На последних позициях

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Высшее агрообразование не дает бизнесу качественных кадров

Аграрное образование в России остается непрестижным для абитуриентов и малопривлекательным для бизнеса. Если сравнивать с другими направлениями подготовки, то оно одно из самых дешевых, но учиться в сельскохозяйственные вузы все равно идут единицы: молодым людям отрасль кажется малопривлекательной. Получается замкнутый круг: с одной стороны — невостребованность образования, с другой — отсутствие развития в самих университетах и академиях. Почти все они занимают последние места в рейтингах качества приема в российские вузы. В сфере АПК есть три вуза со статусом инновационных, но ни один агроуниверситет не имеет статуса научно-исследовательского (НИУ).

Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших в этом году в РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, составил 62,9, а в Московский государственный агроинженерный университет — 58,2. Для сравнения, в двух ведущих классических вузах — МГУ и Санкт-Петербургском государственном университете — средние баллы составили 84,6 и 82,2.

Не лучшие итоги

К такому выводу пришли НИУ Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и «РИА Новости», которые сделали в нынешнем году рейтинг качества приема в российские государственные вузы. Всего в исследование вошли 525 вузов, в том числе 47 сельскохозяйственных (выборку по агрозаведениям см. в таблице). Авторы анализировали баллы ЕГЭ студентов, зачисленных в 2011 году на первый курс бакалавриата/специалитета на бюджетные места очной формы обучения. Исследование показывает, какие специальности выбирают студенты с разным уровнем знаний и сколько победителей олимпиад предпочитают вуз того или иного профиля. Если, к примеру, в МГУ поступило 532 олимпиадника, то в «тимирязевку» - только один. Кроме РГАУ-МСХА, медалисты поступают в Приморскую госсельхозакадемию. Их там 16 — довольно неожиданный результат для провинциального агровуза. В остальных 45 высших заведениях отрасли олимпиадники отсутствуют. То есть самых одаренных абитуриентов аграрный сектор почти не интересует.

В прошлом году НИУ ВШЭ тоже делала рейтинг качества приема: в нем 476 российских вузов, и почти все сельскохозяйственные — на последних позициях, причем многие отмечены маркером «вузы находятся в опасном положении». Методика анализа рейтинга не сильно отличается от исследования нынешнего года, и низкие места агровузов в нем также обусловлены невысоким средним баллом ЕГЭ абитуриентов и малым количеством олимпиадников, пояснили «» в ВШЭ. «На такие направления подготовки, как «экономика» и «менеджмент», у нас традиционно высокий конкурс — 5-6 человек на место, а что касается аграрных специальностей, то абитуриенты идут на них неохотно», — рассказывает Владимир Коптяев, проректор по учебной работе Вологодской государственной молочнохозяйственной академии (ВГМХА, средний балл ЕГЭ — 51,3, в рейтинге прошлого года — 438-е место из 476-ти). В 2011 году средний конкурс на такие направления, как агроинженерия, ветеринария, зоотехния и агрономия, по итогам приема в ВГМХА составил 1,04 человека на место, отмечает проректор.

То, что многие сельскохозяйственные вузы на самых низких позициях в рейтингах ВШЭ, по его мнению, можно объяснить тем, что исследователи учитывают узкую группу критериев, по которым оценивались вузы. Кроме того, продолжает Коптяев, сейчас абитуриент может одновременно подавать заявления в разные учебные заведения, и сельхозвузы в списке потенциальных мест обучения для них и их родителей далеко не на первом месте. Непривлекательность агроспециальностей для молодежи понятна, разводит руками проректор: в промсекторе Вологодской области выпускник вуза может рассчитывать на стартовую зарплату в 15-20 тыс. руб, а в аграрной сфере она составляет около 8-10 тыс. руб.

Нет престижа «У нас много инженеров, агрономов и зоотехников — выпускников Воронежского государственного аграрного университета (ГАУ), Рязанского государственного агротехнологического университета, «тимирязевки», и к ним каких-либо существенных претензий нет», — делится опытом гендиректор агрохолдинга «Терра Инвест» Константин Росляков. По его словам, во всех этих вузах сильная научная база и хороший преподавательский состав — к примеру, в Воронежском ГАУ (354-я строка в рейтинге ВШЭ 2010 года) почти все преподаватели — практики. «Один из наших сотрудников — директор воронежского филиала [холдинга] и по совместительству начальник планово-экономического отдела — читает лекции в Воронежском ГАУ», — добавляет Росляков. Правда, трудоустроенным в «Терра Инвесте» выпускникам сельхозвузов, о которых говорит Росляков, уже по 35-45 лет. Другими словами, эти люди имеют опыт работы в агросфере, и в первую очередь им, а не дипломом сельхозвузов, они привлекли работодателя.

