«Агроинвестор» и «Интерагро». «Вложения в грибы. Дорожная карта инвестора» - Агроинвестор
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Спецпроект
«Агроинвестор» и «Интерагро».
Вложения в грибы.
Дорожная карта инвестора
«Интерагро»
апрель 2018
Промышленное производство грибов является одной из самых инвестиционно привлекательных отраслей российского сельского хозяйства. Ставка государства на импортозамещение способствовала росту вложений в этот сектор. С 2014 года объем произведенных в стране грибов вырос почти в 3,5 раза. При текущих темпах развития в 2018 году эта цифра может увеличиться еще как минимум вдвое, считают эксперты компании «Интерагро», которая предлагает в России комплексные решения для агробизнеса и грибоводства в частности
Фото: «Интерагро»

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО), совокупный объем производства всех видов промышленных грибов в мире в 2016 году составил более 10,79 млн т. Безоговорочным лидером является Китай, который поставил на глобальный рынок 7,79 млн т продукции, а это 72,3% от всего мирового объема. Второе место заняла Италия — 683,6 тыс. т (6,3%). Третью позицию занимает Польша с показателем 620,1 тыс. т (5,7%). В топ-5 также вошли США и Нидерланды с долями 3,9% и 2,8% и объемом производства в 419,6 тыс. т и 300 тыс. т соответственно. Россию в списке стран, занимающихся товарным выращиванием грибов, ФАО поставила на 29 место с показателем 9,68 тыс. т, и это лишь 0,1% всего мирового рынка. По оценке «Интерагро», в 2016 году эта цифра была на порядок больше — 20 тыс. т.

Мировая структура производства грибов

ПО ПУТИ ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТА

Хотя в рейтинге крупнейших мировых производителей Польша находится на третьем месте, до недавнего времени она была главным поставщиком шампиньонов на российский рынок. Так, в 2013 году — до введения продовольственного эмбарго — общий ввоз этого вида грибов на территорию России, по данным ФТС, составил более 64 тыс. т на сумму $77,7 млн. Из этого объема 80,4% пришлось на польские шампиньоны. После ввода контрсанкций импорт грибов сокращался и по итогам 2017-го ввоз шампиньонов в целом составил 22,5 тыс. т или $22,3 млн в стоимостном выражении. Если верить статистике, то зарубежные грибы на российском рынке сегодня — белорусские: в прошлом году страна ввезла 72,8% от общего объема импорта на сумму $16,2 млн. Однако по неофициальным данным Польша остается крупнейшим поставщиком шампиньонов в Россию.

Импорт шампиньонов в Россию

Ключевым фактором развития промышленного грибоводства в России стало введение в 2014 году продовольственного эмбарго в ответ на экономические санкции Запада. С этого момента на рынке наблюдается всплеск инвестиций. Уже в 2015 году на ежегодном мероприятии «Дни Российского Грибоводства», группа Christiaens Group — мировой лидер в разработке готовых решений для грибных ферм и компостных дворов — совместно с официальным поставщиком — компанией «Интерагро» подписали несколько соглашений о строительстве первых в России передовых грибных комплексов полного цикла. А уже в прошлом году в эксплуатацию были введены три крупных предприятия — «Грибная радуга» в Курской области, тепличный комплекс «Зеленая Линия» («Тандер») и «Русский Гриб» в Краснодарском крае.

По оценкам компании «Интерагро», за последние два года производство грибов в стране выросло почти вдвое и по итогам 2017-го составило 27,5 тыс. т. Темпы прироста производства грибной продукции, продемонстрированные в прошлом году дают основания полагать, что в течение 2018-го отрасль совершит очередной количественный рывок. При текущих темпах развития в этом году производство грибов в России может увеличиться еще более чем на 30 тыс. т.

Производство грибов в России

Стоит отметить, что прогноз суммарного объема производства в 2018 году в 60 тыс. т грибов учитывает лишь реальные объемы, которые производители будут готовы отгрузить на полки магазинов. Что касается производственных возможностей по состоянию на данный период, то они будут выше на 25−35% — скажется поэтапный выход на максимальные производственные мощности.

