Борьба с прогрессом

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В мире более 130 млн га занято трансгенными сортами растений. И это при том, что с ними ведется непримиримая борьба. Самые большие площади под ГМ-культурами в США, Канаде, Аргентине, Бразилии и Китае. Впрочем, это неудивительно, учитывая, что в перечисленных странах их возделывание и использование разрешено. Чего не скажешь о России, где формально использование ГМО запрещено (если только речь не идет о научных целях). Тем не менее генно-модифицированные сорта есть и у нас. По данным президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, только ГМ-соей и кукурузой в нашей стране занято 400 тыс. га. Как же так получается, что, несмотря на запреты, ГМО все равно используется в России?

По оценке BCC Research, в 2013 году рынок биотехнологий достигнет $320 млрд. Естественно, прибыль от развития этого направления распределяется только среди стран, где выращивание ГМ-сортов и гибридов разрешено. Поэтому США, где выращивание ГМ-продукции началось раньше (например, еще в 1994 году Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США, FDA, одобрила сорт томата Flavr Savr) и где денег на исследования выделялось больше, сегодня занимают почти 60% рынка биотехнологий (в этой сфере трудится 1,6 млн человек). К тому же США оказывают сильное влияние на мировой рынок семян, а потому селекция многих сельхозкультур уже не мыслится без генной инженерии. Так, по данным Министерства сельского хозяйства США, 90% хлопка, сои и кукурузы используемой в мире, генно-модифицированные. Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в развитых странах насчитывается более 6 тысяч биотехнологических компаний. Россия в рейтинге ОЭСР по конкурентоспособности биотехнологических компаний находится пока только на 18 месте в мире из 32. Однако это общий индекс. Если же говорить исключительно о сельскохозяйственной биотехнологии, то тут равных США нет. По информации BCC Research, эта страна занимает большую часть мирового рынка трансгенных семян, оборот которого в 2011 году оценивался в $13,5 млрд, а в 2012 возрос до $14,1 млрд. К 2017 году по прогнозам экспертов оборот достигнет $20,4 млрд.

Иными словами, на такую продукцию есть устойчивый спрос на домашних рынках. Что же касается России, то пока можно говорить только о зарождающемся интересе к этому направлению. Официально из ГМ-культур сегодня на территорию РФ можно завозить только картофель, сою, рис, кукурузу и сахарную свеклу. На эти культуры разрешено 17 различных линий. По информации , ввозимые ГМ-семена чаще всего декларируются как натуральные, но так как ветеринарные службы проверяют их выборочно, попадаются далеко не все нарушители. Поэтому бороться с прогрессом все сложнее, а со вступлением России в ВТО это станет к тому же незаконно.

Нельзя, но очень хочется

В России действует так называемая 10-я поправка к Закону о правах потребителей, согласно которой маркировка продуктов с долей ГМО выше 0,9% обязательна. С вступлением во Всемирную торговую организацию маркировка станет добровольной.

Как показала история, в рамках ВТО бороться за право не использовать ГМ-продукцию практически невозможно. В отчете торговой площадки agroru.com рассказывается о случаях, когда страны, желавшие запретить ГМО, безрезультатно противились воли Всемирной торговой организации. Например, когда в августе 2001-го года Боливия объявила о том, что запрет на ГМО будет преобразован в постоянный закон, США и Аргентина пригрозили ей судом ВТО, и страна отказалась от своих планов. В том же году Китай (всего через полтора месяца после вступления в ВТО) тоже столкнулся с угрозой судебного процесса из-за обязательной маркировки ГМО и был вынужден ее отменить. Годом позже Канада под угрозой торговых санкций ВТО также отменила обязательную маркировку ГМО. Наконец, в 2006 году суд ВТО признал незаконным мораторий ЕС на ввоз новых сортов ГМО.

Самое долгое сопротивление оказывала Шри-Ланка, которая ввела запрет на импорт 21 категории ГМО-товаров и установила обязательную сертификацию продуктов на содержание ГМО. В ответ США заявили, что действия островного государства подпадают под определение «несправедливый барьер в торговле». Американцы пригрозили Шри-Ланке, что опротестуют эти законы в суде ВТО, пригрозив штрафными санкциями в $190 млн. В результате, несмотря на широкие протесты граждан Шри-Ланки и протесты около 200 общественных организаций, правительство страны пошло на попятную.Все эти факты указывают на то, что Россия тоже не станет исключением. Уже сегодня законы не способны остановить желающих выращивать ГМ сорта и гибриды. Причина этого кроется в экономии: сорта кукурузы, сои, пшеницы, как и всех остальных культур, модифицируют таким образом, чтобы они были защищены от вредителей, имели высокую урожайность и тем самым приносили больший доход сельхозпроизводителю. Так что аграрии давно осознали, что ГМ-сорта выгоднее обычных. ГМ сорта наиболее распространены среди сои и кукурузы. Однако разобраться, какие из них являются генетически модифицированными, а какие нет, без лабораторных экспертиз практически невозможно, говорит совладелец торговой площадки agroru.com Александр Харитонов.

