Рапсовые будни

В США рапс считается северной культурой и выращивается в основном на небольшой полосе земли вдоль границы с Канадой
В США рапс считается северной культурой и выращивается в основном на небольшой полосе земли вдоль границы с Канадой
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Благодаря существенному расширению посевных площадей и росту урожайности валовой сбор рапса в России за последние три года вырос более чем в три раза, с 200 до 680 тыс. т. Эта культура уже давно зарекомендовала себя на полях Липецкой, Ростовской, Орловской, Тульской, Калининградской областей и Краснодарского края. Тем не менее, производители рапса сталкиваются со множеством проблем.

Производство рапса в России началось сравнительно недавно: активно эту культуру стали возделывать около 30 лет назад. По словам Алины Мирсагатовой, аналитика масличного рынка , незаинтересованность СССР в рапсе была вызвана падением спроса на технические масла растительного происхождения, а также отсутствием продуктивных сортов и эффективных средств борьбы с вредителями. Все это к 1950-м годам привело к практически полному прекращению выращивания этой культуры в нашей стране. Ее производство возобновилось лишь в 1980 году: в Липецке был создан Институт рапса, и передовые хозяйства области стали добиваться урожайности 20-25 ц/га.

В последние годы в России на фоне прогресса в агротехнике и селекции наблюдается рост посевных площадей под рапс (с 200 тыс. га в 2005 году до 680 тыс. в 2008-м). Все это положительным образом сказывается на урожайности этой культуры и, следовательно, на ее валовом сборе (по данным ИКАРа, в 2008 году валовой сбор озимого рапса составил 246 тыс. т, а ярового — 505 тыс. т).

Стоит ли овчинка выделки?

Первоначально в нашей стране рапс выращивали преимущественно на кормовые цели: благодаря высокому содержанию протеина он отлично подходил в качестве корма для КРС, рассказывает Нинель Коновалова, заведующая кафедрой технологии и механизации растениеводства ФГОУ КИППК (г. Коломна). Сегодня направлений его использования гораздо больше: рапсовое масло применяется в химической, пищевой промышленности, для изготовления биотоплива. Кроме того, значительная доля сырья идет на экспорт. Поэтому его производство рентабельно, поясняет эксперт. «В принципе окупаться может выращивание любой культуры, если правильно организовать производство, эффективно управлять издержками и найти выгодный рынок сбыта, — рассуждает Коновалова. — Но рапс — особый случай. Если при выращивании применять технологию No-Till, его производство в России будет гораздо рентабельнее, чем за рубежом, так как отечественные законы запрещают использовать ГМ семена, и у нас будет гораздо меньше проблем с самосевом (падалицей), чем в таких странах, как США и Канада».

С ее мнением согласна Ольга Матвеева, генеральный директор агропромышленной компании «Рапс» (Ростовская область, поставщик семян рапса). «Если не допускать ошибок в технологическом процессе, себестоимость выращивания рапса будет сопоставима с себестоимостью выращивания пшеницы (цена закупок рапса никогда не опускалась ниже 6 руб./кг). Именно поэтому в Сибирском, Поволжском и Центральном Нечерноземном регионах производство рапса очень рентабельно», — утверждает специалист.

Для сравнения, в США рапс считается северной культурой и выращивается в основном на небольшой полосе земли вдоль границы с Канадой, о чем «» рассказал главный агрономом компании «Амити технолоджи» Кейси Брил. По его словам, возделывание этой культуры стало популярным в США в начале 1980-х. Несмотря на то, что основным направлением сельского хозяйства в Америке традиционно остается выращивание свеклы и пшеницы, рапс набирает там все большую популярность. Кейси объясняет, что это связано с двумя основными факторами. Во-первых, фермеры активно используют его для севооборота. Во-вторых, рапсовое масло, на производство которого идет практически все сырье, по данным Министерства здравоохранения США, гораздо полезнее, чем любые другие масла. По словам Брила, американские фермеры обычно продают рапс на элеваторы или маслозаводы, которые в свою очередь занимаются экспортом.

Несколько иначе относятся к выращиванию рапса в Канаде. Здесь это одна из самых распространенных сельскохозяйственных культур. «В Канаде 16 млн акров земли (около 6,4 млн га) заняты рапсом, из них 5-6 млн акров (2,4 млн. га) используется для его производства на масло. Большая часть масла идет на экспорт, в основном в Японию, Китай, США и Мексику», — дополняет коллегу Вейд Бернс, агроном компании «Амити технолоджи».

Специалист уточняет, что масло, которое поставляется в Европу, идет исключительно на производство биодизеля, так как европейские законы запрещают применять ГМ рапс в пищевой и кормозаготовительной промышленности. Америка закупает рапсовое масло для использования в биотопливной и пищевой промышленности, а Китай, Япония и Мексика — только для производства пищевых продуктов.