«Сейчас мы наблюдаем переломный момент в истории отрасли, — считает гендиректор компании «Интерагро» Екатерина Бабаева. — С одной стороны, европейские производители понимают, что у грибных производств в России есть колоссальные перспективы, — это демонстрирует сама динамика роста. С другой стороны, мы видим неподдельный интерес к сектору со стороны Министерства сельского хозяйства».

ДРАЙВЕРЫ РОСТА

На сегодняшний день мощность действующих в России грибных предприятий оценивается в 31,2 тыс. т. Среди основных игроков краснодарские «Русский гриб» и «Зеленая линия», тульский «Агрогриб», курская «Грибная радуга». Несколько крупных предприятий работает в Подмосковье — «Национальная грибная компания Кашира», «Агротехмаркет» и «Можайский шампиньон».

Крупнейшие производители грибов

Драйверами дальнейшего роста, по мнению Минсельхоза, должны стать инвестиционные проекты по модернизации существующих мощностей и строительство новых предприятий. Так, только в Подмосковье в 2018 году планируется запустить несколько новых проектов общей стоимостью 4 млрд руб. Способствовать развитию отрасли в регионе должны и субсидии: по направлению «Грибоводство» Московская область компенсирует аграриям 20% капитальных затрат по созданию грибных производств.

Что касается России в целом, то, как отметил на первой Грибной конференции, состоявшейся в Москве в марте, первый заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов, в 2017 году Минсельхозом отобрано к субсидированию четыре инвестиционных проекта общей суммой 5,43 млрд руб. Среди них: «Агрогриб» (Тульская область), сумма кредита для которого составляет 2,4 млрд руб., а мощность проекта — 25 тыс. т грибов в год, «Зеленая линия» (Краснодарский край) с суммой кредита 1 млрд руб. и мощностью 10,5 тыс. т/год, «Грибная компания» (Пензенская область) — 1,1 млрд руб. и 5 тыс. т/год, «Айджиэс АГРО» (Татарстан) — 0,93 млрд руб. и 3,6 тыс. т/год. По словам Хатуова, ставка льготного кредитования для этих предприятий составит не выше 5%. Запуск только этих четырех проектов в совокупности даст рынку более 44 тыс. т грибов.

Екатерина Бабаева, Генеральный директор

После запуска строящихся грибных ферм в 2020 году отрасль сможет ежегодно выращивать 80 тыс. т шампиньонов, вешенок, опят и разных видов экзотических грибов. Растет и потребление — в 2017 году россияне съели 30 тыс. т российских культивируемых грибов. Эти цифры и факты показывают, что сейчас самое лучшее время для инвестиций.
Грибные комплексы имеют преимущество крайне привлекательное для инвестора. Большая часть нашей страны — территория рискованного земледелия. Грибные хозяйства не зависят от погоды. Их плюс — в круглогодичности: грибы будут расти 24 часа в сутки. Сегодня государство обратило внимание на этот сегмент и выделяет многомилионные инвестиции, понимая, что это низкорисковый и высокодоходный бизнес. К нам обращаются все больше компаний — профильных и непрофильных инвесторов, которые хотят зайти на этот рынок. А мы, в свою очередь, предлагаем им решения, позволяющие сделать это быстро, грамотно и без издержек.

ОСОБЕННОСТИ ГРИБНЫХ ПРОЕКТОВ

При принятии решения о том, где разместить грибное производство необходимо учитывать логистику готового продукта и срок его жизни. Длительность хранения грибов составляет 10 дней, поэтому грибная ферма должна быть расположена близко к потребителям — в идеале рядом с крупным городом. Компостное производство наоборот должно быть удалено от жилых зон и чем дальше, тем лучше, в том числе от самой фермы так как предприятие имеет резкий запах в радиусе 5 км. Кроме того, таким образом грибное производство будет защищено от риска перезаражения. К тому же стоимость логистики готового компоста практически одинакова что при удаленности от фермы на 5 км, что на 500 км. Не стоит строить грибной комплекс рядом с крупными овоще- или фруктохранилищами. Ошибкой будет и расположить объект на большом удалении от энергоносителей и на неровной площадке.

