Виктор Зубков

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Если где-то будут сбои, начнем вручную управлять процессом»

Зубкова по праву можно назвать человеком года для АПК. Именно он, курирующий сельское хозяйство первый вице-премьер, а до мая — премьер-министр, инициировал либо публично озвучивал ключевые для сектора решения — от ограничения мясного импорта до выделения десятков миллиардов долларов на кредитование агропрома.

В сентябре 2007 года кандидатура главы Росфинмониторинга 66-летнего Виктора Зубкова на пост премьера возникла так же неожиданно, как тремя годами ранее — Михаила Фрадкова. Удивился, возможно, и сам назначенец. За полгода до карьерного взлета он, говорили источники в правительстве, собирался в отставку, так как достиг предельного возраста пребывания на госслужбе. Омские единороссы, поддержанные федеральным генсоветом партии, в марте предложили кандидатуру Зубкова на должность сенатора от этого региона. Недоумевали и старожилы Белого дома. «Почему [премьером стал] Зубков, он же на пенсию собирался!» - публично удивлялся один из чиновников.

Чтобы не расслаблялись

Зубков приступил к работе весьма энергично, а сельскому хозяйству регулярно уделял внимание чуть ли не с первого дня пребывания на этом посту. Заседания правительства, на которых он председательствовал, вызвали у чиновников настоящий шок: стиль работы нового премьера оказался жестким. Уже на первом заседании Зубков, не стесняясь повышать голос и перебивать членов кабинета, выражал недовольство большинством докладов. При обсуждении портовых проблем досталось министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, в ведении которого тогда было . «Рыбу продолжают продавать за пределами любимой Родины […] Рыба в наших портах не выгружается. Это я вам делаю замечание», — сказал ему премьер.

А директору правительственного департамента финансов Антону Дроздову Зубков, едва услышав о задержках с выплатой компенсаций пострадавшим от землетрясения на Сахалине, распорядился «выписать командировку» в этот регион и не возвращаться, пока деньги не дойдут до адресатов. Премьер сразу сообщил присутствующим: приоритет нового кабинета — выполнение поручений президента.

Зубков также объявил, что перед заседаниями правительства будет посещать регионы. Одной из первых стала Пензенская область. Встретившись с ее губернатором Василием Бочкаревым, премьер призвал его с вниманием относиться к селянам и предложил, чтобы стоматологи сами приезжали вставлять зубы механизаторам, так как у тех нет времени посещать больницы. В командировках он давал интервью и участвовал в пресс-конференциях, хотя во время работы в финансовой разведке избегал частых контактов со СМИ. Глава правительства позиционировал себя как человек из народа: заходил в детский сад, в магазин, посещал поля, фермы и не скрывал, что его цель — сделать работу чиновников напряженной, чтобы они не расслаблялись.

Зубковский стиль аграриям понравился. «Наш человек! — восхищался в беседе с корреспондентом «Агроинвестора» владелец крупного мясного холдинга. — Он первый из глав правительства, кто долго проработал в АПК, знает специфику отрасли и наверняка будет отстаивать ее интересы». Действительно, Зубков не просто человек из так называемой питерской команды, но и бывший аграрий. У него диплом агронома-экономиста. С 1967 года он 18 лет проработал в ленинградских хозяйствах и вырос до гендиректора объединения совхозов «Первомайское».

Остался доволен

С приходом Зубкова в Белый дом влияние государства на агропродовольственный сектор начало усиливаться. Он зарекомендовал себя как сторонник роста его финансирования, регулирования и протекционистских мер. Региональные администрации «для снижения и поддержания цен» на продукты первой необходимости вправе заключать соглашения с производителями и продавцами продуктов питания, постановил Зубков в октябре прошлого года. Крупнейшие федеральные производители и торговые сети под его патронажем договорились зафиксировать цены на шесть товарных позиций до 31 января 2008 года. В феврале они продлили соглашение до конца апреля.

Нападки Зубкова на монополистов тоже не могли не радовать представителей аграрного бизнеса, всегда жаловавшихся на диспаритет цен. «Чубайс и все эти организации полностью оборзели сегодня», — не стеснялся в выражениях глава кабинета. Впрочем, на последнем заседании, где он присутствовал в ранге премьера, одобрили схему трехлетнего роста тарифов на услуги естественных монополий, по темпам минимум вдвое превышающую прогнозную инфляцию.