По словам Бернса, около 99% фермеров в Канаде используют ГМ сорта рапса, ведь его урожайность в среднем в 2,5 раза выше, чем у органического и составляет около 25 ц/га, к тому же большинство полей уже «заражено» ГМ семенами и выращивать на них традиционные сорта очень сложно. Также преимуществом использования ГМ семян является возможность применения технологии round up непосредственно на сельскохозяйственных культурах, тогда как при возделывании органических сортов рапса round up применяется либо до посева урожая, либо после его сбора.

Специалист также отмечает, что производство органического рапса на 20% дороже. Хотя у органики тоже есть свои преимущества. «В Европе органические продукты считаются элитными, и за них платят больше. ГМ рапс продается по цене $400 за тонну, а органический — $560-580», — сравнивает Бернс.

Большинство семян, которые используют канадские аграрии, производятся внутри страны, поясняет агроном, добавляя, что около 80-90% семян рапса — гибриды, стоимость которых колеблется в пределах 15 канадских долларов (около $12).

Перечисляя крупных экспортеров семян рапса, Бернс в частности называет компании Planer (США, Северная Дакота) и (США, Миссури).

Он также рассказывает, что многие фермеры в Канаде используют технологию No-till для выращивания ГМ рапса, хотя это довольно сложно из-за необходимости контролировать сорняки. «Российские аграрии только начинают переходить на эту технологию, а чтобы добиться хороших результатов, понадобится немало времени, — рассуждает Бернс. — Ведь канадские фермеры применяют No-Till уже 20 лет».

И все же специалист отмечает, что в России процесс адаптации этой технологии проходит гораздо быстрее. «Дело в том, что сегодня развитие No-Till находится на высоком уровне. Если канадским фермерам приходилось работать с более простой техникой, то российские аграрии имеют возможность эксплуатировать новейшие машины, адаптированные под эту технологию», — поясняет Бернс.

Перечисляя основные отличия применения технологий выращивания рапса в этих двух странах, он в первую очередь называет отсутствие в Канаде практики возделывания озимого рапса, а в России — применения пневматических сеялок и технологии No-Till. Специалист также отмечает, что канадские фермеры вносят больше удобрений, чем российские (примерно 150-160 кг/га).

Трудности производства…

Основной продукт, получаемый в России из рапса, — рапсовое масло. Также на маслозаводах из этой культуры производят шрот или жмых, который впоследствии скупается аграриями. «В Тульской области работает «Веневский маслозавод» (г. Венев), где изготавливается рапсовое масло, поэтому вполне естественно, что в близлежащих областях многие хозяйства сеют эту культуру на зерно. Это удобно: крестьяне сдают на завод семена (без сушки и очистки) по 6 руб./кг, а жмых получают по 7 руб./кг, то есть практически за ту же цену», — приводит пример Коновалова. По ее словам, мало кто из аграриев способен наладить в своем хозяйстве переработку рапса, а сотрудничество с маслозаводами взаимовыгодно.

На Веневском заводе подтверждают эту информацию. Заместитель генерального директора Антон Куликов рассказывает, что на их предприятии из рапса изготавливается рафинированное и дезодорированное масло, а также майонез. «Мы используем рапс со своих полей, расположенных в Тульской области, а также перерабатываем сырье, которое поступает к нам из соседних областей — Московской, Рязанской, Калужской и др. Наше рапсовое масло продается по всей России, вплоть до Дальнего востока, и даже сейчас, во время кризиса, мы не встречаем никаких проблем с реализацией своего товара», — доволен Куликов.

Выгодное географическое положение и наличие собственных полей помогает Веневскому заводу избежать трудностей с поставками сырья, в то время как у Казанского маслоэкстракционного завода с этим часто бывают проблемы. Маркетолог Казанского МЭЗ Марина Соколовская рассказывает, что их завод способен перерабатывать до 1 тыс. т сырья в сутки, производить нерафинированное рапсовое масло, а также шрот. Но поскольку своих полей у предприятия нет, а сырья, закупаемого у аграриев (в основном в Татарстане), не хватает, предприятие вынуждено все чаще работать с подсолнечником. «Тем не менее, мы стараемся увеличивать объемы закупок рапса, так как именно на него первоначально рассчитано оборудование нашего предприятия», — объясняет Соколовская.

… и сложности выращивания

Компания «Солана-Агро-Сервис» (г. Самара) в первую очередь занимается производством семенного картофеля, но уже шестой год в севообороте использует рапс. «В последнее время выращивание рапса становится все более экономически выгодным, и мы планируем увеличение посевных площадей под эту культуру», — делится планами главный агроном хозяйства Раиль Рахимов. Однако специалист с сожалением добавляет, что этот процесс тормозится необходимостью покупки специальных «рапсовых столов» - приспособлений, устанавливаемых на жатки комбайнов, и специальной зерносушилки, а получить кредит на это оборудование в условиях кризиса непросто.