Выбор проектной организации — ключевой момент, так как от него зависит получение разрешения на строительство фермы и кредита в банке. «Интерагро» подберет площадку под строительство в соответствии с требованиями технологии и проконсультирует клиента по необходимым объемам энергоресурсов. Партнер компании — Christiaens Group — поможет с поставкой технологического оборудования, предоставив также проектную документацию на технологическую часть проекта. Затем российская компания — еще один партнер «Интерагро» — «ЭкспертПроектСтрой» адаптирует данную документацию в соответствии с российскими нормами и пройдет все местные согласования. Текущие проекты, которые выполняют сейчас партнеры, — «Грибы Белогорья» и «Богородицкие овощи» (оба — в Белгородской области).

Кристианс

Сейчас в России созданы наиболее благоприятные условия для организации грибного бизнеса. Государство активно поддерживает аграриев, предоставляя субсидии и льготы в области сельского хозяйства. Понимая это, инвесторы хотят успеть заручиться господдержкой, запустить производство и стать крупным игроком, заняв весомую долю рынка. Это правильно, потому что именно теперь то время, когда на грибах можно хорошо заработать. Однако опыт показывает, что из-за спешки совершаются серьезные ошибки. Основная заключается в том, что инвесторы стремятся запустить масштабный проект в короткие сроки. Спешка, отсутствие опыта и нехватка квалифицированных кадров влекут за собой ошибки в строительстве, соблюдении технологии и запуске комплекса. Не спешите. Наращивать производственные мощности нужно постепенно. Ступень за ступенью, и вы достигните успеха.

Особенности грибных проектов

Без консультации хорошее оборудование невозможно использовать на 100%. Поэтому под проект «Интерагро» предлагает опытных международных экспертов-технологов сроком на 3−12 месяцев, которые будут включены в проект от запуска до вывода на производственные показатели. Технологи обучают персонал, помогают подобрать правильное сырье, рассказывают сотрудничество с какими субпоставщиками будет более выгодно. Все это экономит время и деньги. Успешным примером по использованию опыта специалистов для повышения эффективности фермы является сотрудничество «Интерагро» с компанией «Агротехмаркет» (Московская область), которая имеет грибную ферму на девять камер выращивания. С помощью международного консультанта из Греции Костантиноса Вендистаса удалось улучшить среднюю урожайность комплекса на 12%, повысить качество выпускаемой продукции и сократить время на погрузку и разгрузку камер выращивания на 25%. «Благодаря высокоэффективным технологиям выращивания грибов, которые предлагает «Интерагро», вместе мы модернизировали грибную ферму «Агротехмаркет», — рассказывает Вендидас. — Опираясь на полученный опыт, я могу рекомендовать «Интерагро» как надежного квалифицированного партнера: компания поставляет новейшее оборудование от европейских производителей, а также имеет собственный склад оборудования и комплектующих в Московской области».

Константинос Вендистас, Международный консультант (Греция)

Не смотря на стремительный рост производства культивируемых грибов в России, их качество по-прежнему остается низким. Это происходит из-за отсутствия конкуренции, дефицита первоклассного отечественного сырья и специалистов. На предприятиях до сих пор используются устаревшие технологии и низкое качество исходных материалов. Кроме того, собственники не желают инвестировать в обучение персонала. Основная задача российского производителя — добиться высокого качества готовой продукции. Новейшие технологии и составляющие производства от мировых лидеров грибной индустрии помогут повысить качество выращиваемых грибов, сократят технологические издержки, сэкономят время, но самое важное — возрастет урожайность фермы на 12−15% минимум.

УПАКОВКА ПОМОГАЕТ ПРОДАВАТЬ

Еще один важный этап производства, который помогает продавать продукцию с добавленной стоимостью — первичная переработка и упаковка продукции. Реализация грибов на развес лишает инвесторов дополнительной маржи. Поэтому предусмотреть сортировочный и упаковочный цеха на предприятии нужно сразу.

Грибы, как правило, вручную собираются в продовольственную тару от 205 до 3000 г и укладываются в ящики и на поддон. Затем его забирает погрузчик и везет в шокер для охлаждения до 2 °C, а после грибы отправляются в зону упаковки. Там при помощи системы конвейерных лент продукция взвешивается, сортируется, упаковывается и формируется снова на поддоне для отгрузки.

