«Мираторг» обойдется без импорта -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

«Мираторг» обойдется без импорта
Татьяна Кулистикова
Агроинвестор
октябрь 2016
В следующем году компания практически на 99% обеспечит замещение импорта в части генетики мясного КРС породы абердин-ангус. Уже сейчас она готова продавать племенных телок, а в 2017-м откроет в Брянской области бычник и перестанет завозить быков-производителей и семя из США и Австралии. С 2011 года — с момента старта проекта разведения мясного скота — холдинг закупил за рубежом около 110 тыс. животных
Миллион голов скота будет у «Мираторга» к 2020 году
Фото: А. Гордеев

Компания сделала ставку не просто на замещение импортной говядины, а на замещение средств производства, поясняет вице-президент «Мираторга» Вадим Котенко. Сейчас наиболее крупное материнское стадо у ферм холдинга в Брянской области — около 124 тыс. КРС, к 2020-му оно должно увеличиться до 218 тыс. Материнское стадо меньшего размера также будет создано в других регионах реализации проекта, в целом через четыре года оно должно достичь примерно 330 тыс. Всего же на площадках «Мираторга» к тому времени будет содержаться около 1 млн животных, что позволит полностью загрузить бойню мощностью 150 тыс. т мяса в год. «К 2020 году около 65% госпрограммы по развитию мясного скотоводства в России будет выполнено за счет нашего проекта», — отмечает президент агрохолдинга Виктор Линник. Подпрограмма предполагает рост стада мясного и помесного скота на 1,6 млн животных, к уровню 2012 года.

Для развития проекта агрохолдинг инвестирует в технологию имплантации эмбрионов КРС с необходимыми генетическими качествами и в использование сексированного семени. В отличие от молочного животноводства, где эти методы позволяют увеличить выход телок, в мясном основную ценность представляют бычки. Сама по себе технология трансфера эмбрионов не является уникальной, например, подобный центр начал работать в Белгородской области еще в 1990-е годы, знает аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматуллин, сейчас лишь повысилась ее эффективность. «На мой взгляд, технология будет иметь ограниченный успех у некоторых отечественных производителей и при прочих равных приведет к небольшому увеличению объема и качества мясной продукции», — думает он.

Эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Даниил Хотько считает проект замещения иностранной генетики правильным: это как минимум страховка от ценовых рисков и несвоевременной поставки животных, например по ветеринарным причинам. Кроме того, местному скоту требуется меньше времени для адаптации, чем импортному. «Но дело в том, что сектор мясного скотоводства имеет явный предел развитии, поскольку говядина стоит дорого и ее потребление снижается», — напоминает он. На фоне падения реальных доходов населения спрос в мясном сегменте устойчиво смещается с дорогого мяса КРС на курицу и свинину. Если в 2015 году в структуре потребления мяса на бройлера приходилось около 53%, то в 2016 году ожидается рост показателя до 70%, прогнозирует Нигматуллин. Чтобы повысить норму прибыли на падающем рынке, производители говядины стремятся уйти в высокий ценовой сегмент, и относительно дорогие технологии становятся оправданными, резюмирует он.

В последние годы было объявлено немало проектов по расширению производства говядины, хотя и заметно меньших объемов, чем у «Мираторга», продолжает Хотько. «Доля мясных пород скота в общей структуре стада КРС по итогам прошлого года составила 10−12%, и она будет расти, в том числе за счет ухода с рынка ЛПХ, которые в основном держат молочных коров», — уверен эксперт. Активная фаза вложений в проекты мясного скотоводства прошла, думает он, ее пик пришелся на 2012−2015 годы. Сейчас же инвесторы понимают, что на фоне макроэкономической ситуации в стране в ближайшее время рынок говядины продолжит сужаться, при этом в секторе самые большие сроки окупаемости.

«Понятно, что существующим игрокам нужен молодняк для ремонта стада, и, вероятно, племенной скот «Мираторга» будет востребован, однако немаловажно и то, что не все мясные компании держат ангусов: хотя эта порода очень эффективна в плане выхода мяса, неприхотлива и хорошо адаптируется, она еще и самая дорогая», — обращает внимание Хотько. Правда, учитывая планируемый размер стада самого холдинга, большая часть скота, видимо, будет идти на его обновление.

Компания может создать уникальную племенную базу внутри страны и продавать генетический материал другим участникам рынка, тем самым снизив долю импорта в целом, однако не исключено, что покупать скот за рубежом будет выгоднее, добавляет аналитик инвесткомпании «Алор» Кирилл Яковенко.

Учитывая активность холдинга по развитию собственных генетических разработок и отказу от импорта, можно предположить, что «Мираторг» рассчитывает не только на дальнейший рост лидерских позиций внутри страны, но и на экспансию в страны Азии и даже в ЕС, предполагает Яковенко. «Что касается экспорта в страны АТР и Ближнего Востока, то ключевым покупателем может быть Китай. Безусловно, чтобы соответствовать санитарным и продовольственным стандартам этих рынков, у компании должна быть собственная селекционная база и чистота породы», — говорит он.

Стратегия «Мираторга» по производству говядины, наверное, по большей части направлена на экспорт плюс сегмент HoReCa, полагает Даниил Хотько. По его мнению, розничные продажи на внутреннем рынке должны занимать меньшую долю.

Внутренний рынок остается для компании приоритетным, хотя она развивает и экспортное направление. Так, по словам Виктора Линника, на горизонте пяти лет холдинг планирует, что сможет поставлять около 25% всей производимой продукции за рубеж. «Мираторг» уже вывозит говядину в Дубай, Бахрейн, прорабатывает продажи в Японию, Южную Корею, в ближайшее время должен получить разрешение на поставки во Вьетнам, говорил Линник в сентябре. Также холдинг рассчитывает отправлять свинину и говядину в Китай.

«Мы видим, что спрос на нашу продукцию есть как в сегменте HoReCa, так и в рознице, и мы, к сожалению, не успеваем его удовлетворять», — делится Вадим Котенко. Сделать это можно только наращивая производство, уверены в компании. Сейчас «Мираторг» продолжает строительство новых ферм и фидлотов для мясного скота, баз по обслуживанию техники, расширяет ассортимент продукции завода по убою и переработке. Кроме того, планомерно увеличивается земельный банк, его объем составляет около 750 тыс. га, из которых более 500 тыс. га приходится на пастбища и угодья для заготовки кормов для КРС. А вот вкладывать в покупку других игроков холдинг не намерен, поскольку его акционеры уверены, что проще и эффективнее создавать предприятия с нуля, чем переделывать действующие. «Конечно, приобретая землю, иногда мы получаем какие-то строения, скот, но о сделках M&A как таковых речи не идет», — добавляет топ-менеджер. Всего в этом году инвестиции «Мираторга» в развитие всех направлений бизнеса составят 7−10 млрд руб., оценивает Котенко, преимущественно это, конечно, вложения в проект КРС.

Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще