Универсальные верхолазы

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

По заверению специалистов, даже сегодня, когда аграрии переживают не лучшие времена, телескопические погрузчики остаются востребованным товаром. Более того, спрос на эти машины растет, и ряд компаний рассчитывает на расширение рынка сбыта. В чем же секрет этих машин, которым не страшны экономические спады и кризисы, выясняли корреспонденты «АТт».

Телескопические погрузчики, прежде всего, привлекательны тем, что совмещают в себе возможности подъемного крана и более простых погрузчиков: фронтальных и грейферных. Так, телескопические погрузчики могут быть укомплектованы ковшами различной кубатуры, телескопическими крановыми гуськами, лебедками, разного рода захватами, вилами, бульдозерными отвалами, рабочими платформами и прочим дополнительным навесным оборудованием, перечисляет ведущий инженер лаборатории испытания тракторов Поволжской МИС Михаил Сазонов. Более того, у «телескопов» дос­таточно хорошая скорость передвижения (по дорогам общего наз­начения она достигает 40 км/час), а колесно-ходовая часть погрузчиков обладает вездеходной формулой 4х4, что обеспечивает им высокую мобильность и проходимость, продолжает эксперт. Наряду с этим у машины можно регулировать нап­равление движения колес в зависимости от нужд оператора. Например, можно заблокировать задние колеса, что позволит поворачивать колеса только переднего моста, а также использовать режим «крабового» хода, когда все колеса выворачиваются в одном направлении, и телескопический погрузчик движется боком почти перпендикулярно своей продольной оси. Кроме того, добавляет Сазонов, можно использовать и разнонаправленный режим, когда колеса переднего и заднего моста поворачиваются в разные стороны, минимизируя таким образом радиус разворота погрузчика по кругу.

Менеджер по маркетингу и техническому развитию продуктов компании CNH (Россия — Азиатско-тихоокеанский регион; производство техники) Александр Макаров и бизнес-менеджер нап­равления сельскохозяйственной техники компании JCB (Великобритания; производство строительной техники) Светлана Петрова добавляют к этому списку такие операции, как перемещение зеленой массы в траншее в процессе закладки силосного корма и складирование грубых кормов на большую высоту. Причем, последнее, отмечает Петрова, не только позволяет сок­ращать площади хранения грубых кормов, но и способствует их лучшему сохранению.

Тем не менее, в сельском хозяйстве телескопические погрузчики выполняют вспомогательные функции. Впрочем, это не сказывается на их востребованности, ведь несмотря на то, что в аграрной отрасли требуемая высота подъема груза ниже, чем, например, в строительной индустрии, интенсивность погрузочно-разгрузочных работ и требования к маневренности из-за ограниченности пространства значительно выше, поясняет Сазонов. В основном телескопический погрузчик используют на специализированных или больших многопрофильных сельхозпредприятиях, подчеркивает эксперт. Телескопические погрузчики в сельском хозяйстве используются для разных работ. Так, в «Племзаводе «Октябрьский» (Кировская обл.) имеющиеся три погрузчика JCB 531-70 применяют для погрузки зерна, силоса, удобрений, перевозки различных грузов, а также используют в качестве мини-крана, рассказывает механик хозяйства Максим Потемкин. Схожие функции выполняет и погрузчик 7040 в хозяйстве «Космаковка» (Орловская обл.). Его руководитель Ярл Андерс Матиассон уточняет, что машина занята у него на работах по погрузке зерна, удобрений и семян. Такая многофункциональность делает телескопические погрузчики универсальными, позволяющими оптимизировать процесс работы, а именно обойтись одной машиной вместо двух и более, одним оператором вместо нескольких, подытоживает Сазонов.

