Бункер-перегрузчик: технология быстрой уборки

Партнёрский материал

Бункер-перегрузчик: технология быстрой уборки
Бункер-перегрузчик: технология быстрой уборки

Зерновая логистика для тех, у кого нет 25 млн рублей

Кризис вынуждает предприятия в разных сферах экономики оптимизировать производственный процесс, искать возможности для сокращения издержек. Это актуально и для российского АПК, который переживает не лучшие времена.
Можно ли снизить затраты на покупку техники, увеличив рентабельность сельхозпроизводства? Да. Благодаря бункеру-перегрузчику, американские и канадские аграрии уже давно сократили парк комбайнов на 1/3 и свели потери практически к нулю.

Проблема: транспортировка зерна

Специалисты «Pocтсельмаш» подсчитали, что 70% всех комбайнов в нашей стране изношены, а количество техники на 1000 га пашни сократилось в 6 с лишним раз с уровня СССР.
Данные более обнадёживающие: 3 комбайна на 1000 га, но такой показатель всё равно не выдерживает сравнения с развитыми странами.

Однако покупка техники для большинства российских агропредприятий не по карману, особенно во время кризиса.
«Политика Центробанка непонятна. Высокая ключевая ставка подрывает конкурентоспособность. Предприятиям предлагают деньги под 25%. Это за гранью рентабельности», — прокомментировал ситуацию президент «» Константин Бабкин ещё на предкризисном совещании в правительстве. При спаде экономики ситуация только осложнилась.

Гендиректор инновационной компании «» Армен Налбандян придерживается другого мнения. Он считает, что чем ждать от государства дешёвых кредитов, проще заставить имеющуюся технику работать на пределе возможностей.

«Существенное удорожание ресурсов заставило агропредприятия задуматься об эффективности их использования. Ведь цель любого бизнеса — не выживание за счёт экономии в кризис, а высокая операционная рентабельность и устойчивое развитие», — объясняет он.

Эксперт рассказывает, что оптимизация производства кроется в синхронизации работы комбайнов и автомашин.

При «традиционном» способе комбайн выгружает собранное зерно в грузовики. При этом и техника, и автотранспорт стоят на месте. Так теряется 40-50% рабочего времени.

Альтернатива грузовикам на этапе выгрузки зерна из комбайна — бункер-перегрузчик, который поднимает производительность комбайна на 30-40%.

Меньше комбайнов — больше продуктивность

Бункер становится промежуточным звеном цепочке «комбайн-автомашина». Он прицепляется к трактору и принимает собранный урожай на ходу. Затем подъезжает к краю поля и за несколько минут перегружает зерно в автомашину.

Поскольку комбайн не останавливается, его продуктивность становится максимальной. Практики заявляют: вместо 3-х комбайнов ту же работу могут выполнить 2 и 1 бункер-перегрузчик.

К примеру, у вас 4 комбайна. Докупив 2 бункера, вы получите эффект как от 6 зерноуборочных машин, сэкономив до 25 млн руб.

Как подсчитала немецкая консалтинговая фирма Feiffer Consult, разгрузка на ходу позволяет увеличить производительность уборки на 25%. По итогам исследований ООО «», этот показатель может доходить до 40-50%.

Абсолютный рекорд был зафиксирован в «Елецком Агрокомплексе» - плюс 80% к эффективности комбайнов!
Гуссейн Исмаилович, управляющий 1-го отделения ООО «Елецкий Агрокомплекс» (агрохолдинг «»): «Комбайнёры потихоньку оценивают преимущества: смена длится 10 часов, а с использованием перегрузчика продуктивность повышается на 2-3 часа. Мы можем это оценить, поскольку в бункере есть автоматический контроль веса».

No-Till для сокращения издержек

Оптимизация логистики важна не только на этапе уборки, но и во время посевной. Сейчас для более рационального использования ресурсов всё больше хозяйств переходят на технологию No-Till. Её особенность в том, что посев производится по пожнивным остаткам, без предварительной подготовки почвы. Принципиальная задача — исключить негативное воздействие на пахотный слой. Но как этого добиться?

Секрет знают в ООО «Раздолье» (Неклиновский район, Ростовская область). Говорят, здесь долго не верили в новые технологии, и только в июне 2014 г. решились на эксперимент с бункером-перегрузчиком. Год спустя на предприятии их уже 5.

Главный инженер предприятия Дмитрий Вилонин: «Мы используем их почти круглый год: осенью — на посеве, летом — на уборке, весной — на подкормке озимых. И если раньше на штатную загрузку сеялок уходило до 1 часа, то теперь это 10-15 минут».

В хозяйстве подчёркивают, что новые технологии помогли не только ускорить загрузку сеялок, но и уменьшить количество грузовиков на подвоз в 2 раза.