Выведение нового сорта картофеля требует $1 млрд инвестиций

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

И массы времени

95% потребности в товарном картофеле Россия закрывает сама. Однако 90% семян, используемых для его выращивания, — импорт. Эту зависимость можно снизить до 10% за пять лет, верят участники рынка.

По данным Картофельного союза, российские сельхозорганизации всех видов ежегодно нуждаются в 1-1,1 млн т семенного картофеля для посадки. С учетом потребностей хозяйств населения эта цифра увеличивается в три раза, говорит исполнительный директор союза Алексей Красильников. Замдиректора Всероссийского НИИ картофельного хозяйства имени А.Г. Лорха Алексей Мелешин оценивает общие потребности страны в посадочном материале всех классов на уровне 5 млн т/год.

После проверок в текущем сезоне в Россию предполагается ввезти до 60 тыс. т законтрактованного и проинспектированного семенного картофеля из Европы, знает он. «Европейские компании поставляют семена преимущественно своим дилерам, которые выращивают картофель на семена уже на территории нашей страны и затем продают его производителям, — рассказывает Мелешин. — Из поставленных 60 тыс. т на следующий год мы получим 300-350 тыс. т семян".

Преимущественно импорт
При выращивании товарного картофеля, а также идущего на промпереработку, доля семян европейской селекции составляет 80-90%, оценивает Красильников. Картофель, предназначенный для технической переработки (в пюре, хлопья, чипсы и т. д.), из-за высоких требований к сырью полностью производится из зарубежных семян. За последние три-пять лет долю импортных семян удалось незначительно сократить — с 90% до 85%, добавляет гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

Летом 2013 года ввел ограничения на импорт в Россию семенного картофеля из Евросоюза из-за неоднократного ввоза зараженных партий семян. На данный момент исключения сделаны только для Голландии, Германии и Финляндии, рассказывал «» представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко в конце марта. По его словам, каждая партия из этих стран дополнительно проверяется инспекторами ведомства при отгрузке. «Пока речи о снятии ограничений не идет», — добавил Алексеенко.

По итогам декабрьской проверки партий семенного картофеля для посадки в текущем сезоне допустил к ввозу в Россию 18 тыс. т из Германии, 13 тыс. т из Голландии, 4 тыс. т из Финляндии, знает Красильников. По его мнению, в 2015 году европейские поставщики смогут удовлетворить потребности российских покупателей только наполовину, остальной объем будет закуплен внутри страны.

«Риски нехватки семян были и остаются, но второй год работы в условиях ограничений показал, что ситуация хоть и тяжелая, но стабильная», — считает эксперт. С конца прошлого года проблема высокой зависимости от импорта обострилась, обращает внимание Тюрина. Из-за девальвации рубля стоимость зарубежных семян выросла почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Такое удорожание в результате приведет к увеличению стоимости конечной продукции на 20-30%, полагает она.

«Национальная земельная компания» (выращивает до 160 тыс. т/год товарного картофеля в Тульской области) закупает элитные и суперэлитные семена в Европе. Из-за скачка курса евро они стали менее доступны российским сельхозпроизводителям, подтверждает гендиректор предприятия Андрей Самошин. «Зарубежные сорта подорожали практически вдвое, — говорит он. — Опасаюсь, что в этом году многие картофелеводы будут вынуждены посадить более дешевые семена с низкой урожайностью».

Хозяйство «Картофель» (Свердловская область) в 2015 году планировало увеличить посадки картофеля на 40% и приобрести больше суперэлитных семян. Но из-за роста цен и недостаточного финансирования будет вынуждено использовать элитные сорта и первую репродукцию. «Нам нужно около 300 т семян картофеля, обычно до 90% из них — импорт, 10% — отечественной селекции», — комментирует директор предприятия Игорь Картузов. Он считает, что российские компании пока не могут дать необходимый объем качественных семян с гарантированной урожайностью, сохранностью, хорошим внешним видом, вкусовыми качествами, скороспелостью, устойчивостью к болезням, вредителям и засухе.

Без развития отечественного семеноводства и при сохранении высоких цен на импорт российские картофелеводы в перспективе уже ближайших нескольких лет могут столкнуться с нехваткой семян, считает гендиректор «Тверской агропромышленной компании» Сергей Конаныхин. «Какое-то время аграрии могут работать на старых запасах, отбирая семена из партий товарного картофеля, при этом теряя их качество и потенциал, — уточняет он. — Но без обновления семян через год-два картофель будет вырождаться, и на рынке возникнет дефицит посевного материала с урожайностью выше 25 т/га».