Погрузчик под микроскопом

Сегодня на российском рынке представлены телескопические погрузчики только европейского производства, рассказывает Иван Петерс, коммерческий директор компании «Агро-Нова» (Россия; продажа техники ). По его словам, на всем постсоветском пространстве не найти серийно производимых аналогов, которые имели бы ощутимый спрос. К основным производителям, представленным в России, Петерс относит Manitou (Франция), (Германия), JCB (Великобритания), Merlo (Италия). С ним соглашается Сазонов, добавляя к этому списку AUSA (Испания), Bobcat (Бельгия) и Dieci (Италия). Петрова же подчеркивает, что количество игроков на рынке растет, причем, в основном за счет появления новых малоизвестных производителей (Haulotte (Франция), MST / Sanko Makina (Турция) и др.). Представленные сегодня на рынке модели имеют схожие параметры и опции, а именно грузоподъемность от 1,3 до 3 т и высоту подъема от 4 до 7 метров, отмечает Сазонов. Выдвижная телескопическая стрела, укомплектованная на каждом погрузчике, определяет способность машины поднимать грузы на достаточные высоты и работать, минуя препятствия по высоте, а также в тех местах, куда трудно проехать, но реально достать с помощью стрелы. Это особенно удобно при высотных работах или в ситуациях, когда добраться до груза проблематично из-за загруженнос­ти рабочей площадки, замечает эксперт. По словам Макарова, наибольшей популярностью пользуются машины с грузоподъемностью от 2,7 до 3,6 т, а погрузчики от 3,6 до 4,5 т занимают вторую позицию в рейтинге продаж. С ним соглашается Петерс. Петрова же добавляет, что погрузчики с высотой подъема около 7 м являются наиболее применимыми и продаваемыми. Одного такого «телескопа» достаточно для выполнения большинства работ на ферме: загрузки комбинированных кормов в кормораздатчики, выемки и погрузки силоса или погрузки навоза. Например, зерновые хозяйства, отмечает специалист, предпочитают машины большей производительности, оснащенные ковшами больших объемов и имеющие диапазон грузоподъемности в 4-5 т. Машина с такими параметрами позволяет значительно сократить цикл погрузки зерна, отмечает Пет­рова. Кроме того, добавляет Петерс, такая техника приемлема по цене, универсальна в применении и одновременно очень маневренна при работе в ограниченном прос­транстве. Цены на телескопические погрузчики для нужд сельского хозяйства разнятся. По словам Сазонова, средняя цена такой техники составляет от 2,3 до 2,7 млн руб. Петерс же определяет ориентировочную стоимость среднего «телескопа» европейского производства в 3,5 млн руб. При этом отклонения в цене могут быть очень существенными, подчеркивает специалист, поскольку она зависит от того, какими навесными орудиями укомплектована та или иная машина и на какую высоту подъема и грузоподъемность она рассчитана. Приблизительно такой же диапазон цен приводит и Петрова, называя цифры в 2,7-3,9 млн руб., подтверждая, что цена зависит от производителя и характеристик конкретной модели. Несомненно, телескопический погрузчик — достаточно дорогостоящее приобретение. Поэтому, принимая решение о покупке такой машины, хозяйство должно заранее определиться с ее функционалом, советует Макаров. Например, для животноводческих ферм важны компактные габаритные размеры, малый радиус поворота, мощный гидравлический насос, чтобы использовать дополнительные специализированные адаптеры и навески. В то же время для тех, кто занимается производством зерна, необходимы вылет и грузоподъемность стрелы, мощность двигателя. Кроме того, советует специалист, при покупке следует обращать вниманием на конструктивные особенности, определяющие удобство управления, надежность, долговечность и безопасность работы. Здесь важно все: крепость мостов, мощность стрел и гидравлического насоса, плавность переключения передач, степень устойчивости машины. Специалисты считают, что телескопические погрузчики для сельского хозяйства отличаются такими конструктивными особенностями, как наличие тягово-сцепного устройства, дополнительных гид­ровыходов, блокировки дифференциалов, пакетов дополнительного освещения и гасителей колебаний стрелы. Все это позволяет облегчить работу внутри, например, животноводческих ферм и хранилищ. Так, для обеспечения повышенной маневренности используются мосты с большим углом поворота ступиц бортовых передач, также все внешние конструктивные элементы, включая ступеньку водителя, максимально «убирают» внутрь машины, а поскольку ограниченность закрытых помещений ограничивает вылет стрелы при осуществлении разгрузки ковшом, на машинах устанавливают каретки с максимально возможным углом поворота. Матиассон же замечает, что при выборе погрузчика не последнюю роль играют сроки доставки запчас­тей и мобильность сервисного обслуживания. «Эти причины были одними из основных при выборе погрузчика», — делится опытом руководитель «Космаковки». При этом он сожалеет, что не добавил к «телескопу» автоматическую функцию смены насадок, из-за чего оператор теряет время и силы, поскольку вынужден покидать кабину и действовать вручную.