Упаковка помогает продавать

В мире существует многообразие упаковок, но в России этот сегмент только начинает развиваться. Лотки для розничной продажи грибов пока однообразны и без особого дизайна, как правило, отличаются только цветом. В России существует много предложений такой упаковки, но они зачастую не рассчитаны на работу на автоматизированных линиях. «Интерагро» работает с производителем высококачественных лотков, ящиков и прочей упаковки для грибов компанией «ТрейдКор». Хорошего качества упаковка позволяет выделяться на полке, снижает процент порчи продукта при перевозке, а также дает возможность работать на высокопроизводительном оборудовании.

Viscon Group — еще один партнер «Интерагро» — ведущий европейский производитель упаковочного оборудования и инновационных решений для сельскохозяйственных производств. Компания изготавливает оборудование для упаковки, мойки, нарезки и сушки грибов, овощей и фруктов. Совместно с оборудованием клиентам компании предоставляется проектная документация технологической части от автоматизированных складских систем до программного обеспечения по контролю готового продукта на складе. Технологические решения Viscon group позволяют повысить рентабельность производства на нескольких уровнях. В первую очередь линии упаковки грибов, производимые компанией, дают возможность настроить точное количество продукта, содержащееся в упаковке, при помощи программного обеспечения, которое калибрует вес в каждом лоточке с точностью до 10 г. С учетом среднего размера производства на 2 тыс. т грибов в год, данное решение помогает повысить прибыль с продаж продукции на 5 млн руб. ежегодно.

Все предлагаемые Viscon Group технологические решения для производства имеют возможность расширения функций автоматизации, что позволяет инвестору начать с полуручного производства и в дальнейшем сократить рабочий персонал от десятков упаковщиц на «горячих» столах до небольшой бригады операторов линии.

Культенко

Европейский опыт подсказывает, что произвести качественную продукцию — это только часть сложного процесса. Любой агропроизводитель работает для того, чтобы его продукт оказался на полках магазинов. И упаковка, несомненно, — ключ к развитию отношений с торговыми сетями. Она позволяет отделить продукцию премиум-класса от стандарта, продать ее дороже, расширить рынок сбыта и удовлетворить потребности разных потребительских групп. Viscon Group специализируется на производстве оборудования для упаковки грибной продукции. Но помимо этого, мы помогаем производителям грибов заключать контракты с поставщиками материалов для упаковки, а также на сбыт продукции. Недавно эксклюзивным поставщиком оборудования Viscon Group в России стала компания «Интерагро». Мы очень этому рады, так как новое сотрудничество позволит российским компаниям получить все те бонусы, которые дает хорошая упаковка, а потребителям — безошибочно выбрать из растущего ассортимента нужный им продукт.

Однако высокое качество продукции и тонкая калибровка упаковок не гарантирует простую реализацию товара. В текущей конъюнктуре рынка необходимо выстраивать свои отношения с торговыми сетями на эксклюзивных условиях, что возможно только при уникальном брендировании товара. Более чем 10 принципиально различных типов предлагаемой Viscon group упаковки, которое позволяет сделать оборудование компании, выгодно выделят продукт на полке супермаркета среди прочих.

КОМПОСТНЫЙ ДВОР

Сократить срока окупаемости проекта, уменьшить себестоимость продукции поможет собственный компостный двор. Его работа заключается в смешении составных компонентов (ими являются вода, куриный помет, гипс и солома), собственно компостировании, пастеризации и инокулировании компоста. Весь процесс компостирования занимает 38 дней.


Интересный опыт в мире
Наиболее крупные компостные производства, которые строились совместно с фермами по выращиванию грибов со временем закрывали свои фермы, так как производство компоста более маржинальное и требует меньше рабочих.


Какие еще есть доводы «за» для организации собственного компостного двора? Во-первых, простота строительной части производства. Такое предприятие представляет из себя комплекс, состоящий из бункеров ферментации — это ангары из бетона с аэрированным полом, и тоннелей пастеризации — конструкции из сэндвич-панелей. Во-вторых, это круглогодичное изолированное производство независящее от внешних погодных факторов. В-третьих, в России строится много новых грибных ферм без компостных дворов и на рынке существует нехватка качественного компоста, которая оценивается примерно в 40% от общего объема его потребления. Таким образом емкость свободной ниши, которую можно занять, составляет примерно 34−38 тыс. т/год.