Без обновления семян через три-четыре года картофель начинает вырождаться. А без своего селекционно-семеноводческого центра обновить качественный семенной материал за счет внутренних ресурсов невозможно, подтверждает Картузов. «Учитывая политическую и экономическую ситуацию, мы постепенно идем к собственному производству семян, — говорит он. — Но, безусловно, нужно продолжать сотрудничать с ведущими европейскими и азиатскими селекционно-семеноводческими центрами, которые поддерживают наши начинания».

Нарастим объемы?

До распада Советского союза селекцией картофеля в стране занималась сеть крупных научных центров мирового уровня, рассказывает Мелешин. Но в 1990-е годы они лишились господдержки, поэтому развитие отечественной селекции пришло в упадок. «У нас стали обращать внимание на семеноводство только когда возникла вероятность не получить товар из-за рубежа, причем первыми подняли тревогу частные компании: они раньше всех просчитали риски и динамику политико-экономических решений», — делится эксперт.

Кроме недостаточного финансирования отечественная селекция и семеноводство сталкиваются с проблемой конкуренции на внутреннем рынке с зарубежными, в первую очередь европейскими, сортами. На сегодняшний день не менее половины сортов, зарегистрированных в госреестре для посадки в России, иностранной селекции, отмечает Мелешин. Из-за государственной политики открытости европейским сортам в разы легче попасть на российский рынок, чем наоборот. Поэтому только внимание со стороны государства и частного сектора к отечественным производителям, семеноводам и селекционерам позволит России обеспечить себя сельхозпродукцией в необходимом объеме, уверен он.

Тем не менее меры по ограничению импорта семян уже повлияли на рынок, считает Красильников. «Некоторые зарубежные поставщики приняли решение перенести часть производства семенного картофеля в Россию, а отечественные компании начали заключать договоры с европейскими селекционными центрами и выращивать семенной материал на своих площадках для собственного производства и на продажу», — рассказывает он.

Картофелеводческие хозяйства с собственными семенными лабораториями и посадками уже развивают в Тюменской (агрофирма «»), Нижегородской («Аксентис», «Элитхоз»), Московской («Озеры», «Вегетория»), Вологодской («Племзавод Майский»), Челябинской (агрофирма «Ильинка», СПХ «Красноармейское») и других областях. По оценке Картофельного союза, при соблюдении необходимых технологий 10-15 компаний в России смогут обеспечить необходимый стране объем качественных семян.

На Урале совместными усилиями бизнеса и государства уже создается селекционный центр, делится Картузов. В этом году началось строительство лаборатории по селекции российских сортов картофеля. В 2020-м планируется выйти на собственное семеноводство, а к 2025 году — получать первые устойчивые урожаи отечественных сортов элитных репродукций в промышленных объемах. «Мы активно поддерживаем уральскую селекцию последние пять лет, размножая суперэлитные семена до первой репродукции, но первичного материала очень мало», — сетует Картузов. По его словам, в промышленном производстве уже хорошо себя показывают новые сорта «Маяк», «Люкс» и «Горняк», сейчас испытываются несколько номерных «будущих хитов», которые требуют быстрого размножения и выхода на рынок элитной репродукции.

Отстаем по качеству

Тем не менее некоторые ниши картофелеводства работают только на импортных семенах. Например, производитель чипсового картофеля компания «» ежегодно закупает в Европе 60 т семян для их репродукции и последующего выращивания товарной продукции. «Мы используем только определенные сорта, согласованные с заводом-переработчиком, — поясняет гендиректор предприятия Игорь Поляков. — Отечественная селекция пока не соответствует требованиям производителей чипсов».

Новгородское хозяйство «Агро» тоже предпочитает покупать семена европейской селекции, поскольку они могут гарантировать необходимое компании качество. «В этом году мы приобрели 80 т семян, половину привезли из Германии и Финляндии, остальные хотя и куплены в России, но выращены теми же иностранными производителями», — рассказывает директор компании Игорь Лазуко. Семена, полученные в нашей стране, обходятся дешевле, но вполне могут конкурировать с выращенными за границей, добавляет он. «Тверская агропромышленная компания» выращивает 550 га картофеля. «Наши хозяйства работают без полива, поэтому нет необходимости покупать элитные импортные семена в Европе, — говорит Конаныхин. — Приобретаем первую и вторую репродукцию, выращенные российскими компаниями, но зарубежной селекции».