Секреты спроса

Многофункциональность и универсальность телескопических погрузчиков стимулируют огромный спрос на них среди потребителей, отмечает Сазонов. С ним соглашаются и специалисты, подтверждая, что рынок телескопических погрузчиков, безусловно, растет. Особенно хорошо эта тенденция видна на фоне скачкообразного спроса послекризисного периода, говорит Дмит­рий Кудрявых, менеджер по аграрным проектам стран СНГ компании Manitou (Франция; производство техники). По его словам, за последние 2-3 года спрос на телескопичес­кие погрузчики стабильно увеличивается: в целом за это время он вырос приблизительно на 10-15%. Рост продаж отмечает и Петрова из компании JCB, говоря, что если в 2010 году в России было продано около 400 погрузчиков сельхозназначения разных производителей, то в этом планируется продать более тысячи машин. По оценкам же Петерса из «Агро-Новы», в текущем году будет поставлено порядка 1400 погрузчиков, что примерно на 200 машин больше, чем в 2012-ом. При этом спрос смещается в сторону погрузчиков с большей грузоподъемностью (3,5-4 т), констатирует специалист. Эта динамика, наблюдающаяся на протяжении последних трех лет, по словам Петерса, обусловлена тем, что за последние годы возрос уровень внимания фермера к транспортной логистике. Достигнув результативности в производстве продуктов растениеводства и животноводства, хозяйства занялись, наконец, оптимизацией транспортной логистики, то есть обратили внимание на скорость, качество и экономичность погрузки семян, удобрений, кормов, силоса и даже стройматериалов во время внутрихозяйственных строительных работ. Кудрявых же увеличение спроса на погрузчики в России и СНГ связывает в первую очередь с укрупнением хозяйств и  агрохолдингов и насущной необходимостью расширения машинного парка. Сегодняшнее увеличение продаж, специалист объясняет также тем, что пришло время обновления техники. То есть, поясняет он, те машины, которые были приобретены 7-8 лет назад, списываются или продаются как б/у более мелким хозяйствам, а взамен приобретаются новые. Дальнейшее увеличение спроса производители планируют обес­печить за счет не знакомых с концептом современного телескопического погрузчика регионов (Урал, Сибирь, Северо-Запад). Как замечает Петрова, из машины «не первой необходимости» погрузчик переходит в разряд «незаменимой техники». Однако с ней не соглашается Сазонов, напоминая, что мелким фермерам такой погрузчик не по карману. Многие аграрии вполне благополучно обходятся и без «телескопов», ведь за такие немалые деньги лучше купить еще один трактор, рассуждает эксперт. Основными потребителями телескопических погрузчиков, по словам Петерса, являются сельхозпредприятия и переработчики сельхозпродукции, имеющие необходимость в перевалке большого количества зерна и других продуктов растениеводства. Также это и предприятия, занимающиеся трейдерством и животноводством (на животноводческих фермах погрузчики заняты практически круглые сутки).

Петрова отмечает, что телескопические погрузчики довольно широко применяют фермерские хозяйства. Макаров подчеркивает, что наиболее успешно такие машины используются в крупных животноводческих комплексах для перемещения, штабелирования и разгрузки крупногабаритных тюков и рулонов сенажа.

Обратная связь

Конструкции телескопических погрузчиков настолько совершенны, что предложить что-то революционно новое на сегодняшний день очень трудно, считает Петерс.

