Азбука для растениеводов

Сегодня от агрономов ждут прорывных решений: внедрения передовых методов, разработки технологии по борьбе с вредителями и болезнями и повышения плодородия
Сегодня от агрономов ждут прорывных решений: внедрения передовых методов, разработки технологии по борьбе с вредителями и болезнями и повышения плодородия
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Компании-производители семян и СЗР всерьез взялись за переобучение аграриев

Времена, когда агроном хозяйства как азбуку знал абсолютно все сорта, удобрения и химикаты, существующие на рынке, давно прошли. Обилие новых технологий, современная генетика, стремительный прогресс и конкурентная борьба производителей семян и химии буквально обрушивают на аграриев вал информации, переварить который они не в состоянии. Ситуация усугубляется еще и тем, что в последние годы компании-производители семян и средств защиты растений перестали поставлять своим клиентам просто продукт, сосредоточившись на предоставлении комплексных решений: от генетики до эффективной поэтапной технологии выращивания гибридов и оказания полной информационной поддержки в период вегетации. Чему и как учат агрономов и востребована ли в хозяйствах эта услуга, разбирался корреспондент «».

Более пятидесяти российских вузов ежегодно выпускают около семи тысяч дипломированных агрономов, однако большинство из них еще при поступлении в институт знают, что не будут работать по профессии. Связать свою судьбу с сельским хозяйством готовы лишь около 5% выпускников, но их вряд ли можно назвать находкой для работодателя: бывшие студенты не обладают достаточной для работы агрономом квалификацией и опытом.

По опыту руководителей хозяйств, настоящим профессионалом агроном может стать минимум через пять лет работы, допустив немало промахов и не раз совершив работу над ошибками. В животноводческой отрасли проще, говорят они: там любой просчет заметен почти сразу. В растениеводстве же понять, что технология выбрана неверно, агроном сможет лишь в конце сезона или на следующий год. Поэтому найти квалифицированного специалиста весьма непросто.

О провале в образовании агрономов говорят сегодня как руководители крупных агропредприятий, так и специалисты кадровых агентств. Агрономы «старой закалки», получившие образование несколько десятилетий назад, не знакомы с современными технологиями и не стремятся узнавать что-то новое, а выпускников вузов, даже если они имеют необходимые знания, без опыта работы мало где примут. Столкнувшись с этой реальностью, многие компании-производители решений всерьез взялись за переобучение аграриев, фактически став для них второй альма-матер.

Редкий кадр

«Как и многие компании аграрного рынка, мы испытываем острую необходимость в обучении специалистов хозяйств, — делится Владимир Невструев, директор по маркетингу компании «». — Аграрный рынок развивается семимильными шагами, а доступ к информации на селе, к нашему глубокому сожалению, ограничен. Это, в первую очередь, связано с недоступностью качественного интернета. Поэтому основная задача всех участников рынка — донести информацию о развитии технологий, о новых приемах и решениях».

К необходимости информационной поддержки аграриев пришли и в компании . «Мы понимаем, что необходимо постоянно повышать знания и компетенции наших клиентов в технологии производства сахарной свеклы, ведь конечный результат — выход сахара с гектара — зависит не только от качества высеваемых гибридов, но и от множества других различных факторов», — напоминает Игорь Бруевич, генеральный директор компании « РУС».

Известно, говорит он, что для того, чтобы раскрыть весь потенциал высокопродуктивных гибридов сахарной свеклы, необходимо строгое соблюдение технологии возделывания этой культуры. Например, очень многое зависит от качества сева — оптимальные сроки, подготовка почвы, правильная глубина, настройка сеялки. Поэтому « Рус» отдельно проводит специализированные обучения для агрономов и механизаторов, на которых показывает, как правильно настраивать пропашные сеялки. «Это происходит в несколько этапов: теоретический курс во время одного из зимних семинаров; практическое обучение по регулировкам настройки сеялок на базе Опытной станции в селе Докторово; настройки во время посевных работ непосредственно в хозяйствах. Кроме того, мы стараемся участвовать в дефектовках сеялок», — добавляет Бруевич.

Не рассматривают обучение как отдельный продукт и в компании «». «Обучение аграриев идет в нашей компании как обязательный сервис в приложении к предлагаемым нами технологиям, — подчеркивает Евгений Копылов, директор по технической поддержке компании «». — Мы заинтересованы в интенсификации производства. Это один общий круговорот. Поэтому стараемся донести до наших аграриев, как правильно и эффективно пользоваться всем тем, что на сегодняшний день мы можем предоставить. А они, в свою очередь, применяют и делятся своим опытом».