Путин доволен итогами работы Зубкова, уверял источник в его администрации. Президент ценит в людях способность к командной игре, и все, кто соблюдал правила, на жизнь не жалуются, объяснял «Ведомостям» экс-замруководителя аппарата правительства Алексей Волин. Зубкову даже прочили роль преемника на ближайшие четыре года, после чего Путин якобы сможет переизбраться на третий срок. Преемником, однако, объявили первого зама Зубкова Дмитрия Медведева. Впрочем, заслуг премьера Путин действительно не забыл: возглавив в мае правительство, предложил ему должность первого зампреда. Аналогичного ранга удостоился только Игорь Шувалов, один из самых близких к Путину чиновников. Зубков начал контролировать рыбный комплекс, леспром, таможенно-тарифное регулирование. Он также стал в правительстве главным ответственным за сельское хозяйство, курирующим и нацпроект «Развитие АПК».

Первый вице на селе

На новом посту первый вице-премьер полностью погрузился в аграрную тематику, фактически оттеснив на второй план главу Минсельхоза Алексея Гордеева. До формирования правительства Путина министр имел больший аппаратный вес. Ранее Гордеев сам совмещал министерский портфель с должностью вице-премьера, а после административной реформы 2004 года у предправительства остался только один зам — Александр Жуков. Потом количество вице-премьеров увеличилось, но «аграрного» в их числе не было. Почти все стратегические решения в сфере АПК в последние полгода первым озвучивал Зубков. Как правило, он же отчитывался за проделанную работу перед Путиным и напрямую информировал его о положении дел в сельскохозяйственной отрасли. Гордеев был заменен Зубковым на постах председателя наблюдательного совета и главы совета директоров «Росагролизинга». Однако в отношениях двух руководителей отрасли пока не просматривается взаимного неприятия или противоборства. Они, скорее, напоминают синхронно действующий тандем, в котором четко определены роли обоих участников.

При Зубкове аграрному бизнесу стало намного легче лоббировать свои инициативы, особенно относящиеся к росту финансирования и протекционизма. По инициативе Гордеева, поддержанной первым вице-премьером, власти в прошлом году согласились увеличить в 2009-м ассигнования на пятилетнюю гос- программу до 120 млрд руб., а кредитование сельхозпроизводства — больше чем до млрд. В 2008 году, когда программа начала действовать, правительство планировало выделить на нее 551 млрд руб., то есть в среднем 110 млрд руб./год. «Это […] не те средства, которые должно получать сельское хозяйство», — заявил Зубков. Государство, объявил он в декабре, купит минимум 19-20 млн т зерна — рекордный объем за все годы проведения интервенций. Только на это может быть потрачено больше 50 млрд руб. «На рынке, — говорил Зубков в ноябре, — остается еще более 20 млн т лишнего зерна. Но оно не лишнее — это зерно, которое выращено крестьянами. Государство просто обязано изъять излишки».

Спаситель агропрома «Мы должны принять самые энергичные меры, чтобы спасти сегодня сельское хозяйство», — сформулировал свою цель Зубков в первые месяцы вице-премьерства.

В прошлом году как куратор села он спасал его от падения цен на молоко и зерно, быстрого удорожания удобрений и ГСМ, возглавил антикризисный штаб по стабилизации положения в АПК и одобрил подготовленную МСХ доктрину продбезопасности. В соответствии с ней доля произведенных в России основных продуктов на внутреннем рынке должна быть не менее 80%.

В начале года закупочная цена на молочное сырье была 12 руб./л, а теперь снизилась до двух раз, но в магазинах цены не падают, заметил в июне Зубков и намекнул ритейлу на возможные неприятности с антимонопольной службой. Через несколько месяцев утвердил отраслевую программу развития молочного животноводства. «Надо за кредиты рассчитываться, а вы пшеницу не продаете», — укорял первый вице-премьер аграриев и глав регионов Поволжья, Урала и Сибири на совещании в Оренбурге. Те сетовали на низкие цены, обвалившиеся с 9 тыс. руб./т до 4,8 тыс. руб./т пшеницы 3 класса. Вскоре с одобрения Зубкова интервенционные цены на нее увеличили на 400 руб./т до 5,5 тыс.  руб./т, а у регионов УрФО, СибФО и Оренбургской области стали закупать по 6 тыс.  руб./т. «Я дал поручение Гордееву, чтобы с 1 ноября цены были повышены», — цитировал Зубкова «Интерфакс».

