% роботов, даже боялся, что к 2008 году у нас не будет ни одного робота, но они появились. Это технология XXI века, глупо отрицать современное оборудование, но и со старым мы еще не скоро расстанемся», — замечает эксперт.

Выбор доильного оборудования зависит от многих условий. Не нужно думать, что зал всегда лучше, чем линейки, а робот всегда эффективнее зала, предупреждает Рыбалова. «Современный индустриальный зал должен быть полностью загружен, необходимо, чтобы он работал минимум 20 часов в сутки. Если оборудование простаивает, это нерентабельно. Поэтому небольшой ферме индустриальный доильный зал не нужен. Надо или брать зал поменьше, или просто купить хорошее оборудование для линейной дойки», — советует эксперт.

По ее словам, установка доильного зала целесообразна на новой ферме. Для модернизации старой, где доят в молокопровод, потребуется дорогостоящая реконструкция, ведь коров придется обязательно переводить на беспривязное содержание, а значит, полностью менять инфраструктуру хозяйства. Реконструкция животноводческой фермы на 400 голов может стоить от 20 млн руб. с учетом оборудования и строительной части. Стоимость оборудования для доения в молокопровод составит около €80 тыс. с учетом НДС и монтажа плюс стоимость строительной части, которая может доходить до 5-7 млн руб., подсчитывает PR-менеджер компании WestfaliaSurge (Германия, производство доильного оборудования) Алексей Шапочкин.

Определенных затрат потребует и само стадо, которое придется обновить, продолжает Рыбалова. Современное оборудование для доения в молокопровод обойдется намного дешевле, чем реконструкция фермы и установка доильного зала, тогда как рентабельность производства и надои повысятся в обоих случаях. Практика показывает, что при молочном стаде менее 600 голов делать реконструкцию вообще невыгодно — она не окупится. «Еще важно учитывать то, какие породы коров содержатся в хозяйстве. Если это мясо-молочные породы, и думать не надо о доильных залах или роботах — они не окупятся! А вот если речь идет о крупной ферме со специализированным молочным скотом, у которого надои не ниже 6 тыс. кг/год, то можно рекомендовать индустриальный доильный зал», — поясняет Рыбалова.

Эксперт отмечает, что, помимо прочего, при переходе на новую систему доения у хозяйства могут возникнуть проблемы со старым стадом: приучить коров, которые содержались на привязи, к роботу или доению в зале потребует немалых усилий, и они не всегда могут закончиться успешно.

Но в том случае, когда ферма строится заново и финансовые возможности не ограничены, нужно ориентироваться на самые современные технологии ведения животноводства и новейшее оборудование. Что касается выбора индустриального зала или роботов, опять же необходимо учитывать ряд параметров.

Если в хозяйстве проблема с кадрами, лучше взять роботов, если же рабочая сила в избытке, стоит выбрать зал. «В Европе, где стада в основном небольшие — от 45 до 120 голов, один-два робота доят все стадо. А у нас, как правило, поголовье в хозяйствах намного больше, поэтому надо либо покупать блоки роботов, либо довольствоваться залами», — рассуждает Рыбалова. Конечно, с роботами проще, не отрицает она — они работают круглосуточно, не требуют повышения заработной платы и решения социальных проблем. Но главное, они качественно, с соблюдением всех гигиенических правил, бережно, не травмируя вымя, осуществляют дойку. Выбор того или иного типа оборудования зависит от материальных возможностей владельца фермы, от социальной ситуации в регионе, от качества стада, предпочтений руководства, условий кредитования и т. д., резюмирует эксперт .

Если при привязном содержании трудозатраты на одну корову составляют 150-180 чел./часов в год, то при комбинированном способе они в 1,36 раза ниже, а при беспривязном — в 1,7 раз, подсчитывает Скоркин. «Это резерв, который нельзя отрицать. У нас не хватает доярок, пожилые люди уходят, молодежь почти не идет на фермы, так как этот труд не очень привлекателен», — поясняет эксперт ВНИИМЖ.

При дефиците рабочей силы, конечно, имеет смысл поставить робот, соглашается с Рыбаловой Слышкин из . В плане обслуживания доильные залы проще в эксплуатации, но с точки зрения трудозатрат, конечно, выгоднее робот. Кроме того, показатели по качеству молока на роботах лучше, чем в залах, утверждает специалист.