Учиться, учиться и еще раз учиться

Аграрии заинтересованы в поиске новых решений для себя, компании-партнеры заинтересованы в том, чтобы донести, как правильно и максимально эффективно получать прибыль при применении тех или иных технологий. А поскольку в современном мире все чрезвычайно быстро меняется — приходят более совершенные продукты и агротехнологии, процесс обучения правильности применения стал неотъемлемой частью самих продуктов. Но, несмотря на то, что на первый взгляд это дело кажется весьма простым, на самом деле оно требует огромного труда и усилий. Ведь от обучения требуется качество.

«Говоря о качестве, мы имеем ввиду эффективное усвоение полученной информации. Здесь все имеет значение: и формат — то, как доносить, и сама информация — что доносить, — рассуждает Копылов. — В идеале должен быть баланс. Но, конечно же, все зависит от конкретного случая и от конкретного клиента, как сейчас говорят — нужен индивидуальный подход».

Клиенты все разные, и каждый воспринимает информацию по-своему, соответственно, она должна быть не только интересной, но и доступной для понимания, делится опытом специалист. К тому же люди в своем профессиональном образовании находятся на разных уровнях в силу разных причин: кто-то получал образование в вузе, кто-то случайно стал заниматься сельским хозяйством. Поэтому задача компании — донести информацию с одинаковой эффективностью для всех. «К сожалению, между наукой и практикой в России существует огромная пропасть: в учебные материалы, которые используют сельхозвузы, не включена большая часть информации об инновациях», — отмечает Копылов. Главное же, по его мнению, — это поэтапность и системность обучения, привязанная к периодам вегетации культур.

Многое зависит от формата обучения — от того, как доносят информацию, продолжает мысль коллеги Копылов из «Сингенты». Когда-то все начиналось с обычных лекций в аудиториях колхозов и совхозов, вспоминает он, но в процессе эволюции рынка появились другие, более интересные способы. Одной из таких эксклюзивных форм обучения, организованных «Сингентой» в рамках комплексных сервисных программ, являются «Школы». «Школы бывают разные — фитопатолога, герболога, защиты семян, агроархитектора, свекловода и так далее, — перечисляет специалист. Это научно-практические шестичасовые упражнения, разработанные нашими специалистами, проводятся при участии ведущих ученых страны. На занятиях мы вместе с учеными и клиентами разбираем полный курс, начиная с азов и заканчивая передовым опытом».

В Липецкой области работает опытная станция компании , где проводится научная работа по выбору гибридов сельскохозяйственных культур, оптимально подходящих под различные почвенно-климатические условия регионов России. На ее базе в 2012 году был открыт Центр Аграрных Компетенций (ЦАК). Это интенсивные обучающие курсы, выездные семинары, учебные экскурсии и практики. Участники подобных мероприятий — топ-менеджеры и руководители сельскохозяйственных предприятий и организаций, агрономы, механизаторы, студенты и аспиранты. «В среднем мероприятие занимает 1-2 дня, — говорит Бруевич. — Основные семинары проходят в период после завершения уборки — с ноября по февраль. Также мы проводим специализированные обучения летом с показом опытов на полях Опытной станции . Как правило, участвует около 20-30 человек за один день».

От теории к практике

В агрономии невозможно быть теоретиком, рассуждает Владимир Невструев из «», здесь очень важны практические навыки. В его компании обучение строится на закладке демонстрационных участков и консалтинге непосредственно в хозяйстве. «Практически во всех регионах своего присутствия мы закладываем демонстрационные участки, куда имеем возможность приглашать специалистов хозяйств для демонстрации своих схем защиты либо отдельных ее элементов», — поясняет специалист.

Подобная практика имеется почти во всех компаниях-производителях, к примеру, «» приглашает своих клиентов в «Полевые города» — огромные полевые площадки, заложенные в производственных условиях, где выращиваются все типичные для данного региона культуры и демонстрируются самые последние достижения и технологии. «Именно здесь каждый может задать любой интересующий вопрос по культуре, — поясняет Копылов. — Немаловажной функцией таких мероприятий является общение и обмен опытом, причем не только со специалистами компании, но и с коллегами. Мастер-классы, споры, в которых рождается истина — вот результат. Именно поэтому интерес к таким мероприятиям набирает обороты от года к году».