Что же касается сортов отечественной селекции, то они пока не содержат генетически модифицированных компонентов, утверждает Харитонов. Поэтому вряд ли можно утверждать, что вся российская соя является генно-модифицированной. К тому же во многих регионах соя, в основном, своя. В частности, в Приморье — это сорта Приморская 13, Приморская 81, Венера, Приморская 301, Приморская 69, Приморская 529, в Черноземье и Поволжье — Лучезарная, Магева, Окская, Соер, Светлая, Волгоградка 1, Волжанка 1, Соната, Ранняя-10, Октябрь-70 и так далее, перечисляет он. Тем не менее «Гринпис», выступающий резко против использования ГМО, обнаружил его в продукции многих российских компаний. По данным экологов, ГМО содержится в продукции 16 отечественных производителей. В список попали Таганский мясоперерабатывающий завод, Черкизовский МПЗ, «Айс-Фили», «Биком» Бирюлевский мясокомбинат, «Восточная пристань», «Главпродукт», «Икма», «Ильинский колбасный завод», «Компания от Палыча», «Мосагропром», «Московский хладокомбинат 14», «Московский хладокомбинат 9», «Русский колбасный дом», «Русское бистро», «Хладокомбинат №7, «Микоян». Сами животноводы и переработчики отрицают возможность попадания ГМО в их продукцию, но случайного попадания в отдельные товары никто гарантировать не может.

Кормить нечем?

По данным Ларисы Жигановой, старшего научного сотрудника Центра аграрных проблем США и Канады Института США и Канады РАН, более 90% выращиваемого в Северной Америке ГМ- зерна, сои и кукурузы имеет фуражное назначение. Эти сорта используют, так как они повышают эффективность сельскохозяйственного производства и снижают негативный эффект воздействия на окружающую среду. К тому же они устойчивы к засухе, засолению и повышенной кислотности почв, улучшают эффективность азотофиксации. Поэтому, по мнению переработчиков, попадание ГМ в Россию наиболее вероятно в составе компонентов для кормов.

Как говорит руководитель дивизиона переработки зернового сырья «АПК «Стойленская Нива» Сергей Пивнев, в нашей стране немало представительств иностранных компаний, предлагающих ассортимент кормовых добавок для животноводства, которые пользуются большой популярностью. По его мнению, конкурентоспособность товаров отечественных производителей гораздо ниже в сравнении с зарубежными аналогами. Это связано, прежде всего, с тем, что иностранные компании в разрезе «цена-качество» выглядят наиболее привлекательно, считает Пивнев. А, во-вторых, квалифицированные специалисты этих компаний при заказе товаров оказывают консалтинговые услуги и берут на себя часть рисков. То есть помогают подобрать оптимальную программу кормления животных, рассчитать полноценные сбалансированные рационы и в итоге получить нужный результат. «Мы, например, сотрудничаем с такими германскими предприятиями как «HL Hamburger Leistungsfutter» и AGRAVIS Raiffeisen AG, из российских производителей стоит отметить компанию «Коудайс корма», — приводит примеры специалист.

ГМ-продукция в корма может попасть на стадии «обогащения», то есть в момент обогащения кормовых смесей питательными или биологически активными веществами, поясняет Пивнев. «Несмотря на то, что наличие ГМО в составе кормовых добавок, разрешенных для применения на территории РФ, строго регламентировано постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» и занесено в государственный реестр Россельхознадзора, проверять продукцию на содержание ГМО необходимо. К примеру, всю перерабатываемую и производимую продукцию «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» тестирует на наличие ГМО в специализированных исследовательских центрах», — рассказывает специалист.

Идеальным является вариант, когда хозяйство имеет возможность производить корма самостоятельно. Однако такая возможность есть далеко не у всех, поэтому аграрии вынуждены заказывать корма на заводах. А ведь именно в этом случае появляется необходимость закупать минеральную, витаминную и ферментную части корма, поясняет Алексей Кукушкин, директор лаборатории, занимающейся анализом комбикормов в компании «». Помимо этого приходится искать и белковые компоненты. Впрочем, если у аграриев есть желание, они могут сами проследить за составом используемых компонентов, не сомневается специалист. «Существует лабораторное оборудование, которое способно определить наличие генно-модифицированных компонентов в сырье и готовой продукции. Сейчас оно имеется практически в каждом регионе. Например, в Мордовии оно закуплено Центром гигиены и эпидемиологии», — говорит Кукушкин.

И захочешь — не купишь

И все же отечественные растениеводы сомневаются в возможности проникновения ГМ-сортов и гибридов в Россию. Генеральный директор компании «Амбика-Агро» (более 20 тыс. га в России, 20 тыс. га в Замбии, семеноводство, растениеводство) Борис Розенвальд уверен, что несмотря на доминирование в мире ГМ-сортов сои, у нас в стране их нет. ГМ-соя находится под запретом и используется исключительно для научных испытаний и исследований, убежден специалист.

