Технологические платформы в АПК: их роль в развитии науки и бизнеса

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Решение о создании новых институтов развития приоритетных направлений экономики, названых технологическими платформами, было принято на уровне Правительства пять лет назад. За это время в России было создано 35 технологических платформ различной направленности. В том числе и единственная агропродовольственная платформа — «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания». О ее структуре, функциях и разработках корреспондентам «АТт» рассказали представители научного сообщества

Идея создания технологических платформ не нова: они появились в нашей стране в результате наблюдения за многолетним зарубежным опытом. Технологические платформы за рубежом функционируют как институт взаимодействия науки, бизнеса и государства для достижения общей цели в каком-либо приоритетном секторе экономики.

В случае технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания» общая цель — развитие агропромышленного комплекса и разработка технологий производства продукции здорового питания. В 2012 году платформа была включена в Федеральный перечень технологических платформ России и является единственной в стране агропродовольственной технологической платформой. Согласно мониторингу Министерства экономического развития Российской Федерации, технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания» уже несколько лет подряд входит в пятерку наиболее успешных технологических платформ России.

Структура технологической платформы

У технологической платформы есть три сокоординатора, они же — инициаторы ее создания, рассказывает Дмитрий Неуймин, директор Центра по работе с технологическими платформами Мичуринского ГАУ. Это Мичуринский государственный аграрный университет, Воронежский государственный университет инженерных технологий и Астраханский государственный университет. Каждый из трех университетов отвечает за свое направление. Мичуринский ГАУ курирует сельское хозяйство в целом и, в частности, плодоводство и овощеводство, Воронежский государственный университет инженерных технологий — производство пищевых продуктов, технологии производства продуктов питания и сырья, а Астраханский государственный университет специализируется на аквакультуре и на всём, что связано с производством и переработкой рыбы.

Также важную роль в функционировании технологической платформы играет деятельность созданной в качестве юридического лица Ассоциации «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания» — координатора ТП. Дело в том, что первоначально платформа была создана как некоммерческое партнерство, однако в связи с изменениями в Гражданском кодексе в 2015 году была реорганизована в ассоциацию. Сейчас ее полное название — «Ассоциация «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания» (ТППП АПК), или Ассоциация «ТППП».

Ключевых направлений деятельности у Ассоциации несколько, говорит Неуймин. Первое — коммуникативное, нацеленное на поиск партнеров и объединение интересов. К примеру, в рамках Ассоциации есть возможность поиска партнеров по какому-либо специализированному направлению для реализации проекта, поясняет эксперт. Вторая функция — непосредственно разработка инновационных проектов. «У каждой техплатформы имеется «Стратегическая программа исследований до 2020 года», в ней четко расписаны основные планы и научные направления, которые платформа планирует развивать, — поясняет Неуймин. — В рамках этих направлений мы занимаемся разработкой проектов как силами ученых Мичуринского ГАУ, так и совместно с нашими партнерами. Роль ТП состоит в том, чтобы их поддерживать и продвигать на федеральном уровне для получения грантовой поддержки, участия в конкурсах и тому подобное».

В Технологической платформе функционирует свой экспертный совет, который состоит из шести рабочих групп: «Сельскохозяйственная продукция», «Аквакультура», «Производство пищевых продуктов», «Продовольственное машиностроение», «Биохимическое производство», «Образование». Организацией деятельности рабочей группы «Сельскохозяйственная продукция» занимается Мичуринский ГАУ. «По итогам 2015 года эта рабочая группа признана наиболее активной, — утверждает Неуймин. — Ею было рассмотрено около 20 проектов, из которых 10 получили положительное заключение».

По словам эксперта, Краснодарский край больше других количественно представлен в платформе. В числе ее членов Кубанский технологический университет, Краснодарский НИИ, Кубанский государственный аграрный университет, Сочинский государственный университет и компания «Битартрат», перечисляет Неуймин.

Сейчас в состав Ассоциации входит более 50 организаций разных форм собственности по всей стране, как федеральных, так и частных. Это вузы, производственные предприятия, НИИ и предприятия реального сектора. В том числе такие крупные предприятия, как аграрно-промышленная компания «» и компания «Благо» (производители масложировой продукции) — крупнейшие представители пищевой отрасли нашей страны. Однако, несмотря на членство солидных компаний и престижных вузов, дела с финансированием Ассоциации обстоят не самым лучшим образом.

