Выбор редактора

По итогам 2015 года рынок тракторов всех мощностных диапазонов сократился примерно на 35%, продажи основных иностранных производителей уменьшились на 20%, рассказал в интервью «Агроинвестору» директор по продажам, маркетингу и послепродажному обслуживанию компании «Клаас Восток» Дирк Зеелиг. По расчетам аналитической компании «АСМ-холдинг», российский рынок тракторов снизился более существенно — на 39,2%: общий объем продаж за январь-декабрь составил примерно 26,8 тыс. единиц.

При этом рынок тракторов 5 класса и выше характеризуется ростом, отмечает исполнительный директор «Агромашхолдинга» (торгово-сервисная компания концерна «Тракторные заводы») Мурад Караджаев. Доля таких машин в прошлом году выросла на 6% и составила примерно 15% от всего рынка сельскохозяйственных тракторов. Энергонасыщенные тракторы российского производства в 2015 году занимали 75% рынка, что на 31% больше, чем в 2014-м, сравнивает он. Увеличение продаж связано с возможностью приобрести отечественную технику со скидкой 25−30% по постановлению правительства № 1432, объясняет Караджаев, кроме того, спрос растет благодаря повышению качества машин, улучшению технических характеристик и дизайна, расширению модельного ряда.

Согласно Росстату, в обороте сейчас около 80 млн га земли, для ее обработки и посева нужно не менее 35−40 тыс. мощных тракторов (от 350 л. с.), при этом в парке аграриев только около 30 тыс. таких машин, оценивает руководитель группы продвижения «Петербургского тракторного завода» (ПТЗ, дочерняя компания «Кировского завода») Сергей Солдатов. Для этого сегмента, как и всего тракторного парка страны, актуален вопрос обновления: примерно 70% тракторов больше 10 лет, а около половины — старше 15.

Сравнив данные Минсельхоза и показатели зарубежных стран по нагрузке на один трактор, Дирк Зеелиг делает вывод, что потребности России в расширении и обновлении тракторного парка просто колоссальны. По его словам, у нас на один трактор приходится 247 га в смену, тогда как в США этот показатель составляет 38 га, а во Франции — 14 га.

Министр сельского хозяйства Александр Ткачев ранее оценивал, что на полях страны работает 460 тыс. тракторов, из них 60% старше 10 лет и требует замены. По словам главы агроведомства, аграрии должны ежегодно приобретать около 46 тыс. новых машин, а покупают всего 12 тыс.

В 2010—2012 годы благодаря господдержке на рынке прослеживалась тенденция к обновлению изношенного машинно-тракторного парка: продажи колесных тракторов выросли более чем в 2,5 раза относительно показателей 2009-го, а вот с 2013 года наблюдается неуклонное падение рынка, рассказывает Зеелиг. Прежде всего, это связано с макроэкономической ситуацией в стране. В последние годы кроме общих негативных тенденций дополнительное влияние оказала ускоренная девальвация рубля. В результате импортная техника, особенно мощные тракторы и зерноуборочные комбайны существенно подорожали.