Бункер-перегрузчик: Сев и уборка без потерь

Партнёрский материал

Бункер-перегрузчик: Сев и уборка без потерь Бункер-перегрузчик позволяет ускорить загрузку посевных комплексов на 40%
Лилиани
Бункер-перегрузчик: Сев и уборка без потерь Бункер-перегрузчик позволяет ускорить загрузку посевных комплексов на 40%
Лилиани

Растягивание агросроков во время посевной и уборочной компаний приводит к колоссальному недобору зерна. Как решить проблему?

Ещё наши предки понимали, что принципиальное значение для получения хорошего урожая имеет своевременный сев. Народная мудрость оформилась в пословицу: «Сей в добрую пору — соберёшь зерна гору». И хотя на протяжении веков развивалась агронаука, совершенствовались сельскохозяйственные технологии, в очередной раз мы слышим новости о том, что яровой сев 2014/15 проходит с опозданием…

Те же проблемы с растягиванием оптимальных сроков появляются на этапе жатвы. В этой статье мы расскажем, как оптимизировать логистику полевых работ и навсегда избавиться от проблемы недобора урожая.

Что посеешь — то и пожнёшь

Срыв агросроков чреват существенным недобором урожая. Проще говоря, если зерно не посеять вовремя, оно не успеет созреть. По разным оценкам, по этой причине ежегодно в России недобирают порядка 10-15% урожая.

В растягивании полевых работ принято винить нехватку сельхозтехники. Субсидий от государства вечно не хватает, а закредитованность и высокие ставки не позволяют большинству агропредприятий брать нужную технику в кредит. С учётом неопределённости в правилах игры по экспорту, будущее сельхозотрасли довольно туманно.

Однако не для всех. На примере реально существующих хозяйств можно увидеть, что если использовать ресурсы с умом, выжимая максимальную производительность как от техники, так и от людей, можно снизить и себестоимость, и риски недобора зерна. Результатом оптимизации станет увеличение урожайности и гарантированная прибыль.

Так, главный инженер агрофирмы «Раздолье» Дмитрий Вилонин рассказывает, что бункеры-перегрузчики позволили хозяйству забыть о простоях во время посевной: «Если раньше под 4 посевных комплекса нужно было 4 автомобиля, то после приобретения бункеров-перегрузчиков мы ставим 2. Можно спокойно обойтись и одной машиной, 2 мы используем, чтобы дать людям время отдохнуть. Заметно сократилось время на загрузку сеялок — с 1 часа до 10-15 минут. Те же цифры по высеву. Время простоя стало в 4 раза меньше!».

Гендиректор «» Армен Налбандян, более 10 лет занимающийся разработками в сфере оптимизации логистики полевых работ, объясняет, что к проблемам срыва агросроков и недобора зерна нужно подойти с другой стороны: «Зачастую решение мы ищем не там, где надо, а где ближе. Если копнуть глубже, выяснится, что имеющаяся техника работают неэффективно, и именно это является причиной растягивания посевной. Во время сева 30-40% времени дорогостоящие сеялки (и тракторы вместе с ними) простаивают во время загрузки зерна. Современные технологии в виде бункера-перегрузчика позволяют многократно сжать это время: с 40-50 мин. до 3-4. Таким образом, эффективность посевной техники увеличится на 40-50%. А это — снижение угрозы недобора урожая из-за недосева или несвоевременного сева».

Кто не успел — тот не убрал

Вовремя проведённый сев значительно повышает шансы хозяйства на хороший урожай. Однако не менее важно провести уборку — опять же в сжатые агросроки. Ведь статистика неумолима: после созревания начинает происходить самоосыпание зерна, в среднем — 1,5 — 2% в день.

Профессор Алексей Бурьянов, который уже много лет занимается логистикой сельхозработ, в том числе — уборочно-транспортных, утверждает, что проблема современных аграриев — нерациональное использование техники.

Он констатирует: дорогостоящий комбайн работает всего 200 часов в год. А значит, должен эксплуатироваться максимально эффективно, чтобы окупить себя.

«При перевозке зерна простаивать могут как комбайны, так и автомобили — по различным причинам. Это и технологические отказы, и человеческие факторы. Упущенное время нужно компенсировать, чтобы потери были минимальными», — рассказывает профессор Бурьянов.

Главную причину простоев раскрывает руководитель «» Армен Налбандян: «Уборка зерновых с помощью комбайнов — процесс цикличный. Сначала они работают "на себя", загружая собственный бункер, а затем выгружаются в автомашину. И для выгрузки техника вынуждена остановиться. В среднем, с учётом всех факторов (остановка молотилки, откидывание выгрузного шнека, подъезд порожней машины, запуск выгрузной системы, сама выгрузка и далее — в обратной последовательности) современный комбайн на выгрузке теряет 5-10 мин. Время, необходимое для уборки зерна до полной загрузки собственного бункера, — 12-18 мин. Получаем картину: цикл уборки — 17-28 мин., из них 5-10 — прямая потеря времени».

Несложно подсчитать, что в течение 8-часовой смены комбайны простаивают в среднем 2,5-3 ч. Иными словами, треть парка зерноуборочной техники не принимает участие в полевых работах. Опасность растягивания агросроков в том, что это влечет не только количественные, но и качественные потери урожая. Прямое следствие — потеря доходов и рентабельности бизнеса.

Если циклический процесс уборки превратить в бесконечный, комбайны смогут убирать в среднем в 1,5 раза быстрее. Но как этого добиться?

Ответ прост: нужно выстроить технологию уборки таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму время простоев. Ведь цена вопроса — собрать выращенный урожай без потерь, сэкономив время и средства на покупку новой техники и автотранспорта.

Оба эксперта сходятся во мнении, что повысить производительность комбайнов и грузовиков во время уборки можно только с переходом на 3-хзвенную схему уборки — «комбайн+бункер- перегрузчик+автомобиль». В этой цепочке бункер-перегрузчик — компенсатор, буферная зона, которая нивелирует разность темпов работы комбайнов и машин, а также обеспечивает безостановочную выгрузку комбайнов. Таким образом, комбайн не теряет 5-10 мин. при каждой выгрузке.

Вся техника работает без простоев, за счёт чего её производительность достигает 100%. Грузовики также работают безостановочно, поскольку не должны дожидаться поэтапной загрузки «до полного». Эту работу за них выполняет бункер-перегрузчик. Не повреждая почву, КАМАЗы на краю поля получают свою «полную порцию» и отправляются на ток. Количество рейсов увеличивается в среднем в 1,5-2 раза, что устраняет необходимость в найме автотехники.

Страховка от внутреннего воровства

Каждый руководитель хозяйства сталкивается с проблемой увода зерна налево. При традиционной системе логистики учёт урожая начинается только с весовой зернотока. До этого у комбайнёров, водителей и весовщиков много возможностей для воровства или искажения отчётности. К примеру, они могут взвесить 20 т, а записать всего 19.

Весовая система, которой оборудованы бункеры-перегрузчики, устраняет проблему «увода». Вес фиксируется разными участниками процесса, а также электронно, причём происходит это в три этапа:
1. При выгрузке из комбайна в бункер-перегрузчик.
2. При перегрузке зерна в машину.
3. На весовой зернотока.

Такая схема гарантирует, что на ток будет сдано именно столько зерна, сколько было собрано. Кроме того, решается проблемы оплаты труда механизаторов: каждый получает строго за намолоченный объём. Эффективность работы комбайнёров возрастает за счёт правильной системы учёта и мотивации.