Такая же ситуация и с кукурузой. Из того, что в мире распространены ГМ сорта кукурузы, вовсе не следует, что их используют в России, говорит Розенвальд. Хотя их применение не очень строго отслеживается: если компания покупает семена для собственных нужд, она не обязана об этом отчитываться, замечает специалист. По его словам, государством контролируются только те семена, которые изначально предназначены для продажи или для пищевой переработки. Кстати, если для компании важна информация о приобретаемом сорте, надо просто не полениться заглянуть в интернет, советует Розенвальд. При этом он обращает внимание на то, что эффект от ГМ-сорта может быть низким. «Обычно такие гибриды дают высокий урожай, но требуют четкого соблюдения технологической карты. И если что-то в этой цепочке нарушить, отдачи не последует. При этом больших затрат не миновать. Так что если хозяйство не гонится за высоким урожаем и предпочитает обходиться минимальными затратами, лучше предпочесть классические сорта и гибриды», — рекомендует Розенвальд. Фермеры настолько уверены, что семян ГМ-культур в России нет, что даже не считают необходимым проверять новые сорта. «Зачем смотреть на происхождение семян, если ГМ-сорта и гибриды запрещены и не подлежат ввозу, а у нас селекция с применением генной инженерии не ведется?», — рассуждает генеральный директор Иван Молчанов НПО «Нива» (Краснодарский край, 2000 га). При этом он признает будущее за этой технологией. «Конечно, последствия применения генной инженерии в селекции у многих вызывают вопросы. Сам я не сталкивался с такими культурами, к тому же, если у кого возникнет желание с ними работать, их не так просто будет достать. Хотя если бы разрешили, я бы попробовал, просто потому что интересно», — заключает специалист.Правда часть аграриев полагает, что запрет на ввоз ГМО — прекрасная возможность защитить свой рынок от иностранных конкурентов. «Не стоит торопиться с разрешением ГМ-продукции, потому что пока последствия от ее применения мало изучены. Но даже если такая продукция безопасна, надо оставить для себя возможность запрещать ввоз ГМО, чтобы поддерживать отечественного производителя», — полагает генеральный директор «Ивантеевский Элеватормельмаш»» Любовь Друзьяк.Другие же специалисты уверены, что если сейчас не разрешить выращивать ГМ-сорта, то страна может надолго отстать от остального мира в технологическом плане, что приведет к потере рынка и разорению местных производителей. «Запрет на ГМО у нас скорее идеологический, чем научно обоснованный, и это тормозит развитие российского растениеводства. Через 10 лет ЕС перейдет на новые технологии в селекции, и мы неминуемо будем производить более дорогую продукцию. Конкурировать станет тяжело», — опасается председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян.

Почему боятся ГМ-сортов

Многие экологические организации, в частности Гринпис, выступают против ГМО, опасаясь непредвиденных последствий, которые могут сказаться на человеке и природе. Основной аргумент — ГМО недостаточно изучено. Однако председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян считает, что страхи необоснованы и отчасти зиждутся на недостаточной информированности. В частности, эксперт полагает, что гринписовцев пугает само название «генно-модифицированная продукция». Когда ратуют за органические или как их еще называют, биопродукты, не понимают, что в действительности неправильно обработанный навоз вреднее, чем минеральные удобрения и ГМ-растения, поясняет эксперт. Если бы люди понимали, какие последствия могут быть после такого навоза, то спокойно потребляли бы ГМ-продукцию, не сомневается Мамиконян.

Кто делает ГМ-сорта

Хотя американская компания Monsanto и считается пионером в области ГМО, первые сорта разработала не она. Еще в 1994 году калифорнийская компания Сalgene создала и смогла добиться от Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) разрешения на продажу ГМ-сорта томата Flavr Savr. Она же в 1995 году получила разрешения на ГМ-канолу. А уже в 1996 году Monsanto купила эту компанию и с тех пор стала распространять свои ГМ-сорта. Прежде всего, Monsanto прославилась благодаря химическим препаратам защиты растений. Начинала с ДДТ, а во время Вьетнамской войны была поставщиком Агента Оранж для американской армии. Его использовали для уничтожения буйной тропической растительности в огромных количествах: за время войны американцы распылили препарат на 10% территории Южного Вьетнама. К сожалению, вредил он не только растениям, но и людям. По данным вьетнамского Общества пострадавших от диоксина, жертвами этого препарата стали 3 млн вьетнамцев. Позже компания продолжила выпускать химикаты для сельского хозяйства, самым успешным из которых стал продающийся с 1970-х годов гербицид Roundup. Собственно, генной инженерией Monsanto занялась с целью создания устойчивых к своим препаратам сортов. Ведь еще 2009 году Roundup приносил ей 10% всей прибыли. Помимо Monsanto, крупными игроками на рынке ГМ-сортов стали также химические концерны как Syngenta, Dupont и подразделение Bayer — CropScience.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»