Роботы — за и против

Заместитель генерального директора компании «ДейриТек» (поставщик оборудования для производителей молока, в том числе доильного оборудования BouMatic — Gascoigne Melott (США) и Impulsa (Германия)) Сергей Кондарев уверен, что роботы-дояры не для России, поэтому поставлять их на наш рынок компания пока не собирается. Дело в том, что робот способен обслуживать не более 70 голов в час, что для крупных ферм слишком мало. Для сравнения, производительность доильного зала типа «Елочка» 2х12 (в зависимости от производителя стоимость зала колеблется от €120 до 160 тыс.) — 100-120 голов в час, поэтому залы предпочтительнее, считает специалист.

Среди лидеров рынка Кондарев называет компании , WestfaliaSurge, SAC, BouMatic, Impulsa. А вот конкурентоспособного российского оборудования, по его словам, у нас нет. «Оно для другого сегмента покупателей, на порядок отличается от импортного и берется разве что небольшими бюджетными хозяйствами. Сравнивать отечественную продукцию с зарубежными доильными залами нельзя», — уверен специалист.

По техническим характеристикам российские доильные залы практически не уступают импортным, не согласен Скоркин, к тому же они в 2-3 раза дешевле.

Предприятие «Кургансельмаш» (Курган, производитель доильного оборудования) за год продает около 30 доильных залов и 200 установок для доения в молокопровод. Начальник отдела сбыта компании Вера Сорогина уверена, что их оборудование мало в чем уступает зарубежному. «Если у нас нет каких-то узлов, это не проблема — мы можем выпускать свои установки с применением импортных узлов. Конечно, зарубежные залы более привлекательны внешне, но принцип доения везде один и тот же», — говорит она.

Роботов на предприятии не производят. «Люди на селе и залы-то подчас освоить не могут, с электроникой не разбираются, какие уж им роботы!» - восклицает специалист.

Впрочем, «Кургансельмаш» может поставить любые электронные датчики и узлы, если аграрии четко объяснят, что им нужно, замечает специалист. «По цене мы однозначно выигрываем — импортные залы с электроникой стоят порядка 11 млн руб., наши — около 3 млн руб.», — сравнивает Сорогина.

Кондарев не отрицает того, что у роботов-дояров есть ряд преимуществ по сравнению с доильными залами. Основное из них — это исключение человеческого фактора. «Если зарубежный фермер всегда вовремя откроет оконные проемы, чтобы в коровник пошел свежий воздух, то у нас люди этого, скорее всего, не сделают. Поэтому лучше установить систему, которая автоматически выполнит необходимые действия, — считает специалист. — То же и с доильной установкой: есть операции, так называемые рутины доения, которые нужно проводить независимо от того, какое установлено оборудование, но наш человек эти «рутины» может не всегда соблюдать, а это сказывается как на удое и здоровье коров, так и на качестве молока. А робот всегда проведет эти операции — продезинфицирует доильные аппараты, помоет грязные соски вымени и сдоит первые струйки молока». Вторым достоинством роботов Кондарев считает то, что корова при этой технологии ходит доиться несколько раз в день (чтобы получить в качестве «приманки» немного комбикорма) и нет риска с задержкой дойки. В то же время он замечает, что «пока еще точно неизвестно, как это сказывается на здоровье животного и на удое, кто-то из ученых считает, что это хорошо, кто-то — что не очень».

Когда животное само выбирает режим и кратность доения, кормления и отдыха — это безусловный плюс, уверен Скоркин из ВНИИМЖ. К тому же при использовании роботов почти отсутствует человеческий фактор, животным спокойней, а значит, и продуктивность у них лучше (как, впрочем, и при работе с доильными залами). «Конечно, у нас еще много ферм, где в старых помещениях доживает свой век оборудование 50-60-х годов, но тем не менее модернизация идет, коров переводят на беспривязное содержание, добиваются хорошей продуктивности, — рассказывает эксперт. — Однако в таких вопросах не может быть директив, как 30 лет назад, когда указаниями свыше ломали привязи и переводили на беспривязное содержание. Из этого ничего хорошего не получилось, ведь должно быть равномерное движение вперед, подготовка стада, специалистов, обслуживающего персонала».

И все же, по мнению Кондарева из «ДейриТек», у роботов есть большие недостатки, которые, возможно, перекрывают преимущества. Во-первых, дороговизна: робот на 70 голов стоит от €150 до 200 тыс. Во-вторых, это сложное оборудование, и, не имея опыта работы с роботами, их очень проблематично обслуживать (а ведь нельзя пропустить ни одной дойки!). «Если что-то случилось, а быстро отремонтировать и исправить не успели, корова не будет подоена, потеряет молоко, которое восстановится лишь через несколько месяцев, — предостерегает Кондарев. — В управлении робот несложен — сам доит, сам себя промывает. Но он требует регулярного высококвалифицированого обслуживания, а с этим могут возникнуть проблемы, поскольку таких специалистов единицы, а расстояния у нас в стране огромные. Техобслуживание доильного зала можно провести своими силами — заменить масло в вакуумных установках, поменять сосковую резину, шланги (а это существенно позволяет экономить средства), тогда как самостоятельно обслуживать такую сложную машину, как робот, фермер не сможет».