Научить студентов

Хотя уровень подготовки в большинстве российских вузов остается достаточно высоким, на практике оказывается, что знаний, полученных студентами, достаточно лишь для того, чтобы претендовать на должность помощника агронома. А вот чтобы заслужить должность главного агронома, необходим опыт работы в конкретном хозяйстве и знания более современные. Зачастую именно жесткая конкуренция заставляет агрокомплексы повышать эффективность, требуя от агрономов не просто хорошей работы, а прорывных решений: внедрения передовых методов возделывания культур, разработки технологии по борьбе с вредителями и болезнями, повышения плодородия и т. д.

Именно поэтому, помимо работы с клиентами, компании немало внимания уделяют и обучению студентов. Так, компания «» с 2007 года развивает проект «Студенты Сингенты», основными целями которого являются поиск и привлечение молодых талантов, знакомство начинающих специалистов с бизнесом компании, обмен передовым опытом в сфере сельского хозяйства. В настоящий момент «» поддерживает тесные взаимоотношения с семью ведущими агрономическими вузами страны, среди которых Российский аграрный университет им. К. А. Тимирязева, Кубанский ГАУ, Воронежский ГАУ, Казанский ГАУ.

Участвующие в проекте студенты получают возможность приобрести практический опыт работы, узнать о новейших научных разработках и инновационных практиках, пройти стажировку в различных отделах компании и собрать необходимый практический материал для написания дипломной работы, а также получить постоянную или проектную работу после окончания обучения в вузе, рассказывает Анна Бабакина, HR-бизнес-партнер компании «». Компания же, в свою очередь, привлекает молодых, активных и вовлеченных сотрудников.

По словам Бабакиной, программа «Студенты Сингенты» состоит из нескольких этапов: сначала студенты третьих и четвертых курсов посещают лекции, которые читают ведущие специалисты компании. Затем участвуют в конкурсе научных работ, по результатам которого отбираются студенты для дальнейшего участия в программе. Лучшие из них проходят практику на научно-исследовательских станциях компании в Липецке и Краснодаре, где знакомятся с научной деятельностью «Сингенты». После прохождения летней практики и по результатам защиты работ студенты отбираются для стажировки в коммерческих офисах компании, знакомятся с работой отделов — продаж, маркетинга, регистрации препаратов и семян и т. д. Наиболее активные и трудолюбивые могут получить предложение о постоянной работе в компании по завершении стажировки.

Программа пользуется большой популярностью среди студентов агрономических вузов, говорит Бабакина. Сотрудники компании также отмечают стратегическую важность данной инициативы: в условиях усиливающейся борьбы за юные таланты они с удовольствием вовлекаются в проект — проводят лекции, курируют практикантов и стажеров. За 9 лет существования проекта сотрудниками «Сингенты» было проведено более 350 лекций, студенты подготовили более 430 научных работ и эссе, свыше 120 студентов прошли практику в компании «». Лучшие выпускники стали сотрудниками либо непосредственно компании, либо компаний-партнеров «Сингенты».

Сотрудничество с вузами и техникумами было бы интересно и другим компаниям.

«В настоящий момент масштабным обучением студентов мы не занимаемся, — констатирует Невструев из «». — Однако когда есть запрос от вузов, мы всегда идем им навстречу и приезжаем со своей программой обучения». По его мнению, основная проблема организации учебного процесса для студентов — оторванность от реального производства. «Сегодня нет диалога между производством и вузами, — сожалеет специалист. — К тому же зачастую вузы не имеют необходимого материального обеспечения, которое есть в хозяйствах».

Комплексное сопровождение

Часто случается так, что даже самое подробное объяснение в классе и раздаточные материалы могут не дать всех ответов или попросту не подходят под конкретные условия хозяйства. Столкнувшись с проблемой на поле, агроном может принять неверное решение и, соответственно, недополучить урожай и прибыль, изначально обещанные поставщиками семян или химии. Именно поэтому многие компании делают ставку на постоянное сопровождение клиента и оказывают консультирование не только на днях поля или выездных семинарах, но и в течение всего периода вегетации.

«Особняком стоит наша услуга по агрономическому сопровождению, — делится Владимир Невструев. — Мы закрепляем за хозяйством своего специалиста, который проводит комплексную оценку земель, применяемых в хозяйстве технологий и материально-технической базы, на основании чего выдает рекомендации по технологии выращивания культур». По словам Невструева, специалист постоянно присутствует в хозяйстве с момента протравливания семян и до уборки культур, по сути, дополняя функции агронома. «Принципиальное отличие такого подхода в том, что обучение проводится непосредственно в поле хозяйства. Тем самым мы даем возможность «потрогать руками» то, о чем агроному часто рассказывают на обучающих семинарах», — комментирует он.