Несколькими днями позже первый вице-премьер собрал совещание, на котором было решено помочь экспортерам радикальными мерами вплоть до субсидирования каждой тонны вывезенного зерна. «Мы бы не хотели терять зарубежные рынки [экспорта зерна], — заявил Зубков. — Потом придется годами на них возвращаться». Не прошло и двух недель, как Медведев встретился с агробизнесменами и поддержал большинство их предложений. На момент сдачи номера, впрочем, не было принято решений правительства либо президента, где говорилось бы о мерах и сумме поддержки экспорта.

Зубков первым заявил о необходимости сокращать ввоз мяса. «По мясу свинины и птицы нам надо серьезно подсчитать российские ресурсы и реально ограничить импорт. И в счет квот, и сверх квот», — сказал он.

В течение года Зубков несколько раз повторил, что с внеквотным импортом «надо что-то делать» и поручил Минсельхозу с МЭРом оценить собственное производство плюс потребность в импорте. Ведомственные согласования вылились в сокращение ввоза свинины и птицы в 2009 году в общей сложности на полмиллиона тонн, а также в декабрьское постановление Путина об увеличении пошлин на птицу на 35%, а на свинину — на 15%.

Ценовую политику производителей минудобрений Зубков называл «беспределом». С начала года по сентябрь, подсчитал он, цены на удобрения увеличились на 70%. Рост вызван «факторами в основном стяжательского характера», не скрывал эмоций Зубков. «» продает удобрения по 30 тыс. руб./т, «Фосагро» - по 31,5 тыс.  руб. Чтобы таких цен не было!» - распорядился он. Вице-премьер и здесь остался верен себе, предложив агрохимикам переписать ценники, установив «справедливые, разумные и фиксированные» цены. В противном случае, пообещал он, экспортные пошлины на удобрения вырастут с 8,5% в два-три раза. На внутренний рынок поставляется лишь 10% минудобрений (2 млн т), возмущался Зубков, распорядившись увеличить этот объем вдвое.

Агрохимики предпочли не спорить: объединяющая их ассоциация и Росагропромсоюз написали соглашение о взаимодействии. 17 октября его рассмотрели на совещании у Зубкова. Он, говорится в сообщении пресс-службы правительства, «дал поручение до конца рабочего дня» подписать документ, что и было сделано. Несмотря на грозную риторику первого вице-премьера, участники рынка удобрений, можно сказать, легко отделались: внутренние цены в соглашении записаны не были. Зато агрохимики, подписавшись под ним, сумели снять раздражение властей и фактически добились согласия чиновников не замораживать внутренние цены, а также подумать над отменой экспортных пошлин. Зубков, в свою очередь, отчитался перед Путиным о решении проблемы.

Интересно сравнить последствия высказываний Зубкова про агрохимиков с тем, что было вслед за аналогичными репликами Путина в адрес «Мечела». В отличие от путинского замечания, которое обошлось компании потерей более 30% капитализации, зубковская критика производителей удобрений почти не возымела действия на котировки публичных холдингов. В тот день, когда первый вице-премьер сказал про «беспредел», на ММВБ на 4,86% снизились только акции «Уралкалия». «Акрон» даже вырос на 3%. Это наглядно дает понять, у кого в руках реальная власть, а у кого — делегированные ею полномочия, пусть даже очень широкие.

Борец с кризисом

С октября, когда АПК почувствовал первые симптомы кризиса, Зубкову как ответственному за положение дел в секторе пришлось заняться, по его же признанию, «ручным управлением», на ходу вырабатывая антикризисные меры. «Если где-то будут сбои, то правительство, я лично будем вмешиваться и вручную управлять этим процессом», — заявил он. В созданную по его инициативе антикризисную рабочую группу, которую возглавил Гордеев, вошли крупные производители и переработчики сельхозпродукции и топ-менедждеры банков, кредитующих агропроекты. Цель — ежедневно мониторить ситуацию и докладывать результаты правительству.

Одним из результатов в новом году, несомненно, станет дальнейший рост господдержки сельского хозяйства (см. стр. 29). В лице Зубкова бизнес-сообщество, похоже, действительно нашло человека, хорошо понимающего все его нужды. Особенно — нужду в протекционизме и финансировании, которых аграрному лобби так не хватало с самого начала 1990-х годов.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»