При производстве погрузчиков применяются самые современные технологии машиностроения, направленные на снижение эксплуатационных издержек и повышение уровня рабочего комфорта оператора, подтверждает Макаров. Ему вторит Сазонов, говоря о том, что сегодня производитель особое внимание уделяет безопасности и удобству рабочего места. Серийная установка на всех моделях кабины ROPS/FOPS, по словам эксперта, является дополнительным фактором защиты оператора. Великолепный обзор и эргономичное расположение элементов управления дают возможность полностью контролировать работу машины, а звуковая сигнализация предупреждает при приближении груза к опасному положению. Такое внимание производителя к комфорту и безопасности оператора обусловлено, в частности и запросами самих покупателей, которые осознали на сегодняшний день тот факт, что от уровня комфорта работника зависит и его производительность, подчеркивает Кудрявых.

Впрочем, Петерс не отрицает того, что производители идут по пути усовершенствования моделей. Так, по его словам, сегодня предлагается более универсальное применение погрузчиков. Например, с помощью заднего ВОМа технику стало возможно агрегатировать со смесителем-раздатчиком кормов. Также появились специальные пилы для работ в коммунальном хозяйстве, а также другие, ранее не поставляемые навески.

Петрова также отмечает, что сегодня мировые производители стремятся не только довести конструкцию машины до технического совершенства, но и применяют высокие технологии, чтобы обеспечить заказчику наиболее комфортные условия работы. Например, компании-производители устанавливают программное обес­печение, которое позволяет дистанционно с помощью компьютера или мобильного телефона осуществлять текущий контроль и мониторинг состояния парка техники. Это выражается в подробном информировании техника о числе моточасов эксплуатации машины, о местоположении машины в режиме реального времени. Более того, программа напоминает о необходимости провести техническое обслуживание машины или же посылах критических сигналов тревоги в случае поломки. В современных условиях Кудрявых видит три направления модернизации телескопического погрузчика: комфорт оператора; безопасность (например, оснащение машины датчиками нагрузки, которые не позволят машине перевернуться); и, наконец, экологичность (уменьшение выбросов CО2, снижение расхода топлива и т. д.).

Не секрет, что на сайте любой компании-производителя или непосредственно в дилерском центре клиент может внести свои предложения по усовершенствованию той или иной машины. Основные зап­росы потребителя на сегодняшний день, в основном, касаются комфорта машин, говорит Петерс, а также применения систем автоматизации для облегчения работы оператора и интеграции погрузчика в уже существующие системы автоматизации процессов. Иными словами, поясняет специалист, собственникам важно, чтобы оператор работал в комфортных условиях и, таким образом, выдавал максимальную производительность машины. А системы контроля за процессами как раз позволят оптимизировать логистику и загрузку машин.

Производители техники обязательно прислушиваются к мнению заказчиков и совершенствуют машины, чтобы они точно соответствовали потребностям фермерских хозяйств, утверждает Петрова. На все пожелания, вторит ей Петерс, производители реагируют, как правило, очень быстро и стараются реализовать их уже к следующему «модельному году». Примером такой оперативной реакции можно назвать применение на погрузчиках SCORPION 2013 года автоматизированных систем защиты от перегрузок и системы автоматизированного увеличения силы тяги в зависимости от плотности груза. А компания JCB на основе отзывов клиентов стала предлагать модель Chickenmaster, специально разработанную для работы в птичниках и подвергла модификации рабочие органы фронтальных погрузчиков для работы с силосом.