Полевые обследования и индивидуальное обучение агрономов проводят и в «Сингенте». По словам Анны Горобец, руководителя по технической поддержке продаж компании, консультации по актуальным проблемам текущего года проходят прямо в поле, благодаря чему хозяйствам предоставляется необходимая информация. «У аграриев не бывает двух одинаковых сельскохозяйственных годов, каждый год особенный. А стало быть, работать по шаблону невозможно, это не приносит достойной прибавки урожая. Реализовать потенциал поля возможно, только искусно применяя тот или иной прием, основываясь на правильном анализе ситуации и обладая большим багажом знаний», — подчеркивает специалист.

Клиенты компании «» накануне критически важных фаз развития культуры получают сообщения с простыми иллюстрированными советами о том, что может произойти на поле, почему это происходит и, главное, — что делать. Сервис «Советы » помогает аграриям принимать правильные решения, уверен Ильин. «Наши тренинги состоят не только из теоретической части, но и практической — применения полученных знаний на полях клиента с последующей поддержкой компании, — говорит он. — То есть это не просто тренинг, который клиент прослушал и потом остался наедине со своими проблемами. Наш тренинг заканчивается тогда, когда наш клиент на своих полях получает достойный урожай».

Что нужно аграриям

Несмотря на обилие инструкций, многолетний опыт агрономов и большое количество доступной информации, обучающие мероприятия компаний-производителей всегда пользуются большой популярностью. Так, «» на каждом своем дне поля собирает от 60 до 100 человек. «Прибавьте к этому 22 региона присутствия и более 100 мероприятий за сезон в целом по России, — доволен Невструев. — Это огромная аудитория!».

По словам Игоря Бруевича из «», на обучение в их компанию приезжают представители хозяйств не только из Липецкой области, но и из других регионов Центрального Черноземья: Воронежской, Орловской, Тамбовской, Курской. «В 2016 году мы проводили выездные семинары по сахарной свекле в Краснодарском и Алтайском крае», — добавляет он.

Однако немаловажным фактором популярности и востребованности обучения для аграриев является возможность получения обратной связи, когда компания не просто набивает головы агрономов информацией, а прислушивается к пожеланиям и дает то, что интересно конкретной аудитории.

«Мы предлагаем всем нашим клиентам принять участие в обучении и составляем программы с учетом их требований», — говорит Бруевич. Это очень важно, подчеркивает он, поскольку кому-то интересны особенности почвоподготовки, другим важно получить информацию о новых средствах защиты растений и рекомендации по повышению эффективности их действия. «Например, один клиент из Башкирии попросил подготовить специальный курс по болезням листьев сахарной свеклы с упором на способы защиты от церкоспороза, — вспоминает Бруевич. — Как правило, подобные программы мы проводим совместно с нашими партнерами. Так, для проведения семинаров по комплексной защите сахарной свеклы приглашаем специалистов компании BAYER CropScience. Но в последние годы мы наблюдаем большой отклик со стороны наших клиентов по участию в обучении по технологии возделывания сахарной свеклы. Практически все клиенты реагируют положительно и принимают участие в семинарах». Программы обучения довольно сильно влияют на восприятие «» аграриями как надежной профессиональной компании, обладающей высоким уровнем компетенций в агротехнологиях и готовой делиться этими знаниями, доволен Бруевич. «В этом мы видим основу построения долгосрочных отношений с клиентами, что, безусловно, является залогом нашего успеха на рынке», — подчеркивает он.

Для того, чтобы понять, нравится ли аграриям обучение, «» проводит анкетирование, целью которого является улучшение и развитие существующих форм обучения. «Очень часто люди дают дельные и интересные советы, —делится Копылов. — И это здорово, когда обе стороны понимают, что есть куда расти и что будущее за информацией. Оправданы ли обучающие мероприятия? Разумеется, если аграрий улучшил результат на полях, он будет покупать продукт. А значит, работает схема, в которой выигрывают все».

Школа для агрария

По словам исполнительного директора хозяйства «Имени С. М. Кирова» (Ставропольский край) Арсена Джанкезова, еще 10 лет назад в его компании не знали, что такое средства защиты растений и как они влияют на урожай. «Современные знания при работе с новыми препаратами очень важны, — подчеркивает специалист, — а возможность их получения от разработчиков ценна вдвойне. Сегодня благодаря обучающим программам мы можем получить прибавку урожая и экономим время, поскольку обучение происходит на наших глазах, почти без отрыва от производства». Как рассказал аграрий, на территории района регулярно проходят семинары для агрономов, технологов и руководителей предприятий от компании «Сингента», кроме того, всегда есть возможность получить информацию от поставщиков средств защиты растений, с которыми работают в хозяйстве.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»