«На момент создания было заявлено, что платформа будет пользоваться поддержкой государства, вплоть до выделения средств на ее содержание, — вспоминает Неуймин. — Но до финансирования дело не дошло. Сегодня платформа в первую очередь существует при поддержке университетов, которые ее курируют. Никакой федеральной поддержки нет».

Технологическая платформа осуществляет поддержку при получении финансирования и реализации инновационных проектов. Однако процесс этот небыстрый. Из отобранных Ассоциацией в прошлом году проектов часть все еще находится на рассмотрении в Евразийской экономической комиссии. Источниками финансирования проектов на федеральном уровне выступают Министерство сельского хозяйства, Министерство образования и науки, Министерство экономического развития и прочие ведомства. К тому же условия поддержки государства всегда разные. «Например, есть конкурсы с госфинансированием, а есть и такие (их сейчас подавляющее большинство), которые предполагают «финансирование бизнесом», то есть проект может быть реализован только в случае, когда им заинтересуется бизнес», — объясняет Неуймин. Найти бизнес-партнеров трудно, добавляет он, но технологическая платформа в этом помогает.

Кстати, грантовая поддержка проектов Министерства образования и Минсельхоза в нашей стране не может идти без согласования с технологической платформой. Об этом ректор Мичуринского ГАУ Вадим Бабушкин упомянул в ходе рабочей встречи, посвященной технологическим платформам, состоявшейся в ноябре 2015 года в Мичуринске. По словам ректора, проекты-победители должны наладить тесное взаимодействие науки и производства. «По итогам 2014 года технологическая платформа выпустила проекты, которые поддержало Министерство, на общую сумму около 4 млрд руб.», — сообщил Бабушкин. Это выигранные проекты на бюджет государства. По словам ученого, проекты-победители должны в первую восстановить тот пробел между наукой и производством, который возник в нашей стране. В частности, на это нацелен федеральный садоводческий центр, который создается в Мичуринске. Туда уже сейчас входят представители науки и всех перерабатывающих и производящих предприятий, заметил Бабушкин.

Проекты для бизнеса и развития

Но чем членство в платформе может быть интересно бизнесу? Оно в первую очередь дает возможность непосредственно взаимодействовать с НИИ, высшими учебными заведениями и властью. Например, в структуре ТП есть наблюдательный совет, который возглавляет губернатор Тамбовской области Александр Никитин, и координационный совет, возглавляемый губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым. Таким образом, бизнес, с одной стороны, может получить прямой выход «наверх» и наладить коммуникации с органами государственной власти, а, с другой — на науку и передовые достижения и технологии, которые либо специально разрабатываются, либо могут быть адаптированы под конкретное предприятие.

Кроме того, Ассоциация «ТППП АПК» ежегодно организует научные мероприятия по всей стране, проводит конференции и агропромышленные конгрессы, также пользующиеся большой популярностью, и, конечно, участвует в вышеупомянутых конкурсах.

Так, в 2015 году технологической платформой «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания» были поддержаны проекты, которые победили в федеральных конкурсах на общую сумму 150 млн руб. Речь идет о заявках, поданных для участия в конкурсах Министерства образования и науки по Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

«Ученые Мичуринского ГАУ на хоздоговорной основе принимали участие в тепличном проекте в Воронежской области, — рассказывает Дмитрий Неуймин. — Это высокотехнологичный тепличный комплекс, проект, реализуемый в рамках программы импортозамещения. Нами был заключен договор о сотрудничестве с компанией «Новые тепличные технологии» в Воронеже, а ученые нашего университета разрабатывали бизнес-план по проекту, оказывали научно-технологическое консультирование». По словам эксперта, тепличный комплекс, который находится сейчас в процессе реализации — один из успешных примеров эффективного взаимодействия в рамках технологической платформы.

Кроме того, по словам участников Ассоциации, сегодня активно поддерживается проект по созданию технологических платформ в рамках Евразийского экономического союза. В частности, на весеннем заседании Евразийской комиссии должен рассматриваться вопрос о придании технологической платформе евразийского статуса. Ожидается, что таких платформ будет две (включая Ассоциацию «ТППП»).

Работа в рамках сотрудничества с коллегами по ЕЭС в платформе уже ведется. К примеру, есть проект по устойчивому развитию сельских территорий, разработанный совместно с Казахским национальным аграрным университетом, проект по технологии производства и переработки продукции садоводства и ягодоводства совместно с Институтом плодоводства Республики Беларусь и проект по хранению сельхозпродукции, также разработанный совместно с белорусскими коллегами. Как пояснили в Ассоциации, эти три проекта уже поданы на рассмотрение в Евразийский комитет. Их стоимость — от 35 до 95 млн руб. Ожидается, что финансирование будет осуществляться из фонда поддержки проектов Евразийской экономической комиссии.