Мнение аграриев

Большинство представленных на рынке моделей погрузчиков имеют хорошую репутацию. Тем не менее, далеко не все аграрии довольны своим выбором.
Максим Потемкин, механик «Племзавода «Октябрьский» (Кировская обл.) сетует, что у погрузчика JCB 531-70 2008 года выпуска существенным недостатком оказалась невозможность отключения заднего моста, что приводило к поломке коробки. Наконец, через пять лет работы (или порядка 10 тыс. моточасов) из строя вышли и топливные насосы (хозяйство использует погрузчик круглый год и только с мая по октябрь он нарабатывает от 1,8-2 тыс. моточасов). Кроме того, «слабым звеном» погрузчика может стать и нерасторопность сервисников, замечает Потемкин. Сломаться может любая техника, а вот обеспечить высокую мобильность и быстроту ремонта сервис способен не всегда. В результате простой погрузчика иногда достигал двух недель. Несмотря на это, хозяйство не отказалось от покупки еще одного погрузчика такой же модели. Дело в том, что в этих моделях, но 2012 года выпуска обозначенные недостатки устранены, объясняет Потемкин: задний мост стал отключаемым, гидравлика оснащена более мощным насосом. Специалист уверен, что эти изменения продлят срок службы 531-70 и сократят количество ремонтов и расходов на них.
В СПК «АФ Новобатайская» (Ростовская обл.; зерноводство, садоводство, производство комбикорма), напротив использование погрузчиков JCB c 2010 года не вызывает никаких нареканий. В хозяйстве абсолютно довольны своим 437-м и двумя 531-ми, рассказывает главный инженер Виктор Абрамов.
В «Белгородской зерновой компании» (входит в агрохолдинг «Белая птица», Белгород; животноводство, растениеводство, птицеводство) успешно применяют 4 телескопических погрузчика Manitou MLT 731. Первые два погрузчика этой модели компания приобрела в 2008 году, а потом еще два в 2011, рассказывает главный инженер Леонид Титовский. Сегодня первые из них успели наработать по 9 тыс. моточасов, вторые — по 2 тыс. По словам специалиста, эти машины не терпят перегонов на дальние расстояния (40 км и больше), поскольку в их конструкции отсутствуют сапуны, и бортовые передачи просто не справляются с такой нагрузкой. Масло перегревается, выдавливает сальники у бортовых и машина встает, поясняет Титовский. Также за время эксплуатации возникали проблемы с гидравлическими шлангами, которые попросту лопались. В целом же погрузчиками в хозяйстве довольны: они надежны, имеют хорошие двигатели, а возникающие поломки в кратчайшие сроки удается устранить благодаря оперативной сервисной поддержке, подчеркивает главный инженер.

Слабое звено

У любой машины есть своя ахиллесова пята, и телескопический погрузчик не является исключением.
Иван Петерс, коммерческий директор компании «Агро-Нова» (продажа техники CLAAS) отмечает, что особо нагруженными узлами телескопических погрузчиков являются оси колес и трансмиссия. Это связано в первую очередь с тем, что погрузчики зачастую работают в экстремальных условиях: на пыльных складах, при высоких температурах воздуха летом в поле, под дождем или снегом и др. Поэтому чаще всего ремонтируется в телескопических погрузчиках именно трансмиссия.
Михаил Сазонов, ведущий инженер лаборатории испытания тракторов Поволжской МИС, со слов сервисных инженеров утверждает, что одним из слабых мест телескопа является электрика, которая не выдерживает сложные условия работы, например на животноводческой ферме. Причем, подчеркивает эксперт, данный недостаток является не конструктивным, а эксплуатационным, поскольку потребитель зачастую не обеспечивает машине должный уход (мойку, чистку). Также к часто ломающимся деталям телескопического погрузчика относит места креплений гидроцилиндров и сами гидроцилиндры. По мнению эксперта, основными причинами их выхода из строя являются чрезмерная нагрузка, связанная, в первую очередь, с перегрузкой навесного оборудования; использование плохого (старого) масла в гидросистеме, из-за чего происходит поломка внутренних деталей гидроцилиндра, течь сальников и манжет; а также механические повреждения, часто возникающие из-за столкновения гидроцилиндров с посторонними объектами в процессе работы. Кроме того, на износостойкость погрузчика влияет и долгий простой техники, из-за которого шток гидроцилиндра подвергается коррозии, а все резинотехнические изделия трескаются, замечает эксперт. 

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»