Ждут ли инвесторы новых эмитентов облигаций из АПК

Почему доля сектора на фондовом рынке все еще не высока каковы его перспективы на публичном долговом рынке

В 2024 году сумма облигаций растущих компаний из АПК, которые обращались на бирже, составила 22,1 млрд руб., что на 3,3 млрд руб. больше показателя 2023-го. Хотя с каждым годом количество выпусков облигаций сельскохозяйственных компаний растет — 63 выпуска в прошлом году против 50 в 2023-м и 33 в 2022-м — эксперты признают, что доля сектора на фондовом рынке все еще не высока. 

Структура фондирования сектора меняется

Субсидирование и льготные программы долгое время были основным каналом финансирования сельскохозяйственной отрасли. Однако сегодня доступ к этим инструментам для АПК и смежных секторов стал весьма ограниченным ввиду довольно сложной процедуры подачи документов и трудно выполнимых требований к компаниям. Например, компаниям необходимо постоянно демонстрировать положительную динамику основных финансовых показателей от года к году, что в условиях текущей турбулентности на рынке весьма непросто. Предприятия, тесно связанные с АПК, зачастую не могут получить льготы по формальному критерию — несовпадению с кодом ОКВЭД. 

Кроме того, ужесточились условия государственного субсидирования взятых ранее кредитов в секторе АПК. Размер субсидий по уже выданным банками кредитам снижается, теперь вместо 80-100% компенсации банки получат 50%. При этом банки могут в одностороннем порядке увеличить ставку еще больше, если своевременно не перечислит им деньги. 

В этих условиях становится актуальным поиск альтернативных источников финансирования, и сельскохозяйственные компании все чаще задумываются о привлечении инвестиций через облигации. Однако на пути эмитентов АПК на биржу возникает ряд барьеров, главный из которых — низкий уровень информированности сектора о возможностях привлечения инвестиций на рынках капитала. Некоторые сельскохозяйственные компании убеждены, что если земля заложена, то привлечь дополнительное фондирование уже невозможно. Другие в целом настороженно относятся к публичности и обязанностям, которые накладывает статус эмитента ценных бумаг. Однако предпосылки для изменения ситуации есть, и они уже вполне приобретают очертания зарождающегося тренда. 

Объем размещений небольшой, но темпы выхода сектора на публичный долговой рынок ускоряются

На конец 2024 года сумма облигационных выпусков предприятий АПК в обращении составила 22,1 млрд руб., или 12,1% от общей суммы по выпускам облигаций третьего эшелона, по сравнению с 18,8 млрд руб. АППГ. Пока сельскохозяйственные компании занимают относительно небольшую долю на рынке: в 2024 году в обращении находилось 63 выпуска эмитентов АПК из 431 выпуска облигаций растущих компаний. Однако темпы прироста отрасли опережают динамику всего публичного долгового рынка: сумма действующих выпусков АПК в среднем ежегодно увеличивалась на 23% и на 52% — их количество.

Если в 2018 году на рынке высокодоходных облигаций в обращении было лишь пять выпусков компаний из АПК, то к 2024 году это значение увеличилось в 12 раз — до 63 выпусков. В прошлом году на публичном долговом рынке было размещено еще 17 новых выпусков растущих компаний из сектора АПК и связанных областей на общую сумму 3,85 млрд руб. 


Принимая во внимание растущую динамику выпусков эмитентов АПК, мы прогнозируем увеличение количества эмитентов из сельскохозяйственной отрасли на 10-15% в этом году. По нашим оценкам, средние предприятия из АПК, не считая крупный бизнес, в 2025 году могут привлечь как минимум 4-5 млрд руб. частных инвестиций.

Если посмотреть на облигационный рынок в этом году, то в целом наши прогнозы начали уже постепенно подтверждаться — с учетом продолжающейся жесткой денежно-кредитной политики Банка России, на рынок вышло уже семь выпусков, общая сумма эмиссии которых составила более 830 млн руб. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года было размещено пять выпусков суммарным объемом 750 млн руб.

Несмотря на то, что ставки вознаграждения по облигационным займам (купоны) выше субсидированных кредитных ставок, есть несколько факторов, которые привлекают аграриев на биржу. 

Если в случае с банковским кредитованием условия определяет банк, и у него же в руках все полномочия для пересмотра договора при наступлении неблагоприятных обстоятельств, то в ситуации с облигациями параметры выпуска — сумму, срок, ставку привлечения и график погашения долга — определяет непосредственно эмитент. Разумеется, учитывается рыночная конъюнктура, ожидания инвесторов и т. д. Но тем не менее, у компании шире диапазон принятия решений по взятым обязательствам. 

Так, например, ставка по облигационному займу может быть фиксированной на весь срок или зависеть от ключевой ставки или другого индикатора. Также на этапе структурирования выпуска можно предусмотреть инструменты, которые позволяют изменить размер купона под рыночную конъюнктуру спустя установленный период либо выкупить облигации у их владельцев. 