Рахимов рассказывает, что в его хозяйстве сеют как яровые, так и озимые сорта, а также гибриды рапса, хотя выращивание последних связано с большими рисками. «В прошлом году наш озимый рапс не перезимовал из-за весенних перепадов температуры, хотя до этого мы получали очень хороший урожай — 20-25 ц/га. В этом году пока все хорошо, но синоптики опять обещают заморозки», — опасается аграрий.

Неудачи в выращивании озимого рапса постигали и агрохолдинг «» (г. Ростов-на-Дону). «Наше предприятие производит рапс в Ростовской области и Краснодарском крае уже четыре года. В прошлом году мы попробовали выращивать озимый рапс в Ростовской области, но попытка закончилась неудачей — значительная часть урожая вымерзла. После этого мы посадили в том же регионе яровой рапс, но он оказался непродуктивным из-за плохих природных условий. В конце концов мы полностью отказались от идеи выращивания сырья на севере, перенесли все производство в Краснодарский край и в настоящее время выращиваем рапс только там», — делится опытом заместитель директора хозяйства по растениеводству Александр Цыфаров.

Он также отмечает некоторые трудности с реализацией пищевого бутылированного рапсового масла. «В Краснодарском крае у нас есть один завод по производству масла, но чистое рапсовое масло мы не производим, делаем смеси с подсолнечным. Эта политика объясняется отсутствием спроса, ведь мы находимся не в «рапсовой» области и к рапсовому маслу наши потребители просто не привыкли», — поясняет Цыфаров.

«Столы» и зерносушилки

Еще одна сложность для аграриев — переоборудование сельскохозяйственной техники. Семена рапса очень мелкие, и потери урожая во время уборки представляют одну из основных технологических проблем для всех производителей.

Поскольку рапс считается мелкосеменной культурой, для его обработки необходимы особые условия вращения механизмов, обдува и сепарации, говорит Игорь Куприненко, продукт-менеджер компании . «Для идеальной транспортировки рапса от наклонной камеры в комбайн необходимо специальное приспособление, удлиняющие расстояние между ножом и втягивающим шнеком. Для этого на обыкновенную зерновую жатку прикручивается еще одна жатка с дополнительным столом, а также боковой отрезной нож, либо только правый, либо правый и левый», — объясняет специалист. Стоимость 9-метровой жатки с одним боковым ножом и выдвижным столом для комбайна Lexion у компании «Цеппелин Русланд» составляет €52 тыс., а 7,5-метровая жатка той же конфигурации обойдется в €47 тыс., приводит пример специалист.

Впрочем, для крупных хозяйств переоборудование техники не является проблемой. По словам Цыфарова, для выращивания рапса в его хозяйстве используют комбайны, на которые были установлены приставки для жаток — «рапсовые столы», а на зерноочистительную технику — более мелкие решета.

А вот в «Солана-Агро-Сервис» из-за недостатка средств для обмолота рапса применяют стандартные жатки комбайнов, а покупка «рапсовых столов», по словам Рахимова, только в проекте. Для посева хозяйство использует сеялки точного высева DMC компании . «Они позволяют производить высев на заданную глубину и отлично подходят для посева любых семян, будь то горох или рапс», — доволен главный агроном.

Масло вместо солярки

Особую известность и даже политический оттенок выращивание рапса приобрело именно благодаря тому, что рапсовое масло является сырьем для производства биодизеля, экологически чистого топлива. Однако, по словам экспертов, подобного производства в России не существует, и в нынешних условиях возможность его появления крайне сомнительна (подробнее об этом мы писали во втором номере нашего журнала за 2007 год).

По словам Алексея Аблаева, вице-президента Российской Биотопливной Ассоциации, сам по себе рапс — культура довольно дорогостоящая, а делать из него топливо тем более затратно. «Предприятия по производству биотоплива существуют только в том случае, если они поддерживаются государственными субсидиями, или же там, где есть избыток сырья. Например, в США, где выращивается много сои, которая идет в основном на соевую муку (корм для животных), масло в каком-то смысле является побочным продуктом, поэтому существует его избыток. В России же рапсовое масло — основной продукт, и его переизбытка нет. Именно поэтому в настоящее время в нашей стране нет ни одного биотопливного завода, который работал бы в промышленных масштабах», — поясняет Аблаев.

Россия не нуждается в биотопливе, но за рубежом его производство налажено и поддерживается государством. По словам Аблаева, европейцы охотно покупают российское сырье для производства биотоплива (в частности, в этом заинтересованы Германия и Болгария). «Они, конечно же, стараются купить продукт с наименьшей добавочной стоимостью, то есть просто семена рапса. Но для нас продавать сырье — самый глупый вариант, потому что мы поставляем его по очень низким ценам», — недоволен эксперт.