Слышкин из не согласен: его компания предлагает программу технического обслуживания, рассчитанную на весь срок эксплуатации оборудования, которая предполагает не только выезды в случае аварии, но и плановое техническое обслуживание. «Наши сервисные инженеры живут не далее, чем в двух часах езды от ферм, оснащенных роботами VMS, и выезжают в хозяйство по первому же сигналу. Это может быть оповещение при помощи SMS-сообщений (необходимо заключение контракта с местным телефонным провайдером) — робот сам отсылает код ошибки на мобильный телефон инженера. Второй вариант — оповещение через Интернет. Интернет также позволяет сервисному инженеру дистанционно подключаться к серверу на любой ферме, проводить полную диагностику и устранение неполадок, — рассказывает Слышкин. — Однако российские реалии таковы, что далеко не везде есть Интернет и покрытие сотовой связи. Но, помимо прочего, мы обучаем сотрудников хозяйств обращаться с оборудованием, так что такие простые операции, как замена масла или сосковой резины вполне им по силам», — утверждает специалист.

Шапочкин из WestfaliaSurge отмечает, что спрос на роботов-дояров стал повышаться: у компании сейчас несколько проектов по их установке в стадии разработки. Но специалист полагает, что спрос на роботов, скорее, вопрос имиджевого, а не экономического характера, «потому что доильные залы все-таки эффективнее». «И все же преимущество роботов в том, что корову можно подоить в любой момент, даже если она больна или после отела. Наш робот автоматически отделит качественное молоко от некачественного», — утверждает специалист. Между тем робот также отделяет некондиционное молоко, сдаивая его в отдельную емкость, говорит Слышкин. «При желании клиент даже может заказать специальный счетчик соматических клеток для робота и отслеживать точный уровень КСК по любой корове во время каждой дойки», — добавляет он.

Если сравнивать зал «Елочка» 2х12 и робот с одним боксом производства WestfaliaSurge, то последний будет стоить примерно столько же, около €170 тыс., подсчитывает Шапочкин. А если взять пять боксов (подключение каждого последующего бокса — €70 тыс.), то робот обойдется дороже сопоставимого доильного зала — примерно в €400 тыс., но и работать в данном случае будет эффективнее, полагает специалист. «Если поголовье большое, то предпочтительнее ставить индустриальный доильный зал, например, «Карусель», так как на роботе доить такое стадо не очень легко», — объясняет он. — К тому же большой доильный зал при хорошем содержании животных окупается за 5-8 лет, тогда как об окупаемости роботов говорить пока рано». По подсчетам Слышкина из , роботы должны в среднем окупаться за 5-6 лет. Однако каждый случай индивидуален.

Рыбалова из считает, что у роботов только один, но большой недостаток — дороговизна.

Зато плюсы робота очевидны, говорит эксперт. Он позволяет сохранять как качество молока, так и здоровье животных. «Роботом корова выдаивается лучше, при этом соблюдаются все санитарные нормы. Доярка может не подмыть животное, а с роботом таких проблем нет: он последовательно выполняет все заложенные в него функции, не пропуская ни одной. Конечно, используя робота-дояра, мы не повышаем молочную продуктивность коровы, но сохраняем имеющийся потенциал и качество молока», — резюмирует Рыбалова.

Доильные залы. Опыт хозяйств

Доильный зал «Елочка» 2х12 с производительностью 110 гол./час производства WestfaliaSurge работает в хозяйстве «Дмитриевы горы» (Владимирская область, поголовье — 2773 коровы, дойное стадо — 1150 голов, надои — 6-6,3 тыс. кг/год) уже четыре года. Главный зоотехник хозяйства Валентина Сухарева вспоминает, что до этого у них стояло старое советское оборудование для дойки в молокопровод.

Новое оборудование выбрали благодаря опциям массажа вымени перед дойкой и автоматическому съему доильных аппаратов. По мнению Сухаревой, массаж вымени полезен для животных, а автоматический съем доильных аппаратов упрощает работу операторов. При переходе на доильный зал хозяйству, естественно, пришлось переоборудовать помещение, пристраивать переходы между дворами. Реконструкция и покупка оборудования обошлись примерно в 9,6 млн руб. По словам главного зоотехника, оно уже окупилось, потому что за счет более эффективного доения выросла продуктивность. Сейчас в доильном зале она примерно на 20% выше, чем в коровнике, где осталась линейная дойка.

