Нехватка автопарка при уборке урожая: Инструкция по выживанию

Партнёрский материал

Нехватка автопарка при уборке урожая: Инструкция по выживанию
Нехватка автопарка при уборке урожая: Инструкция по выживанию

Какие ошибки при перевозке зерна «съедают» прибыль и почему наемный автотранспорт может разорить хозяйство?

В разгар полевых работ одной из главных проблем сельхозпроизводителей становится нехватка техники. Решение этой проблемы — в новых технологиях оптимизации логистики. Однако серьёзным препятствием к успешному завершению уборки становится недостаток автотранспорта. Эта проблема получает меньшую огласку, но заслуживает внимания из-за своей повсеместной распространённости.

Нехватка КАМАЗов — откуда растут корни?

По данным Россельхозакадемии, обеспеченность российских хозяйств автотранспортом составляет 50% от потребности, а показатель износа грузовиков — 60%. Проблема довольно коварна и не даёт о себе знать, пока работы проводятся на небольшом удалении от тока. В сельхозпредприятиях нередки ситуации, когда парк комбайнов полностью укомплектован, а количество грузовиков — ниже минимального, и это не вызывает существенных беспокойств.
Однако по мере удаления от зернотока нехватка автотранспорта становится всё острее. Ради экономии времени водителям грузовиков приходится заезжать на край поля, что категорически запрещено. Это влечёт за собой переуплотнение почвы и крайне негативно сказывается на будущих урожаях.
Армен Налбандян, гендиректор ООО «»:
«Эксплуатационная производительность автомашин — всего 50% от возможной! Почему? Да потому что грузовики во время уборки выполняют роль не только транспортного средства, но и буферной зоны между накоплением и хранением зерна. Это повод пересмотреть подход к логистике уборки и структуру затрат в этом сегменте».
Эксперт объясняет, что постоянные потери времени, которое автомашины вынуждены простаивать в ожидании загрузки, растягивают оптимальные сроки уборки. При этом потери в результате самоосыпания зерна составляют до 1 ц/день!
Поскольку покупать много автомашин нерационально — они работают меньше месяца в году во время полевых работ — хозяйствам приходится тратить львиную долю прибыли на аренду КАМАЗов. Учитывая извечно неблагополучное состояние сельского хозяйства в России и текущий общий кризис в стране, данный вид затрат лишает агропредприятия последней возможности выйти на рентабельность.

Почему наёмный автотранспорт может разорить?

Средняя цена КАМАЗа — 3 млн руб. При условии, что на каждые 3 комбайна сельхозпредприятию требуется порядка 4-х грузовиков, затраты на их покупку оказываются неоправданно высокими. Причины — короткий срок эксплуатации грузовиков и затраты на их содержание.
При поверхностном рассмотрении кажется, что оптимальный выход — нанимать автотранспорт. Практики подтверждают, что это действительно выгоднее, чем содержать полностью укомплектованный парк грузовиков. Однако при более детальном анализе в найме автомашин проявляется ряд факторов, которые тормозят развитие хозяйства и мешают ему увеличивать прибыль.

Существенные затраты на аренду автотранспорта, риски поломок, низкая эффективность работы — всё это факторы, которые видны на поверхности. Проблема переуплотнения почвы начнёт заявлять о себе не сразу, только при следующем урожае, но влечёт за собой колоссальные потери урожая, а для её решения требуются существенные затраты.

Чем опасно переуплотнение почвы?

? Спрессованной почве труднее поглощать влагу. Это приводит к заболачиванию полей, образованию корки на поверхности, а в будущем приводит к повышенной эрозии.

? Посевам сложно пробиваться сквозь жёсткий слой. В итоге растения становятся ниже, мельче, бледнее. Стебли утончаются, а корневая система приобретает аномальную форму.

? Общая урожайность снижается, что влечёт за собой колоссальные потери прибыли.

? Увеличиваются затраты на сельхозтехнику, так как для обработки спрессованной почвы требуются более энергоёмкие машины, которые быстрее выходят из строя.

Новые технологии для оптимизации зерноперевозок

По результатам испытаний, проведённых инновационной компанией «», автомобили в АПК работают вполсилы. А это значит, что если найти способ заставить грузовик выкладываться по максимуму, можно будет снизить количество необходимых КАМАЗов в 2 раза!
Верное средство для оптимизации логистики в АПК — новые технологии. На этом мнении сошлись учёные и представители власти на конференции в ДонГАУ. По словам экспертов отрасли, слабое место в существующей 2-звенной схеме уборки «комбайн-автомашина» - это вынужденные остановки для выгрузки зерна. Простои влекут за собой срыв агросроков и потери зерна в результате самоосыпания. Урожай попросту не успевают собирать.
В качестве решения данной проблемы инженеры предлагают бункер-перегрузчик в качестве буферной зоны в цепочке «комбайн-автомашина». В хозяйствах, которые уже перешли на 3-звенную уборку, отмечают, что открыли для себя действенный способ снизить затраты на производство зерна.
3-звенная схема уборки работает по следующему принципу. Пока автомобиль ждёт у края поля, накопитель подъезжает к комбайну. Шины низкого давления позволяют ему передвигаться по полю без ущерба для пахотного слоя.
С помощью специального шнека выгрузка зерна из комбайна в грузовик происходит на ходу, что позволяет существенно экономить время. Поскольку все звенья цепочки работают как часы, производительность комбайнов и автомобилей стремится к 100%. В результате потребность в КАМАЗах снижается вдвое, что позволяет полностью избавиться от наёмных бригад.

Личный опыт хозяйств, которые избавились от найма автотранспорта

В ОАО «Советская МТС» (входит в холдинг ) утверждают, что оптимизация работы автотранспорта принципиальна и во время посевной. После долгих исследований агрономы хозяйства пришли к выводу, что в результате ускорения загрузки посевных комплексов значительно снизятся простои и устранится потребность в найме КАМАЗов.

Владимир Семёнов, главный агроном ОАО «Советская МТС» (Курская обл., Холдинговая компания ):
«Исчерпав технические возможности посевного комплекса, мы начали искать резервы. Путём анализа выявили слабое место — долгое время простоя при загрузке. И если раньше время загрузки составляло порядка 15-20 минут, то теперь, с бункерами-перегрузчиками, — 3-4 минуты. Для нас важно, что результаты отразились на производительности агрегата, но мы также смогли уменьшить количество грузовиков на подвоз в 2 раза!».

Статья размещена на правах рекламы. Авторство и все права на статью принадлежат компании ЛИЛИАНИ