Кроме того, для агропредприятий облигации — возможность привлечь «длинные деньги» без залогового обеспечения и предусмотреть комфортный график погашения задолженности. Платежи по кредитам далеко не всегда удобны отрасли, в которой выручка распределяется неравномерно по году с учетом фактора сезонности. Структуру выплат по облигационным выпускам можно адаптировать под финансовые планы компании с комфортной для эмитента периодичностью выплат по купонам и темпом погашения тела долга. 

Наконец, цели привлечения. Целью размещения облигаций в большинстве случаев является пополнение оборотных средств и жестких требований по ее детализации нет. Однако хорошим тоном считается пояснить инвесторам, на что будут направлены привлекаемые денежные средства, а потом и публично рассказать о результатах. 

Почему инвесторы голосуют за АПК

Согласно базовому сценарию развития АПК, заложенному в основу обновленной стратегии развития отрасли, к 2030 году производство сельхозпродукции должно вырасти на 25% относительно 2021 года. Факт постановки такой задачи говорит о том, что в структуре государственного регулирования существует консенсус по вопросу необходимости поддержки сельского хозяйства. Это хороший знак для инвесторов, сигнализирующий о надежности капиталовложений, поскольку государство заинтересовано в секторе.

Еще один фактор: геополитика мотивирует инвесторов поддерживать российских производителей. Поскольку ВДО ориентирован во многом на розничных инвесторов, настроение общества нельзя сбрасывать со счетов, хотя и измерить его в конкретных показателях затруднительно. Зато вполне осязаемы препятствия и риски для отечественных инвесторов, желающих разместить свои капиталы в зарубежных активах. 

В эпоху тарифных войн к общественным настроениям примешиваются и вполне рациональные мотивы инвесторов: факторы локализации производственной базы и рынка сбыта в аграрном секторе. Эмитенты АПК менее зависимы от международной торговли, чем представители традиционно высокомаржинальных производственных отраслей — нефтегазовой, металлургической, химической промышленности. Даже в условиях экономического замедления сельскохозяйственная продукция останется в структуре товаров первой необходимости.

В целом, мы застали исторический момент развития отечественного рынка, когда государство, с одной стороны заинтересовано в охлаждении потребительского спроса, с другой — в повышении инвестиционной активности граждан. Свидетельство тому — серия инициатив ЦБ, правительства и финансовых институтов для привлечения на фондовый рынок розничных инвесторов и защите их вложений. 

Учитывая, что проценты по вкладам уже ниже ключевой ставки, привлекательность фондового рынка растет, и как следствие — повышаются шансы компаний АПК найти заинтересованных инвесторов. И здесь успех определяется готовностью компании к новому уровню публичности и тем обязанностям, которые накладывает статус эмитента ценных бумаг. Другой немаловажный фактор — стратегия развития бизнеса, которая во многом определяет инвестиционную привлекательность компании.

Фондирование как level-up для отрасли

Помимо привычных для отрасли погодно-климатических факторов, агропредприятия сталкиваются, с одной стороны, с рисками роста экспортных пошлин на свою продукцию, с другой — с реальностью импортозамещения в рамках подхода «все свое» (техника, семенной материал, удобрения, посевные площади). Таким образом, АПК нуждается в долгосрочных инвестициях, для привлечения которых необходима в первую очередь продуманная стратегия развития предприятий. 

Разработка такой стратегии — большой шаг вперед для растущих компаний. Это делает их более конкурентоспособными, прозрачными и привлекательными для клиентов и партнеров. При этом процедура подготовки выхода на биржу хотя с первого взгляда и может показаться сложной, вполне понятна и последовательна, особенно при грамотном подходе и поддержке организатора размещения. Стать эмитентом облигаций могут компании из любой отрасли, соответствующие нескольким ключевым параметрам:  

  • Финансовые показатели. Выручка компании за последние три года должна составлять не менее 120 млн руб. по каждому. При меньших показателях потребуется поручитель либо оферент.

  • Прозрачность финансовых потоков. Компания должна быть готова предоставить информацию о распределении операционных потоков и конечных бенефициарах. 

  • Срок операционной деятельности. С момента регистрации компании должно пройти не менее трех лет — правило негласное, но биржа ему следует.

  • Отсутствие судебных претензий. У будущего эмитента должны отсутствовать арбитражные дела, где он выступает ответчиком.

По мере освоения облигационных инструментов все больше сельхозпроизводителей будет «дорастать» и до IPO. А это уже следующий, более продвинутый уровень освоения финансовых инструментов биржи, с повышенным уровнем внимания от участников рынка, но зато без возникновения дополнительной долговой нагрузки для компаний-эмитентов.

Автор — руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Юнисервис Капитал».


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Загрузка...