А вот у вчерашних выпускников мало навыков, чтобы тут же включаться в сложные технологические процессы, не отрицает Росляков. Но это проблема всех отечественных вузов, указывает он. «Молодые специалисты, которые приходят к нам работать, не всегда принимают экономически оправданные решения, — продолжает директор. — Агроном, выбирая удобрения или средства защиты растений, прежде всего руководствуется качеством. Попытаться при этом найти еще и оптимальный по цене продукт — уже не самая важная для него задача». По мнению Рослякова, молодым специалистам недостает рыночного мышления и умения сравнивать продукты по соотношению цена/качество.

Многие вузы не дают актуальных знаний, считают игроки рынка. Будущих специалистов обучают не самым передовым технологиям растениеводства, делится Росляков. В то время как многие переходят на нулевую и минимальную технологии обработки почвы, в учебных программах вузов все еще очень много внимания уделяется традиционным методам с оборотом пласта, приводит он пример. А они, между прочим, требуют больших затрат времени и ресурсов, а в некоторых случаях приводят к эрозии почв, добавляет Росляков. «Мы часто сталкиваемся с тем, что знания студентов о кормлении и содержании животных расходятся с практикой, — вторит Рослякову Кирилл Ершов, гендиректор агрохолдинга из Рязанской области. — Приходится проводить для молодых людей семинары, отправлять их на предприятия». По его мнению, многие выпускники школ идут в сельхозвузы ради диплома, заведомо зная, что не будут работать по специальности. К примеру, из 20 пришедших в позапрошлом году студентов-практикантов в компании после получения высшего образования остались работать только двое, вспоминает Ершов. Та же личная статистика у Георгия Глуховского, гендиректора «-Калининграда» (свиноводство): по специальности идут работать не больше 10-15% пришедших в компанию молодых людей с отраслевым образованием.

Но проблема не только в качестве обучения, добавляет Ершов: полученные в агрозаведениях знания выпускники применяют в других секторах — более престижных и с лучшими зарплатами. В одном из районов области у холдинга комплекс на 60 тыс. свиней, элеватор и несколько агропредприятий. Поскольку во всех хозяйствах предполагается увеличение объемов производства (комплекс, к примеру, планируют расширить до 140 тыс. свиней), будет расти спрос на специалистов. Один из источников кадров — районный технологический техникум: учащихся берут на практику и платят им зарплату. «Но многие, получив знания, стараются тут же сбежать в город, — недоволен Ершов. — Тот же техник-механик, научившись работать на тракторе, уезжает на стройку и там может зарабатывать в два-три раза больше, чем на любом сельхозпредприятии». Завлечь молодых людей можно только хорошей зарплатой и жильем, пришел к выводу глава агрохолдинга.

Привлекательность сельскохозяйственного бизнеса за последние годы сильно упала, соглашается с участниками рынка Алексей Дюмулен, гендиректор консалтинговой компании «Агросистемы»: в АПК большие сроки окупаемости проектов, при этом предпринимателям приходится нести много рисков. Агроспециальности остаются непопулярными, констатируют эксперты. Этим отчасти можно объяснить, почему самые доступные для большинства российских семей платные программы обучения предлагают в том числе сельскохозяйственные вузы. В 2010 году НИУ ВШЭ составил отдельную выборку по 320 госвузам, которые проводят платный прием. Выяснилось, что наиболее высокие расходы несут семьи, чьи дети учатся на дневных отделениях в медицинских вузах (в среднем чуть больше 100 тыс. руб./год). Самые же небольшие траты у семей студентов технических вузов, где год обучения стоит в среднем 51,5 тыс. руб. Кроме технической сферы, максимально доступными в 2010 и 2011 годах были сельскохозяйственные и педагогические вузы.

Престижные, впрочем, есть и среди сельскохозяйственных — например, ветеринарные академии. Из-за дефицита специалистов, бурного развития животноводства и птицеводства доходы ветспециалистов растут, говорит Глуховский. Стартовая зарплата молодого специалиста в региональной компании составляет в среднем 50 тыс. руб., знает он. На крупных животноводческих предприятиях ветврачам платят в разы больше, отмечает Глуховский.

