CISLINK DTS ежедневно помогает производителям получать достоверную дистрибьюторскую отчетность
По оценке ряда исследовательских компаний, в России большая часть товаров — свыше 80% — проходит через дистрибьюторов. Агроотрасль не исключение. Как правило, подавляющая часть поставщиков средств производства для АПК, в первую очередь таких, как СЗР, семена, сельхозтехника и так далее, имеют широкую сеть посредников для реализации продукции по всей стране. С дистрибьюторами работают и крупные производители различных продуктов питания. И хотя высокая доля поставок через данный канал закономерно должна подразумевать его активное развитие, проблемы в товаропроводящих цепочках все еще остаются. Так, если говорить о FMCG-рынке, то, по данным ежегодного исследования NielsenIQ, в 2023 году среди ключевых индустриальных рисков компании выделяли именно перебои в цепочках поставок и проблемы с логистикой — эти варианты с большим отрывом опережают другие поводы для беспокойства игроков — 53 и 51% соответственно.
Реальная помощь для честного бизнеса
Помимо непосредственно перебоев в товаропроводящих цепочках, участникам сельскохозяйственного рынка, работающим через дистрибьюторов, усложняют работу такие моменты, как, например, несвоевременное поступление информации о наличии товара на складе, предоставление данных в различных форматах, а не в едином, недостоверность той или иной информации и многое другое, комментирует директор по развитию бизнеса российского сервиса CISLINK DTS (разработчик решений для автоматизации передачи и обработки данных о вторичных продажах между производителями и дистрибьюторами) Павел Назаров. «Производителю важно не просто отгрузить продукт, ему важно своевременно видеть, куда именно, в каком объеме, когда и как он был распределен по товаропроводящей цепочке, — объясняет он. — Да, конечно, дистрибьюторы предоставляют отчетность, но доходит она до поставщика зачастую позже, чем необходимо, в этих данных могут быть непроизвольные или произвольные ошибки, формат предоставления информации тоже бывает совершенно разным, ведь один посредник работает в такой программе, второй — совершенно в другой... Чтобы проверить и упорядочить все эти данные, тоже требуется время, которое иногда критически важно для принятия каких-либо решений».
Сервис CISLINK DTS (Data Tracking Service) автоматизирует передачу данных о состоянии товара в дистрибьюторской сети, контролирует их точность и достоверность. Точная информация в реальном времени позволяет компаниям-производителям эффективнее управлять продажами, оптимизировать планирование производства и создавать прозрачные отношения с дистрибьюторами. «Автоматизация не работает сама по себе, она лишь инструмент мониторинга, — акцентирует внимание Назаров. — Но точные данные об обстановке здесь и сейчас, а не задним числом, дают принципиальное преимущество».
«Сингента» — один из ведущих мировых производителей СЗР и семенного материала — внедрила DTS несколько лет назад, создав с помощью данного сервиса единую, полностью автоматизированную архитектуру, соединяющую ежедневные детализированные данные о продажах по каждому продукту для каждого клиента и корпоративную CRM-систему. В результате корректность данных о товародвижении доведена до «абсолютно низкого уровня погрешности», утверждает представитель компании.
Меньше рук, больше «цифры»
Согласно данным опроса InfoLine, одной из важнейших проблем в выстраивании товаропроводящей цепочки производители также называют нехватку квалифицированного персонала у дистрибьютора. Не стоит забывать и о том, что даже имеющийся в наличии сотрудник может допускать случайные ошибки или сознательно искажать данные для своей выгоды. Помочь здесь тоже могут цифровые решения.
Сервис CISLINK DTS предназначен для автоматической передачи данных напрямую из учетных систем дистрибьюторов, рассказывает Назаров. «Человеческий фактор исключается из процесса подготовки отчетности, а затем наши алгоритмы проверяют корректность информации, то есть, даже если какой-то не очень добросовестный сотрудник захочет исказить ту или иную информацию о продажах, сделать это будет очень затруднительно, — заверяет он. — Мы следим за практикой клиентов и знаем, что многие принимают данные из нашей системы за “источник правды”, на основании которого они ведут финансовые расчеты, начисляют бонусы дистрибьюторам
Дистрибьюторы тоже получают ряд преимуществ за счет особенностей работы сервиса CISLINK DTS, отмечает представитель «Сингенты». Во-первых, программа позволяет надежно подтверждать объемы всей реализованной продукции — без ошибок и с точностью до единицы товара, что имеет значение при расчете премий, когда борьба идет за каждый литр, килограмм продукта. Во-вторых, отслеживание отгрузочных цен позволяет избежать демпинга, соблюдать региональные коммерческие условия, поддерживает здоровую конкуренцию и позволяет выжить небольшим локальным поставщикам. В-третьих, своевременно проведенные расчеты позволяют оперативно вернуть в оборот средства — полученными премиями дистрибьюторы могут сразу закрывать кредитные линии.
С помощью данной программы в российском подразделении «Сингенты» были автоматизированы 300 рабочих мест. «Мы избавились от ручной обработки десятков тысяч накладных и также ручного переноса данных о продажах в CRM-систему — спроектировали и полностью автоматизировали передачу данных о реализации товара во всей цепочке. Теперь нам доступна актуальная и подробная информация об отгрузках продуктов каждому клиенту, в каждое хозяйство», — подчеркивает представитель компании.
На отечественном софте
По данным аудиторской компании «Технологии доверия», уровень проникновения цифровых решений в российский АПК составляет всего 10%. При этом работа с данными в отрасли не урегулирована, кроме того, значительная доля используемых digital-решений базируется на зарубежном программном обеспечении, что является дополнительным риском и тормозит общую цифровизацию сектора. Директор департамента цифрового развития и управления информационными ресурсами АПК Минсельхоза Алексей Павлюченко в ходе конференции «Где маржа — 2024» признавал, что в прошлом году на цифровых системах иностранного производства, которыми пользуются российские аграрии, были зафиксированы факты вирусных атак. Конфликты ПО и риски кибератак можно минимизировать, перейдя на отечественный продукт, говорил он.
Решения CISLINK DTS созданы в России и развивались от потребностей компаний-производителей, отвечая вызовам рынка и изменениям индустрии, обращает внимание Павел Назаров. «Мы не зависим от зарубежной инфраструктуры: ПО развернуто локально, среда разработки также локальная, — подчеркивает он. — Кроме того, CISLINK аккредитована в государственном реестре IT-компаний страны».
Сервисом пользуются уже более 100 участников различных рынков (производители и поставщики продукции для сельского хозяйства и животных, кондитерских изделий, сыров, мороженого и других сегментов FMCG — любых товаров с сильным брендом) с более чем 3 тыс. подключенных дистрибьюторов по России и странам СНГ. «Наша система может быть интересна в первую очередь тем игрокам, которые уже имеют сильные бренды, и им важно прослеживать всю товаропроводящую цепочку, например производителям СЗР, семенного материала, кормов для сельхозживотных, ветеринарных препаратов и любых продуктов питания, — перечисляет Назаров. — У нас недорогой сервис, его установка и использование финансово посильно практически всем. Главное, чтобы компания развивала дистрибьюторский канал и чтобы было понимание всех преимуществ data-driven-подхода».