Отсутствие собственного семеноводства не отменяет потребности российских компаний в высококачественном посадочном материале, акцентирует Красильников. «Сейчас сложилась ситуация, когда сельхозпроизводители предпочитают закупить более дорогие семена за границей, но получать гарантированный урожай с хорошей сохранностью и товарным видом», — знает он.

Кооператив «Устюженский картофель» производит семенной картофель в Вологодской области. В 2015 году хозяйство реализовало более 4 тыс. т семян, в том числе отечественной селекции. Исполнительный директор компании Александр Кузнецов отмечает стабильный спрос на них у покупателей из разных регионов России. Также кооператив выращивает элитные сорта, соответствующие европейским требованиям, для компании « Рус» («дочка» немецкой селекционной компании ).

«Главная проблема российской селекции — найти качественный исходный оригинальный и элитный семенной материал определенных сортов в нужном объеме, — говорит руководитель. — Правда, на рынке есть конкурентоспособные по урожайности и товарной привлекательности российские и белорусские сорта. Уверен, что соблюдение всех агротехнических требований позволяет получить качественный семенной материал, который востребован на рынке».

«Солана-Агро-Сервис» с 1995 года производит в России семена картофеля зарубежной селекции. С примерно 1 тыс. га посевов ежегодно удается реализовывать около 10 тыс. т семенной продукции. Урожайность многих современных сортов превышает 60 т/га, при должном подходе и орошении некоторые дают до 100 т/га, рассказывает гендиректор компании Владимир Молянов. «Потребителю — крупным или мелким сельхозпроизводителям — неважно, в какой стране произведен посевной материал, вопрос в качестве, востребованности сорта на рынке и цене, — уверен он. — В России можно получать качественные семена, но инфраструктура для такого производства часто неразвита, а значит даже семена, выращенные в стране, могут дорого стоить».

Например, в северных районах Ленинградской, Архангельской областей, Карелии, на Алтае и Северном Урале есть зоны с отсутствием тлей или минимальным риском заражения посевов картофеля, что прекрасно подходит для производства семян. «Но там нет ни дорог, ни полей, ни условий для проживания людей, — перечисляет Молянов. — Если во все это инвестировать, то картофель будет “золотым”».

Только с господдержкой

Красильников считает, что можно в корне изменить положение отечественного семеноводства. «Если направить усилия на селекционную работу, строительство лабораторий, подготовку кадров, урегулирование отношений с селекционерами, то уже к 2020 году мы можем снизить зависимость от импортных семян картофеля до 10%», — утверждает он. Однако даже если сложатся все факторы — европейские компании придут в Россию, а отечественные запустят производство в полную силу — нужно не менее четырех-пяти сезонов на доведение мини-клубня до уровня семян первой-второй репродукции, которые дадут урожай для товарных продаж или переработки, уточняет эксперт. Кроме того, нужно время на поиск земли под посадки, обучение специалистов, закупку техники.

Чтобы ликвидировать зависимость от импорта, необходимы собственные лаборатории и серьезные инвестиции, в том числе господдержка, добавляет Картузов. Только для начала работ по строительству селекционной станции требуется около 300 млн руб., затем идут вложения в теплицы, хранилища, покупку специфического оборудования. В мировой практике инвестиции в выведение нового сорта составляют около $1 млн и требуют до 10 лет работы, добавляет Красильников.

Несмотря на большое доверие российских производителей к импортным семенам в условиях нестабильной экономической и политической ситуации такая высокая зависимость опасна, убеждена Тюрина. Главная мера поддержки отечественных производителей и селекционеров в картофелеводстве — субсидирование процентной ставки по кредитам. Однако небольшие предприятия не всегда могут выполнить условия банков для получения займов, обращает внимание эксперт. По ее мнению, отрасль станет развиваться, если сельхозпроекты будут субсидировать из федерального и региональных бюджетов.

Самошин думает, что семеноводству может помочь изменение системы регистрации и районирования сортов, которая серьезно устарела. «Пока к нам поступит очередной сорт, западные селекционеры уже производят другие, — отмечает он. — На мой взгляд, нужно, чтобы сам фермер определял, интересен ему определенный сорт или нет». Сокращение системы районирования картофеля позволит экономнее расходовать средства и сосредоточиться на выявлении преимуществ сорта при проведении испытаний, согласен Красильников. В отличие от других агрокультур картофель не так подвержен воздействию климатических факторов, и его районирование для сортоиспытаний и регистрации легко можно ограничить Центральным, Южным и Дальневосточным регионами.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»