Сами виноваты

Качество подготовки в агровузах не всегда на высоком уровне, но и бизнес редко заботится о поиске кадров на стадии их обучения, хоть и жалуется на нехватку, замечает Коптяев из ВГМХА. По его наблюдениям, о поиске нужных специалистов агрокомпании чаще всего задумываются только на этапе выпуска студентов: в это время предприятия активно начинают направлять в вузы списки вакансий, вести отбор нужных им специалистов и участвовать в вузовских мероприятиях по трудоустройству выпускников (ярмарках вакансий). «Что касается преподавательского состава, то в ВГМХА немало преподавателей-практиков, а также специалистов и руководителей предприятий, которых мы привлекаем для чтения лекций и проведения мастер-классов», — защищает Коптяев систему образования. Впрочем, он же признает, что последнее пока происходит редко.

Если бы власть дала, допустим, налоговые преференции аграриям, которые сотрудничают с вузами, образовательная система в этом секторе была бы эффективнее, думает руководитель исследовательской группы «Интерфакса» Алексей Чаплыгин (ранее руководил проектами рейтингового агентства в сфере образования «Рейтор»). «Рабочие места в аграрном секторе есть, но выпускникам из провинции, особенно если они провели пять лет в столице или крупном городе, такая работа представляется малоперспективной, — рассуждает он. — Это проблема не только сельскохозяйственных вузов, но и всех остальных». По его мнению, современные образовательные программы агровузов неплохи, но их связь с сельхозсообществом и работодателями минимальна: сильных компаний в этой сфере единицы, а профобъединения слабые.

В 2005—2008 годах проводился конкурс инновационных образовательных программ, и три сельскохозяйственных вуза — РГАУ-МСХА, Ставропольский и Орловский государственные аграрные университеты — получили статус инновационных, вспоминает Чаплыгин. Такой статус и связанное с ним финансирование позволили этим вузам сделать апгрейд инфраструктуры и разработать современные программы образования, в том числе в сфере управления и организации сельского хозяйства. Но опыт целевой поддержки сельхозвузов не получил развития, сожалеет Чаплыгин. С 2009 года стартовали конкурсы на получение статуса Национального исследовательского университета (НИУ). Вузы на них отбирают по нескольким критериям: современное состояние и динамика развития, кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая результативность программ обучения. По итогам первого конкурса статус НИУ получили 12 университетов, а в 2010 году — еще 15. Двум вузам — МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) и МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет) — дали статус вне конкурса. Всего в России сейчас 29 НИУ, и из них — ни одного сельскохозяйственного университета. Кроме аграрных, в списке отсутствуют транспортные и педагогические вузы.

Нужны энтузиасты?

Закономерный показатель кризиса высшего агрообразования — его отсутствие у многих глав сельхозкомпаний и большинства успешных инвесторов в АПК. «Мое первое высшее образование — геологический факультет МГУ, — говорит Ершов из «Молочного продукта». — Второе получал в Финансовой академии при правительстве России». Ершов начинал карьеру в «Разгуляе-Агро» - пришел на рядовую позицию в отдел трейд-маркетинга и занялся продажами зерна. Затем возглавил трейдерский филиал компании в Воронежской области, руководил машинно-тракторной станцией. В Ершов ушел с позиции первого замгендиректора «-Агро».

А раньше топ-менеджмент агропредприятий комплектовался именно из жителей села, напоминает Глуховский: «В вузы же они шли по разнарядке и рекомендации». В 1990-е годы структура экономики изменилась, и многие аграрные специальности, по которым вузы готовили специалистов, оказались невостребованными, говорит Дюмулен. «В бизнесе же главным стало рыночное планирование — как, к примеру, спрогнозировать севооборот, не зная коньюктуры рынка через год?» - добавляет он. Как следствие, на предприятия начали приходить бизнесмены — люди без профильного образования, но умеющие доставать деньги и просчитывать конъюнктуру, отмечает Дюмулен. Но то управленцы — им достаточно общеэкономического образования, говорит он, а вот дефицит специалистов вследствие малопрестижности профессии стал серьезной проблемой фермеров — находить талантливых сотрудников им приходится, руководствуясь разве что интуицией.

Сельхозректорам на заметку

На одном из заседаний комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в 2011 году президент Дмитрий Медведев обратил внимание руководитедей Минобразования на то, что одним из критериев оценки работы вуза должен стать показатель трудоустройства выпускников и их работы по специальности в течение трех лет после обучения. «Ректоры высших учебных заведений должны понимать, что на основании этих показателей будут приниматься решения об объемах финансирования и не в последнюю очередь кадровые решения», — подчеркнул президент. А глава Минсельхоза Елена Скрынник ранее заявляла, что «если процент трудоустройства выпускников на селе окажется ниже 50-55%, то работа ректора такого вуза будет считаться неэффективной».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»