Перспективы и амбиции

Одна из приоритетных задач — достижение уровня развития, при котором проект, поддержанный Ассоциацией, будет пользоваться приоритетной безусловной поддержкой на федеральном уровне. «Есть амбициозные проекты по взаимодействию с коллегами в рамках Евразийского союза, в частности с белорусскими учеными. У нас схожие погодно-климатические условия и давно сформированные связи, поэтому совместные проекты в будущем вполне реальны», — рассуждает Неуймин.

Второе важное направление, которое здесь планируют развивать — увеличение доли полезной продукции отечественного производства. «Очень важно, чтобы местное сырье (плоды, овощи) было представлено в необходимом объеме в наших торговых сетях, — подчеркивает Неуймин. — Тем более что местное сырье более доступно и экологически безопасно в отличие от множества продуктов сомнительного происхождения, присутствующих на полках магазинов сегодня».

Интересно, что развитием российской агротехнологической платформы заинтересовались иностранцы. В июне 2015 года в рамках сотрудничества Ассоциации и Итальянской химико-фармацевтической технологической платформы CAPITANK проходил II Международный конгресс «Научно-техническое сотрудничество в пищевой, химической и фармацевтической промышленности». В работе конгресса приняли участие представители Итальянской химико-фармацевтической технологической платформы CAPITANK, партнеры Ассоциации из Казахстана, Белоруссии и из 36 регионов РФ — представители вузов, НИИ и ведущих аграрно-пищевых предприятий. А в ноябре 2015 года в рамках франко-российской недели научно-технологического партнерства в области сельского хозяйства представители французских сельскохозяйственных научно-технических кластеров посетили Мичуринский ГАУ. Научно-технологические кластеры — своеобразный аналог российской технологической платформы. На сегодня во Франции их насчитывается около 70.

Целью поездки французской делегации было налаживание взаимодействия между компаниями, государственными и частными исследовательскими центрами, а также образовательными учреждениями двух стран для создания рабочих отношений, которые способствовали бы развитию сотрудничества в рамках инновационных проектов. И действительно, в ходе переговоров обе стороны нашли точки соприкосновения и выразили готовность к дальнейшему взаимодействию. Иностранных гостей заинтересовали инновационные разработки российских ученых, уникальные сорта и технологии выращивания растений. По мнению российских исследователей, такое сотрудничество действительно могло бы стать взаимовыгодным.

«Полагаю, что обмениваться опытом необходимо, — говорит Неуймин. — Иностранным представителям интересно посмотреть, как все организовано у нас. С другой стороны, и мы не должны загораживаться и считать, что нам нечему у других поучиться. Обмен опытом должен быть обязательно». После того, как технологическая платформа получит евразийский статус (а в ее составе уже есть представители Казахстана, и планируется принять организации из Армении и Белоруссии), процесс обмена опытом с иностранными технологическими платформами заработает в полную силу, надеется эксперт. «Всестороннее сотрудничество, несомненно, пойдет всем странам на пользу, но то, что мы заинтересованы во взаимодействии — это точно», — заключает ученый.

А как в Европе?

Кластеры были созданы для поддержки инноваций — это основное их назначение. Но речь идет не просто о продвижении инноваций, а именно о совместном их развитии, то есть подразумевается коллаборативный подход. В наших проектах должно участвовать как минимум два предприятия и как минимум один НИИ, без этого проект не может быть реализован. Местная администрация также принимает участие, поддерживая кластер экономически, причем финансирование может поступать как на уровне региона, так и на уровне департамента.

Первый вид финансового государственного участия в нашем бизнесе — это финансирование деятельности кластера в размере 50%. Сюда входит оплата всех мероприятий, которые мы проводим, а также зарплата сотрудникам. Остальные 50% расходов финансируются за счет взносов самих участников, а также выручки от предоставления платных услуг. Второй вид финансового участия со стороны государства — это непосредственно все, что связано с софинансированием проектов, которые были подтверждены нашему кластеру. Например, проекты могут включать частичное государственное финансирование на уровне местных образований. При этом доля государственного финансирования может варьироваться и определяется в каждом конкретном случае индивидуально.

В отличие от российских технологических платформ, у нас нет как таковой технологической базы. То есть мы не располагаем собственными лабораториями, мы просто выполняем роль координаторов. Это организация различных мероприятий, реализация проектов (если создается какой-то интересный проект, мы рекомендуем его к финансированию за счет различных средств).

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»