Новый скот в хозяйстве не покупали, без проблем перевели на дойку в зале старое поголовье, приучив к новому оборудованию буквально за 7-10 дней. «Поначалу коровы, которых начали содержать беспривязно, немного беспокоились, но потом привыкли. Ведь на более комфортные условия, когда не надо стоять, как невольник на привязи, пить воду из неудобной поилки, где приходится на язычок нажимать и «обедать строго по расписанию», животные могут реагировать только положительно. В результате и продуктивность лучше», — говорит Сухарева.

Серьезных поломок оборудования в хозяйстве не было. Правда, однажды во время сильной грозы в электрическом щитке повредился предохранитель. Специалист вспоминает, что сначала сотрудники сами безрезультатно пытались найти причину неисправности, но потом позвонили в сервисную службу и, получив грамотный совет, своими силами устранили поломку. «С сервисом проблем нет: когда бы мы ни позвонили, люди всегда нам помогают, даже если находятся за границей», — довольна Сухарева.

Что касается роботов-дояров, то, по ее мнению, наши хозяйства к ним пока не готовы. «Во многом распространению современного оборудования мешает недостаточный уровень образования специалистов, — говорит Сухарева.

В СПК «Поляны» (Ленинградская область, 1500 коров, дойное стадо — 820 голов, надои — около 6 тыс. кг/год) уже пятый год работает доильный зал «Европараллель» 2х16 с быстрым выходом компании Foollwood (Англия). До этого стояла «обыкновенная советская линейная дойка», вспоминает председатель хозяйства Магомед Рамазанов. Выбранное оборудование обошлось «Полянам» в $222 тыс. и уже окупилось. Как и в хозяйстве «Дмитриевы горы», здесь без проблем перевели коров на беспривязное содержание и приучили ходить на дойку в зал.

Отказаться от дойки в молокопровод в «Полянах» было решено из-за нехватки рабочих рук. «Мы находимся в курортной зоне — вокруг нас полно санаториев, которые дают людям работу. Если раньше у нас за стадом в 3400 голов ухаживало 576 человек, то сейчас всего 170! Не хватает доярок, да и вообще нет достойных людей, которым можно доверить работу», — сожалеет председатель.

При выборе оборудования он советует учитывать поголовье фермы и обязательно обращать внимание на наличие у компании сервисного центра в регионе, где находится хозяйство. «Серьезных поломок у нас не было, но получилось так, что Foollwood разругался с местными партнерами, и мы остались без сервиса. В результате в 2008 году мне пришлось выложить 2,5 млн руб., чтобы поменять электронику и компьютерное обеспечение, и теперь сервисную поддержку обеспечивает компания Transfair», — делится опытом Рамазанов.

К роботам председатель относится отрицательно. «У нас многие руководители стремятся быть первыми в области и хотят поставить роботов, но я не вижу смысла. Робот обслуживает всего лишь около 60 голов, а стоит порядка €120 тыс., то есть мне для обслуживания стада потребуется 15-16 роботов, за которые придется отдать чуть ли не €2 млн. Зал обошелся мне намного дешевле, — поясняет Рамазанов. — Может, для того, у кого нет людей, это выход, но нас устраивает доильный зал, я своим оборудованием доволен».

Роботы. Опыт хозяйств

Директор «Сухиничского животноводческого комплекса» (Калужская область, дойное стадо — 670 голов) Михаил Воронов, наоборот, уверен, что сейчас ни о каких доильных залах не может быть и речи — будущее только за роботами. В хозяйстве планировали купить роботов в 2008 году, но из-за проблем с финансированием об этом пришлось пока забыть. «Робота, который исключает человеческий фактор, является совершенством доения, обеспечивая гигиену для получения суперкачественного молока, в нашем государстве не дотируют!» - возмущается Воронов. Впрочем, несмотря на финансовые трудности, директор надеется установить роботов как можно быстрее. «Мы за рубежом видели в работе роботов , SAC и . Последние занимаются только этим оборудованием, они действительно знают в нем толк, поэтому мы будем покупать только робот » - делится планами специалист.

Сейчас в хозяйстве стоит старое оборудование для линейной дойки, но уже закуплено оборудование для реконструкции фермы — системы навозоудаления, вентиляции и т.д., идет разработка проекта реконструкции, согласование в соответствующих инстанциях. Воронов уверен, что главной проблемой на пути распространения роботов в России является их цена и сложность оборудования: «Не все компании предлагают сервис в России, а рисковать и ставить несколько роботов, не имея сервисного обслуживания, опасно. Склад запчастей и служба, которая оперативно реагирует, выезжая по первому звонку, должны быть обязательно, потому что недоеная корова — это катастрофа».