«Интерагро» поставляет оборудование для компостных дворов компании Christiaens Group. Последняя также оказывает консультационную поддержку, помогает сделать более эффективными уже действующие компостные производства. Один из последних проектов партнеров был реализован для «Национальной грибной компании» (Московская область). Оснащение производства новейшим оборудованием, установка кассетного загрузчика тоннелей пастеризации сократили время технологического процесса и увеличили производительность компостного двора на 20%.

Готовые решения — три типовых проекта


ПАМЯТКА ИНВЕСТОРУ.

Три типовых проекта «Интерагро»

Для компаний, желающих инвестировать в грибное производство, «Интерагро» предлагает готовые типовые решения — проекты на шесть, 12 и 24 камеры выращивания. Комплексы спроектированы таким образом, что без существенного вмешательства в инфраструктуру уже построенной фермы можно наращивать производственные мощности, просто достраивая камеры для выращивания грибов. Это позволяет постепенно расширять предприятие, избегая ошибок. При этом заказчик один раз получает проектно-разрешительную документацию с последующей возможностью расширения производства.

Готовые решения – три типовых проекта

При заказе типового проекта грибной фермы заказчик «Интерагро» будет обеспечен комплексом услуг: маркетинговыми исследованиями рынка, где реализовывать готовую продукцию; бизнес-планом производства; проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу; перечнем необходимого машинного оборудования Christiaens Group, просчитанным инженерами голландской компании. Кроме того, инвестор получит поддержку в области консультирования по технологии. В течение первого года проект заказчика будут сопровождать и консультировать технологи Christiaens Group и «Интерагро».

Андрей Функ, Руководитель грибного направления

Компания «Интерагро» — единственная на российском рынке предлагает для инвесторов реальные, работающие комплексные решения, которые помогут построить грибную комплекс и создать на его основе быстрорастущий, прибыльный бизнес. Под словом «решения» мы понимаем не только анализ рынка существующих технологий, создание грамотной концепции и бизнес-плана, но и детальное проектирование, подбор оборудования для всей технологической цепочки — от выращивания до упаковки готового продукта. Специалисты компании окажут поддержку на каждом этапе реализации проекта — от планирования, до ввода в эксплуатацию и отгрузки первой продукции. Нам доверяют такие мировые лидеры как, например, Christiaens Group B. V. — пожалуй, самый известный голландский производитель оборудования для выращивания грибов, чьим эксклюзивным дилером и является «Интерагро». Мы строим бизнес вместе с вами, а помогают нам в этом прочные партнерские отношения и опыт.

Создание типовых грибных производств — это совместный проект «Интерагро» с Министерством сельского хозяйства. На основе технологий Christiaens Group, «Интерагро» предлагает инвесторам готовые проекты фермы производительностью от 1,5 тыс. т до 6 тыс. т в год. Все они попадают под программу поддержки и льготное кредитование вне зависимости от региона реализации. Кроме этого, компании, которые будут реализовывать данные проекты, получат выгодное преимущество в виде готовой разрешительной документации и рекордно коротких сроков реализации. Обеспечат такие гарантии инвесторам — партнеры «Интерагро» — компании по строительству, проектированию, поставкам сопутствующего оборудования и расходных материалов.

В дополнение к программе типовых проектов «Интерагро» совместно с компаниями-производителями компоста готова предложить инвесторам партнерское субкредитование. Эта мера заключается в подписании долгосрочных договоров на поставку компоста Фазы 3, консультации по технологии выращивания. Фермер, который примет участие в программе, не будет платить за компост и услуги по сопровождению и при этом возьмет на себя обязательства по сдаче всей выращенной продукции на компостный двор по фиксированной среднегодовой цене независимо от урожайности.

Инвестиции в такого рода производства просто обречены на успех, так как в этом случае грибная ферма имеет надежную поддержку в виде поставщика сырья и технологии в одном лице. При этом 100% продукции будет сбываться на условиях долгосрочных контрактов производителю компоста.

www.interagro.info
Москва, 2-ая Синичкина, 9а с3
+7 (495) 640-90-33