Он объясняет, что для аграриев выгоднее всего было бы продавать на запад рапсовое масло, а шрот оставлять себе и использовать на корм для КРС. Однако для аграриев нет особой разницы, где продавать выращенный рапс — в России или в Европе, государственная политика регулирования цен такова, что разница между этими рынками сбыта минимальна, сетует Аблаев. К тому же западные компании зачастую поднимают закупочные цены на рапс, и в таких ситуациях российские крестьяне продают сырье за границу.

Об этом же говорят и статистические данные ИКАРа. По словам Мирсагатовой, внешняя торговля рапсом и рапсовым шротом с участием России практически полностью складывается из экспорта. «Экспорт рапсового масла вырос с 6 тыс. т в 2005 году до 50 тыс. т в 2006-м, — приводит цифры эксперт. — Основными импортерами российского рапса являются страны ЕС. Экспорт в 2007 году в большинстве случаев осуществлялся компаниями Калининградской области и Республики Татарстан». Что же касается российского импорта, то рапсовый шрот в нашу страну не ввозится, а импорт рапса исчисляется всего лишь сотнями тонн и не имеет стратегического значения в масштабах страны, добавляет Мирсагатова.

Слова экспертов подтверждает опыт агрохолдинга «» (Липецкая область). В хозяйстве 40 тыс. га земли, из них 10 тыс. заняты рапсом. «В августе 2008 года мы построили свой перерабатывающий завод «Либойл», рассчитанный на переработку 200 тыс. т рапса в год и производство 80 тыс. т рапсового масла и 100-120 тыс. т шрота», — рассказывает председатель совета директоров Николай Бобин.

По его словам, «» осуществляет реализацию своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. «Цена реализации масла зависит от конъюнктуры рынка и постоянно колеблется: еще осенью было выгоднее продавать рапсовое масло за границу, но сейчас ситуация изменилась, Европа значительно сократила объемы закупок», — расстроен аграрий. Бобин также добавляет, что довольно крупной статьей экспорта для компании является продажа рапсового шрота. Весь произведенный на «Либойле» в 2008 году шрот уже реализован, в том числе и западным компаниям, говорит специалист.

Прогнозы экспертов

В 2008 году в России посевные площади под яровым рапсом достигли рекордного показателя — 535 тыс. га. В основе его роста лежат инвестиционные вливания крупных операторов индустрии, обладающих возможностью самостоятельно перерабатывать масличные семена. По данным ИКАРа, общий валовой сбор рапса в 2008 году составил 750 тыс. т, и это только начало.
По прогнозу Алины Мирсагатовой, аналитика масличного рынка ИКАР, российскую индустрию рапса ожидает заметное развитие в ближайшие годы. Большей частью это связано со спросом на рапсовое масло в биотопливной отрасли. Данный сегмент обладает высоким потенциалом, и при благоприятной конъюнктуре рынка и государственном регулировании он будет реализован. Это, в свою очередь, приведет к росту посевных площадей и валового сбора рапса в России. С переходом на качественно более высокий уровень производства этой культуры (ввиду улучшения агротехники) увеличение валового сбора будет значительно обгонять рост посевных площадей.
По оценкам ВНИИ масличных культур Россельхозакадемии, реальный потенциал производства рапса в России находится на уровне 4,25 млн т в год, посевных площадей — 5 млн га.

Откуда берутся семена

Ольга Матвеева, генеральный директор агропромышленной компании «Рапс», указывает на основные сложности с производством и продажей семян рапса в России. По ее словам, сегодня всего несколько предприятий и институтов занимаются распространением качественных семян рапса, основная же проблема состоит в том, что у нас не существует элитхозов, то есть хозяйств, которые занимались бы промышленным производством и подготовкой семенного материала. В Липецкой области был построен большой завод по производству семян рапса, но он оказался нерентабельным, а малых предприятий, расположенных по всей территории России, с набором соответствующего технологического оборудования нет, поэтому отсутствует культура производства элитных семян. Специалист также отмечает, что основная доля импорта семян рапса приходится на озимые сорта, и они поступают в основном в южные регионы.
В частности, одним из импортеров семян рапса является компания «КВС РУС» (российская «дочка» немецкой селекционно-семеноводческой фирмы KWS). Ирина Трубникова, директор по продажам «КВС РУС», рассказывает, что компания начала продавать семена озимого рапса в нашей стране год назад, так как до этого немецкие гибриды проходили трехгодичные государственные испытания. Подтверждая слова Матвеевой, Трубникова добавляет, что «КВС РУС» пока занимается продажей только озимого рапса, и основные поставки идут в Краснодарский край и Ростовскую область. Гибриды ярового рапса в настоящее время проходят госиспытания.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»