В то же время специалист считает, что далеко не все хозяйства могут работать с роботами, потому что не все коровы подходят для доения на этом оборудовании. «Под робота надо подбирать «особых» коров, с определенной формой вымени и расположением сосков, а у нас в хозяйствах, как правило, у всех коров конституция разная. Никто ведь серьезно не занимается племенной работой, селекцией, генетикой — отсюда и проблемы», — сожалеет Воронов.

Слышкин из не согласен с этим утверждением. Конечно, есть определенные ограничения, говорит он, но в среднем к роботам VMS еще модельного 2007 года от 70% до 100% имеющихся в хозяйстве животных подходят по форме вымени и сосков. Это мировая статистика, утверждает специалист. Кроме того, очень важно изначально правильно настроить робота, чтобы он «запомнил» каждую конкретную корову и ее физиологические особенности.

В колхозе «Племзавод Родина» (Вологодская область, дойное стадо -1750 голов, надои — 7,8 тыс. кг/год), где год назад начали работать первые в России роботы-дояры, очень довольны оборудованием, и на конец декабря 2008 — начало января 2009 года планируют открыть еще одну ферму с использованием двух роботов.

Председатель колхоза Геннадий Шиловский рассказывает, что когда принималось решение об установке роботов, то, конечно, были некоторые опасения, ведь «Родина» стала первым хозяйством в стране, решившимся на подобный шаг. Но оказалось, что все не так страшно. «Это не такое сложное оборудование, как может показаться, — говорит Шиловский. — Тем более что поблизости живут сервисные инженеры , у нас с ними налажена связь через Интернет, и они могут приехать в любое время. Даже обслуживающий робота оператор может не знать, что возникла какая-то проблема, а информация уже поступила на телефон дежурному сервисному инженеру. Но, кстати, серьезных проблем у нас пока не было».

Сказать, когда роботы могут окупиться, председатель затруднился: из-за нестабильности рынка, растущих цен на ресурсы и снижения на продукцию рассчитать срок окупаемости невозможно. В целом хозяйство вложило уже 60 млн руб. в реконструкцию ферм и оборудование. Но затраты Шиловский считает оправданными: робот дает возможность получать молоко самого высокого качества, да и заболеваемость коров маститами при работе на таком оборудовании на порядок ниже, чем на фермах с линейной дойкой.

По словам председателя, за год «Родину» посетило «тысяч пять человек» со всей России и стран СНГ — приезжали смотреть на работу робота. Глядя на хороший опыт колхоза, в соседнем хозяйстве тоже недавно купили четыре робота. Однако Шиловский уверен, что для распространения этого оборудования должна быть создана госпрограмма финансирования. «Сегодня у многих серьезная проблема с кадрами, а роботы — это решение кадровой проблемы. Но для их распространения необходима финансовая поддержка и сервис».

Роботов станет больше

Финансовый кризис и падение цен на молоко нарушили планы хозяйства «Суворова» (Краснодарский край), где в прошлом году планировали купить роботов-дояров. «Нет денег на реконструкцию фермы и оборудование, — сожалеет гендиректор Александр Пелих. — Вкладываем деньги только в текущие проекты, о новых пришлось пока забыть».
По прогнозам Татьяны Рыбаловой из ИКАР, с окончанием финансового кризиса в стране вновь активизируется строительство товарных ферм, и число железных дояров в России станет расти. К 2011 году в нашей стране будет работать около 350 роботов, считает она. Если бы не кризис и падение цен на сырое молоко, роботы сейчас завозились бы очень активно, потому что проблема нехватки рабочих рук у нас остается очень актуальной и в будущем обострится еще больше, а это должно способствовать закупкам роботов, заключает эксперт ИКАР.

Мнение специалиста

Вера Сорогина, начальник отдела сбыта, «Кургансельмаш»:
— Я бы посоветовала аграриям покупать российское оборудование. В чем-то импортное, безусловно, лучше, но его основная задача — доить так, чтобы корова не болела маститами, и доярке было удобно, а с этим наши залы справляются.
Большой плюс отечественного оборудования в том, что его просто обслуживать, нет проблем с запчастями и цена ниже импортного. Мы не раз сталкивались с тем, что хозяйство, купив дорогое импортное оборудование, на которое им дали скидку, отсрочку платежа, еще какие-то льготы, вынуждено было покупать расходные материалы вплоть до вазелина и моющих средств только у этой компании. Это влечет существенные лишние затраты. С российскими доильными установками таких проблем нет.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»